СюжетыОбщество

«Конституция пока не нарушена»

Префекты и депутаты ответили на вопросы москвичей о великом расселении хрущевок

Этот материал вышел в номере № 45 от 28 апреля 2017
Читать
​​​​​​​Московские власти продолжают объяснять жителям хрущевок, как будет проходить снос и переселение после принятия нового закона и старта программы реновации в столице. После первого чтения закон дорабатывают в Думе. Профильные комитеты указали, что нынешняя версия нарушает статьи Конституции, неоправданно ущемляет права граждан и расширяет полномочия городских властей. Это волнует и москвичей, которые должны определиться со своим отношением к проекту реновации. У тех, кто хочет переселения, один главный вопрос: когда? У тех, кто против переезда или сомневается в его необходимости, вопросов куда больше. А универсальных ответов на них пока нет.

Основной формат, в котором мэрия пытается довести свою позицию до граждан — личное общение. На первом этапе с жителями встречались главы управ, «Новая газета» подробно рассказывала о том, как они проходили в девяти московских районах. В среду, 26 апреля, встречи по теме пятиэтажек прошли уже в нескольких префектурах, в них приняли участие не только представители мэрии, но и депутаты, избранные в Госдуму от соответствующих округов.

«Настоящие москвичи уже внутри»

Репортаж с секретного чаепития с мэром. Что говорили участники встречи и что — граждане, оставшиеся за железным забором

«Никого насильно счастливыми делать не будем»

Памятуя о прошедших аншлаговых встречах глав управ районов, префектура СВАО к выступлению руководителя в Бутырском районе подошла серьезнее. Большой зал, две дополнительных рекреации с конференц-связью, дежурство медицинского персонала (на встречах много пожилых граждан), подготовленная презентация, дружинники — и «подсадные утки». Префект Валерий Виноградов с заместителем представили доводы относительно программы реновации, даже продемонстрировали на слайде пример нового облика района после возведения новых домов на месте снесенных хрущевок. Зал напряженно молчал. Подытожив доклад, префект заметил, что участие или неучастие в реновации — сугубо добровольное: «Никого насильно счастливыми делать не будем».

Президиум решил сначала выслушать часть вопросов, а потом выдать развернутые ответы. С каждым выступлением граждан негодование публики нарастало, жители размахивали заготовленными плакатами, вскакивали с мест, скандировали лозунги. Несколько подростков, прорвавшихся к микрофону, активно агитировали за программу реновации, но не захотели уточнить адрес своего проживания, чем вызвали неодобрительный гул и обвинения в подставе. Зачем это было нужно — неясно, ведь в зале было достаточно людей, которые действительно ждут запуска программы реновации. К входу в зал стали подтягиваться сотрудники полиции в бронежилетах и с резиновыми дубинками. До применения спецсредств дело не дошло.

Основные моменты, которые подчеркнул и уточнил Валерий Виноградов:

  • В реновации будут участвовать дома, которые проголосуют за снос и которые находятся в неудовлетворительном состоянии (вопрос, кто оценивает состояние дома и кто довел его до такого состояния, остался без ответа).
  • Голосование будет электронным в «Активном гражданине» и через МФЦ. Участвовать в нем будут собственники жилья, граждане, имеющие постоянную регистрацию и проживающие в квартире по социальному найму. Для регистрации понадобятся паспортные данные и СНИЛС. Регламент, касающийся голосования, в том числе процентная явка и определение необходимого большинства, будет опубликован за несколько дней до начала голосования — 15 мая.
  • До этого времени не будет никаких списков сносимых домов в рамках программы реновации(сообщение жителей Марфина о схеме сносимых домов, вывешенной в районной управе, Виноградов обещал проверить и разобраться).
  • В новых домах («монолитах») высота потолков будет не ниже 2,70 м. Дома и общая инфраструктура районов после сноса будет адаптирована для людей с инвалидностью. Переезд оплатит город(о возрастающей нагрузке на транспортную, дорожную, коммуникационную системы округа в связи с возведением многоквартирных домов префект умолчал).
Петр Саруханов / «Новая»
Петр Саруханов / «Новая»

«Вы даже не знаете, за что голосовали!»

В среду вечером школа №1056 в Южном Тушине принимает жителей пятиэтажек. В актовом зале с людьми общается префект СЗАО Алексей Пашков. В физкультурном зале встречу транслируют на больших экранах для тех, кто не вместился в актовый. Всего собралось около 500 человек.

«Конечно, в законе такого нет, потому что и закона еще нет!»

Главы управ по всей Москве объясняли жителям, что будущее программы реновации зависит от их голосов. В Хамовниках поверили — и отменили снос пятиэтажек

Свободных мест в зале нет. Те, кто не влез, стоят у стены сзади. Во время приветствия префекта жители ведут дискуссию между собой. Мужчина с блокнотом и включенным диктофоном («чтобы потом было что им предъявлять») рассказывает своей соседке про ремонт, который закончил в своей квартире всего пять месяцев назад. Та ему отвечает: «Вы со своей проблемой — единичный случай. Разбирайтесь, пожалуйста, в индивидуальном порядке».

К микрофону выстраивается очередь граждан со своими «конкретными» вопросами. Пашков читает записки, поступившие к нему из зала. С дальних рядов кричат: «давайте по делу», «хватит воду лить». Спереди отвечают: «Заткнитесь уже, ничего же не слышно из-за вас!» Пашков не выдерживает:

— Поднимите руки, кто против сноса!

Половина зала поднимает руки.

— Вы тогда и задавайте вопросы. Отпустим вас и будем с остальными вопросы решать.

К микрофону подходит интеллигентная женщина лет сорока, она долго рассказывает предисловие своей проблемы, но, получив замечание, что «побыстрее бы уже», почти переходит на крик:

— У нас отменили капитальный ремонт в доме, потому что решается вопрос сноса! У нас, в Щукине! Мы не хотим сноситься! Наши кирпичные пятиэтажки…

— Кто вам вообще сказал, что они будут сноситься, ваши пятиэтажки? — отвечает Пашков.

— Так пятиэтажки же!

— Не будут! Вы против сноса? И чего тогда говорите? У нас достаточно домов, которые хотят сноситься! Нет у власти цели кого-то загонять под снос.

«Здесь у меня появилась кошка и кончилось детство»

Фотоистории жителей обреченных малоэтажек

К микрофону приглашают Геннадия Онищенко, депутата Госдумы и одного из авторов законопроекта о реновации:

— Мой вопрос Геннадию Онищенко: почему для выполнения нового закона нарушили такое количество статей Конституции и других статей законов? Для чего?

— Вы даже не знаете, за что голосовали!

Зал взрывается одобрительными аплодисментами. Онищенко встает из-за стола, берет с собой стопку бумаг и начинает ответ словами: «Можно я несколько слов скажу в целом о законопроекте… Сядьте, успокойтесь. Хватит показывать мне бумажки. Я знаю, за что голосовал». Онищенко рассказывает про замечания юристов к законопроекту и про то, как в Государственной Думе стараются учесть все точки зрения жителей.

Мужчина из зала повторяет:

— Вы так и не ответили на вопрос! Почему вы нарушаете Конституцию?

Онищенко сохраняет спокойствие:

— Значит так, уважаемый, Конституция пока не нарушена. Речь идет пока о законопроекте.

Зал в голос смеется и аплодисментами перебивает депутата.

У выхода из школы за партами сидят девушки с каталогами «Ответы на главные вопросы» и «Новостройки». В первом — сроки проведения голосования за снос (с 15 мая по 1 июля) и самые частые вопросы с ответами, во втором — каталог новостроек в Новой Москве и в пределах МКАД «для ознакомления», от 2 млн за квартиру до 26 млн за апартаменты.

А вам тут выбор подавай

В Северном административном округе встречу префекта с гражданами отменили, но часть жителей собрались в сквере прямо напротив управы, за три дня согласовав свое собрание как пикет против реновации. Под моросящим дождем — не больше 60 человек. Стайка молодежи, десяток пенсионеров, остальные — от тридцати с небольшим до сорока.

— Нам предлагают голосовать на сайте, но это фикция, единственная легитимная процедура — общее собрание собственников и сбор подписей, — вещает кто-то из активистов.

— Единственный способ не дать им снести наши дома — это бороться, — бывший кандидат в Мосгордуму от округа и защитница нашумевшего парка «Дубки» Юлия Галямина через минуту просит кого-то из соратников: «Посмотрите, что там Панасенко».

Панасенко Александр Владимирович — исполняющий обязанности главы управы Тимирязевского района. В то время, пока идет митинг, у него встреча с жителями в соседней школе. Организовали ее в экстренном порядке — всего за сутки.

От лица участвующих в пикете сюда через некоторое время прибежит Дмитрий Бойнов: активист «Дубков», про которого уже писала «Новая». Весной 2016-го полиция при задержании сломала ему ногу, через пару недель в ходе нападения бойцов коммерческого ЧОП на активистов полицейские задержали мужчину заново. В настоящее время Дмитрий под подпиской о невыезде, ему грозит уголовный срок до трех лет за сопротивление защищавшим застройщика правоохранителям. У входа в школу его встречает местный участковый: «Только ты это, тихо в этот раз». «Они меня теперь все в лицо знают», — объясняет мужчина.

В актовом зале школы к тому времени около двухсот человек. Многие из слушателей — пенсионного возраста. О пикете не слышали, сюда пришли добровольно, проблема сносов беспокоит практически всех. По окончании мероприятия многие признаются, что слова главы управы их не удовлетворили: «Дело важное, а у них все какие-то общие фразы, никакой конкретики».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow