Начало операции «Оливковая ветвь» ознаменовалось массированными ракетно-бомбовыми ударами турецких ВВС по опорным пунктам YPG, в которых были задействованы порядка 70 самолетов. Параллельно по ним работала артиллерия. Эти действия, по замыслу военных, должны были нанести существенный урон боевикам, деморализовать противника и облегчить проведение сухопутной части операции.
Победные реляции турецкого генштаба следовали одна за другой: выведены из строя десятки оборонительных сооружений, уничтожены сотни боевиков, одна за другой освобождаются сирийские деревни, собственные потери минимальные. При этом Анкара утверждала, что наносит удары исключительно по военным объектам и среди гражданского населения никто не пострадал. К началу февраля, если верить турецкой стороне, отряды курдов потеряли около тысячи бойцов, а турки – всего 16 военнослужащих.
Однако по другим данным, которые приводит сирийский наблюдательный пост по правам человека, потери YPG составили 123 человека. В то же время в результате бомбежек погибло 68 гражданских лиц, из них 21 ребенок.
Хитрят турецкие военные и со статистикой своих потерь. Специфика «Оливковой ветви» заключается в том, что в ней основную ударную силу пехоты составляют отряды антиасадовской «Свободной сирийской армии» (ССА). Так вот в их составе, по информации тех же правозащитников, из строя только в первые дни боев выбыло около 150 бойцов.
Вместе с тем продолжают расти и собственные потери турецкой армии. По-настоящему черным для нее стал уикенд 10-11 февраля. За два дня погибло 12 военнослужащих, был подбит военный вертолет и несколько единиц бронетехники. Таким образом, число общих потерь в живой силе приблизилось к 30, тогда как за все семь месяцев проведения операции «Щит Евфрата» были убиты 72 турецких солдата.
По мнению международных наблюдателей, Турция вряд ли в скором времени сможет достичь поставленной цели «Оливковой ветви» — уничтожить основные базы курдских боевиков и полностью вытеснить их из северной Сирии. Гористая местность региона, затрудняя использование тяжелой бронетехники, позволяет мобильным небольшим отрядам YPG вести долговременную партизанскую войну.
В самой Турции пока не возникло организованного антивоенного движения. В стране до сих пор действует введенный после путча 2016 года закон о чрезвычайном положении. Власти, ссылаясь на него, жестко пресекают не только малейшие попытки провести митинги и демонстрации против боевых действий в северной Сирии, но и преследуют тех, кто в социальных сетях критикует военную операцию, призывает к переговорам с курдами и восстановлению мира.
Так, за последние три недели уже почти 700 человек были подвергнуты аресту и административным наказаниям, из них около 500 — за антивоенные высказывания в интернете. Всем им инкриминируется стандартное обвинение в пособничестве террористам и разжигание межнациональной вражды.
С открытым осуждением интервенции в Сирию выступил Союз турецких врачей. В своем воззвании они призвали немедленно прекратить войну. На следующий день за решеткой оказались 11 ведущих членов союза, включая председателя.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Стоило в оппозиционной газете Cumhuriyet появиться заметке о новых жертвах войны среди турецких солдат, как на редакцию обрушился вал обвинений и угроз физической расправы.
Ведущий одного из проправительственных телеканалов, назвав в прямом эфире журналистов издания предателями, заявил, что им надо отрубить головы.
Официальные власти Анкары под лозунгом борьбы с курдским терроризмом всячески подогревают патриотическую и военную истерию. Президент Эрдоган, несмотря на растущие потери турецкой армии, еще в конце января объявил о планах расширить операцию от Африна на восток в направлении города Манбиджа. «Мы, — подчеркнул глава Турции, — будем продолжать нашу борьбу до тех пор, пока вплоть до иракской границы не останется ни одного террориста».
Намерения Эрдогана вызвали серьезное беспокойство в Вашингтоне. Регион Манбиджа контролирует альянс «Демократических сил Сирии сил» (СДС), в который входят курдские отряды и группы различных противников режима Асада. США активно поддерживают СДС: снабжают оружием и военно-техническими материалами, американские инструкторы работают в учебных центрах по боевой подготовке, американские спецназовцы занимаются разведкой и проводят специальные операции.
Ответ Анкаре дал командующий силами международной коалиции американский генерал Пол Фанк: «Если нас атакуют, то мы нанесем решительный ответный удар». В свете недавнего разгрома колонны войск Асада (в ее составе были и российские наемники из ЧВК «Вагнер»), пытавшихся выдвинуться на контролируемую СДС территорию, - совсем не пустые слова.
Однако это только распалило Эрдогана. Выступая на днях перед партийными соратниками из парламентской фракции, турецкий президент пообещал, что прямо стрелять в американцев турки не будут, их цель – уничтожение террористов, а так же тех, кто стоит рядом. Поэтому для них (американцев) было бы лучше держаться в стороне от террористов, которых они похлопывают по плечу.
И явно по адресу Фанка добавил: «Ясно, что те, которые говорят «мы будем жестко реагировать, если вы нападете», еще ни разу не получали османских оплеух».
К беспрецедентной словесной дуэли среди партнеров по блоку НАТО с американской стороны подключился министр обороны Джеймс Мэттис, который обвинил турок в том, что они, согласовав «Оливковую ветвь» с русскими, проигнорировали США. А бывший штатовский посол в Анкаре Эрик Эдельман призвал Вашингтон поступить с Турцией также жестко, как это сделал Кремль после сбитого турками российского самолета – заморозить все отношения. Только так, мол, можно воздействовать на Эрдогана, который воспринимает лишь язык силы.
Накал страстей с обеих сторон достиг той точки, когда срочно потребовалось подключить высшие дипломатические круги. В Турцию был командирован госсекретарь США Рекс Тиллерсон.
В ходе трехчасовой беседы с американцем Эрдоган повторил уже ранее сформированную позицию: США должны прекратить помогать курдам, изъять у них американское оружие и отозвать инструкторов, а также отказаться от идеи создания на базе СДС пограничных войск. В свою очередь Тиллерсон заверил турецкого президента, что Америка никогда не поставляла отрядам YPG тяжелое вооружение и не преследует целей нанести ущерб национальной безопасности Турции.
Пока единственным итогом двухдневных переговоров стало обоюдное желание продолжить контакты и поиски путей деэскалации отношений. Следующая встреча на высшем уровне запланирована на середину марта.
Между тем антиамериканская риторика турецких властей приносит ощутимые плоды. Согласно аналитическим оценкам Center for American Progress, 83% турок негативно относятся к США и только 10% населения по-прежнему готовы видеть в американцах своих союзников.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68