Как рассказала «Новой газете» и.о. руководителя Управления Следственного комитета по связям со СМИ Светлана Петренко: «При оперативном сопровождении сотрудников центрального аппарата МВД и ФСБ РФ был задержан первый подозреваемый — администратор одной из «групп смерти» Филипп Будейкин, зарегистрированный в Сети под псевдонимом Филипп Лис, проживающий в городе Солнечногорске Московской области».
Следствие намерено ходатайствовать перед судом о его аресте.
Кроме того, «обыски проводятся у администраторов и участников «группы смерти», имеющих псевдонимы Филипп Море, Мирон Стех, Хранитель Истины и другие, изымаются электронные носители и иные материалы, имеющие значение для расследования, допрашиваются свидетели и потерпевшие».
По данным следствия, с декабря 2013-го по май 2016 года «злоумышленники создали восемь виртуальных сообществ в сети «ВКонтакте», где открыто пропагандировали суициды и склоняли к их совершению несовершеннолетних пользователей». На данный момент потерпевших (детей, состоявших в «группах смерти» и покончивших жизнь самоубийством в различных регионах России) — 15. Но, судя по всему, их количество может, увы, существенно возрасти.
Началось все с публикации очерка обозревателя «Новой газеты» Галины Мурсалиевой «Группы смерти» («Новая газета», 16 мая 2016 года») о том, как родители, чьи дети посещали суицидальные группы в интернете и в итоге покончили с собой, объединились, чтобы провести свое собственное, родительское, расследование. Так они вышли на отлаженную систему «вербовки» потенциальных жертв.
Еще до публикации мы передали все имеющиеся у нас материалы в СК и другие правоохранительные органы. После выхода статьи Следственный комитет потребовал от местных управлений поднять и проанализировать все уголовные дела, возбужденные по фактам детских самоубийств. Было возбуждено уголовное дело в Санкт-Петербурге, расследования самоубийств детей в Рязани объединили в одно производство. Мы делились со следствием всей информацией, которая продолжала к нам поступать практически ежедневно. Потому что (несмотря на то, что администрации социальных сетей заблокировали по собственной инициативе обнаруженные родителями и журналистами «Новой газеты» «группы смерти») были созданы новые, а их администраторы вышли из тени и стали раздавать интервью. И вновь назначались даты массовых суицидов, а жертвам присваивались «номера», обозначающие очередность прощания с жизнью.
Теперь есть вероятность, что все дела, в которых фигурируют «группы смерти», будут все-таки объединены в одно производство, а расследование — поручено следователям центрального аппарата СК РФ.
Вера Юрченко, Сергей Соколов, «Новая»
«Лисьи норы и вечные дети»
В последнее время прямое и уже абсолютно не прикрытое ничем склонение детей и подростков к суициду шло в Сети очень интенсивно
«Лисьи норы и вечные дети» — так называлась одна из глав моей публикации «Группы смерти». Речь в этой главе шла о Филиппе Лисе (настоящее имя, по паспорту, Филипп Будейкин) — том самом администраторе суицидальных групп в интернете, которого утром 15 ноября задержали сотрудники СКР. В его квартире в Солнечногорске уже проведен обыск, ведутся следственные действия.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
«Я напомню одно из его обращений к детям и подросткам в социальной сети: «Ребята, всем привет. Меня зовут Филипп Лис. Хочу сказать, что в моей смерти никто не виноват… …Желаю вам всем не повторять моих ошибок, добра вам, я частично задумывался о смерти, недавно пытался неудачно повеситься, но мне понравилось. Чувство, когда ты засыпаешь и летишь вверх, — это чувство, когда ты понимаешь, что без него тебе никуда, хочется его чувствовать постоянно».
Надо ли говорить, что это была не первая его «смерть на миру», после которой Лис преспокойненько выживал до следующей «сцены самоповешения», конечно же снятой на видео.
После публикации и резонанса, который превзошел все наши ожидания, Филипп Лис и многие другие его «коллеги» на время притихли. Но, почувствовав одобрение многочисленных «диванных войск» фейсбука, ощутили себя неприкасаемыми. И в последнее время прямое и уже абсолютно не прикрытое ничем склонение детей и подростков к суициду шло в Сети настолько интенсивно, что этого не заметить не мог уже только слепой. Жители Рязани, Сергей Пестов и Елена Давыдова, похоронившие своих девочек–школьниц, создали организацию «Спасение детей от киберпреступлений» (в фейсбуке у них заведена специальная страница). Каждый день с ними связываются родители, дети которых находятся в обработке «групп смерти».
Возможно, действует организованная преступная группировка. По крайней мере, по данным «Новой газеты», «следственные действия (обыски и изъятия вещественных доказательств по делу о «группах смерти» в соцсетях) проходят в 10 городах России. Скорее всего, администраторам этих групп будет предъявлено обвинение по статье 110 Уголовного кодекса — «Доведение до самоубийства».
— Наконец-то! — сказал мне по телефону Сергей Пестов. — Если пойдет централизованное расследование, то следователи на местах будут вынуждены разбираться в случае суицидов несовершеннолетних. Во многих местах они просто искали какую-либо внешнюю причину, которую можно было считать стрессовой ситуацией для подростка…
Да, бывает, конечно, и так, что двойка в школе или разлад с родителями приводит подростка к решению «выпрыгнуть из этой жизни досрочно». Но если ему через социальные сети ежедневно внушают, что это — единственный выход, дают подробнейшие, пошаговые инструкции «самовыпила», то не только двойка, а любой толчок — все, что угодно, в реальности может стать для него триггером. В том-то и дело, что «группы смерти» в интернете на сегодняшний день создают надстройки над базовой уязвимостью опасного подросткового возраста, которая из виртуальной реальности давит именно на зону риска в реальности социальной.
Детский психиатр, суицидолог Елена Вроно, еще в мае выступая на кафедре психологии «Новой газеты», говорила: «…психоневролог первой половины ХХ века Хорошко писал: «Характер подростка наделен такими свойствами, которые по факту своего существования предрасполагают подростка к самоубийству». Он имел в виду крайне эмоциональную неустойчивость, изменчивость настроения, склонность к меланхолии, крайнюю импульсивность, неспособность к предвидению последствий своих поступков и при этом уверенность в своей высокой компетентности, дефицит критики…»
Редакция «Новой газеты» располагает большим количеством неопровержимых доказательств склонения детей к смерти через интернет, все их мы передали следствию и опубликуем их тогда, когда разглашение каких-либо данных уже не сможет помешать расследованию.
Если сейчас кто-то снова заголосит, что все происходит лишь для того, чтобы закрыть интернет, значит, этот кто-то явно неадекватен. Как нельзя закрыть землю за то, что на ней совершаются преступления, так и интернет — лишь пространство, в которое мы все практически переселились и в котором наряду с большим количеством позитивных вещей существуют явления, опасные для жизни… и приводящие к гибели детей.
Галина Мурсалиева, обозреватель «Новой газеты»
P.S.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68