итоги выборов президента франции. обновлено
Сегодня, через три дня после самых грязных президентских теледебатов в истории Франции, должен решиться исход самых непредсказуемых выборов. Утром в день голосования есть всего одна причина для того, чтобы самые непредсказуемые выборы стали революционными. Шанс на победу Ле Пен — чрезвычайно высокая явка ее сторонников и чрезвычайно низкая явка среди тех, кто с трудом представляет эту фигуру в кресле президента Франции.
Последний соцопрос, проведенный после теледебатов и опубликованный в пятницу вечером, дал 63% Макрону и 37% Ле Пен.
Опрос, который проводился за неделю до этого, показывал 59% на 41% в пользу Макрона.
Учитывая то, как Марин Ле Пен провела дебаты, потерю четырех процентов люди из ее штаба должны считать знаком непрошибаемости лепеновской целевой аудитории.
Простота хуже воровства
Вечером в среду в эфире двух главных телеканалов страны Марин Ле Пен еще раз доказала, что во второй тур президентских выборов во Франции, при определенном стечении обстоятельств, может выйти каждый.

Фото: EPA
Первым это доказал ее папа Жан-Мари Ле Пен пятнадцать лет назад. Но папа проскочил почти случайно, а Марин, казалось, прокладывала путь к вершине старательно и грамотно.
К главным дебатам она должна была подойти на пике интеллектуальных сил.
И, видимо, подошла на пике.
Для демонстрации своих возможностей в деле управления пятой экономикой мира кандидат Ле Пен использовала следующие орудия интеллектуальной борьбы :
- нетвердое знание механизмов работы государства и бизнеса;
- нетвердое знание собственной программы;
- нетвердое знание недавней истории;
и следующие риторические приемы :
- ухмылка; распространение непроверенных слухов и взятых с потолка данных; частое повторение обвинений из лексикона сторонников теорий заговора:
- Макрон — не помнящий родства космополит, который приведет Францию к гражданской войне;
- Макрон — банкир, желающий распродать Францию по частям и по кускам;
- Макрон — кандидат, «потворствующий исламскому фундаментализму».
При этом Марин Ле Пен проявила невиданную выдержку, и за два часа так и не выдала секретов собственной предвыборной программы.
Сам «технократ» Макрон на пальцах объяснял сопернице, почему «министр экономики» не мог «распродать» частную телефонную компанию; чем телефонная компания отличается от машиностроительной; почему неисполнимо лепеновское предложение использовать франки «для простых людей», а евро «для расчетов между государствами»…
Но ему не всегда удавалось сохранить спокойствие. И в ответ на заявление: «Мадам Ле Пен, вы говорите черт-те что!» он получил от противницы тонкий намек личного характера: «Я вижу, что вы пытаетесь играть со мной в ученика и учителя, но это совсем не мой трюк». (Жена Макрона — его школьная учительница).
Но главного кролика Марин Ле Пен достала из шляпы к концу передачи. Причем, фокус был выполнен на таком уровне, что уши стали торчать раньше времени.
«Следите за тем, что говорите. Я надеюсь, что через несколько дней мы ничего не узнаем… Я надеюсь, мы не узнаем, что вы имеете офшорный счет на Багамах», — сказала Ле Пен.

Фото: EPA
Вскоре выяснилось, что за пару часов до дебатов сообщение о существовании документов, указывающих «на тайный уход Макрона от налогов» через «счет на Каймановых стровах» появилось на известном хакерском форуме (Figaro указывает, что сообщение оставил аноним, чей IP-адрес зарегистрирован в Литве).
Следом, как утверждает команда Макрона, материалы стали распространяться по американским «про-трамповским» ресурсам и к моменту завершения дебатов были перепубликованы на сотнях аккаунтов, «очень активно распространяющих» материалы российских госСМИ, работающих на французском.
На следующий день Макрон подал жалобу (фр.) в Государственную комиссию по контролю за Президентской кампанией (CNCCEP), после обращения которой прокуратура Парижа открыла предварительное расследование по делу о «распространении ложных сведений с целью повлиять на выборы…».
Ну, а в пятницу вечером макроновское движение «En marche!» опубликовало коммюнике (фр.), в котором утверждается, что в общем массиве «компромата» (9 гигабайт) перемешаны подлинные и сфабрикованные мейлы, бухгалтерские документы и контракты. Подлинные бумаги «были похищены в результате взлома рабочей и личной почты» сотрудников макроновской команды «несколько недель назад».
Если это правда, то все вышло как по писаному. В газете «Известия». В начале февраля.
Хронология компромат-атаки
Напомню, 3 февраля франкоязычные российские госСМИ Sputnik (ФГУП МИА «Россия сегодня») и Russia Today сообщили со ссылкой на «Известия», что Джулиан Ассанж нашел что-то разоблачительное против Макрона в мейлах Хиллари Клинтон. Правда, что именно нашел — не сообщалось.
14 февраля в газете «Монд» появилась колонка Ришара Ферранда, генерального секретаря движения «En Marche!». В тексте, который вышел под заголовком «Не позволим России дестабилизировать президентские выборы во Франции!» утверждалось, что сайт движения «En Marche!» ежемесячно становится объектом «нескольких тысяч атак разного свойства», а их количество и характер позволяют говорить о том, что они «осуществляются скоординированной группой».
1 марта вопрос иностранного вмешательства во французские выборы рассматривался в Елисейском дворце на заседании Совета безопасности и обороны. Позднее вопрос обсуждали на заседаниях Совбеза как минимум еще два раза.
Наконец, 17 апреля, чуть меньше, чем за неделю до первого тура, Эмманюэль Макрон заявил в эфире BFMTV, что на него готовится компромат: «На этой неделе вы услышите, что «у господина Макрона есть скрытый счет в одном из офшоров. Это абсолютная ложь…».
Макрон ошибся: «компромат» появился перед вторым туром.

Фото: EPA
«Компромат» замедленного действия
Во-первых, непонятно почему «компромат» не слили раньше.
Соцопросы показывали, что перед первым утром сразу четыре кандидата (из них три — прокремлевских) претендовали на победу.
Подлинные сведения об «офшоре на Каймановых островах» могли выбить «неудобного» кандидата Макрона из гонки сразу же. И тогда второй тур превратился бы для заказчиков в приятную формальность.
Во-вторых, непонятно, почему сейчас ни Марин Ле Пен, ни российские СМИ не публикуют «окончательную бумагу», которая могла бы перевернуть ход выборов, а ограничиваются намеками и ссылками на хакерские ресурсы, напоминающие помойку, где в огромной куче непросеянного мусора может лежать нужная бумажка. Цитата с сайта vesti.ru:
Не удалось отобразить 667
«Слухи, похоже, подтверждаются» — гениальная формулировка, но где документ?
По каким-то неведомым обстоятельствам противники Макрона отказываются взрывать настоящую «бомбу», которая может привести Ле Пен к победе.
Остается предполагать две вещи: либо настоящей «бомбы» нет, а есть муляж, либо заказчики, уверенные в «непроходимости Ле Пен», решили взорвать бомбу после второго тура — чтобы дестабилизировать июньские парламентские выборы и «отравить» президентский срок Макрона. С перспективой импичмента.
Последнее предположение приведет нас к выводу, что заказчики — демиурги. Сначала позволили единственному «неудобному» кандидату выиграть первый тур, потом — припугнули его перед вторым туром, а потом уже нанесут удар по новому хозяину Елисейского дворца?
Это называется «Нет, мы легких путей не искали»?
Или все дело в загадочной душе независимого «литовского хакера»?
P.S.
P.S. А может команда Макрона провернула всю эту длинную операцию, чтобы поднять рейтинг кандидата? Тогда выходит, что сигнал к началу следующей стадии дала сама Марин Ле Пен? Следите за итогами голосования на нашем сайте сегодня, в воскресенье, 7 мая, начиная с 18.00.
Делаем честную журналистику
вместе с вами
В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.
Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.