Около 18 часов пятницы, 22 июля, рослый молодой человек, одетый в черное (лишь рубашка белая) и высоких сапогах, с красным рюкзаком за спиной, прямо на улице возле закусочной Макдональдс, расположенной напротив мюнхенского олимпийского торгового центра (Olumpisches Einkaufzentrum — OEZ), достал пистолет и начал стрелять в прохожих. Делал он это методично, спокойно и молча. Затем проследовал в торговый центр, где продолжил беспорядочную стрельбу.
В считанные минуты столицу Баварии охватила паника — по сети в геометрической прогрессии нарастали сообщения о выстрелах в OEZ, жертвах, стрельбе в других районах города, массированной атаке террористов. Такая реакция понятна и объяснима: после терактов в Париже, Брюсселе и Ницце европейцы находятся на взводе, гадая, где и когда будет нанесен очередной террористический удар.
Мюнхенская полиция действовала оперативно. Патрульные машины через 10-15 минут были возле торгового центра. Дежурившие в гражданской одежде полицейские даже начали преследовать стрелка и вступили с ним в перестрелку, но потом его потеряли.
Через полчаса был целиком оцеплен район OEZ. В течение часа-полутора полиция перекрыла город, остановила движение общественного транспорта и закрыла выезды. Прекратил обслуживать пассажиров центральный железнодорожный вокзал, опустели улицы, площади, кафе и рестораны. Сверху город патрулировали вертолеты со снайперами. По тревоге подняли полицейский спецназ ряда федеральных земель, в Мюнхен выдвинули известное немецкое антитеррористическое подразделение GSG-9, из соседней Австрии прибыли более 40 сотрудников австрийского отряда по борьбе с терроризмом «Кобра». Всего в операции приняли участия примерно 2300 сотрудников полиции.
Одновременно для мюнхенских больниц и клиник вступил в силу план действий на случай экстремальной ситуации. Врачей и медсестер срочно вызывали на рабочие места. В короткие сроки было подготовлено все необходимое для возможных реанимационных мероприятий.
В первые часы мюнхенской трагедии поступала противоречивая информация о количестве возможных стрелков и пострадавших. Представители полиции, исходя из поступавшей от граждан сведений, предполагали, что нападавших было как минимум трое.
Позже выяснилось, что за террористов приняли оперативников в гражданке.
Анастасия и Дмитрий
жители Мюнхена — Мы были в торговом центре, близко к выходу из магазина, когда снаружи послышались одиночные выстрелы, и мы увидели, что люди бегут вглубь торгового центра. Сразу стало понятно, что это не шутки, а происходит что-то серьезное. Если бы мы тогда вышли, то оказались бы на линии огня. Мы побежали внутрь магазина. Сотрудники открыли аварийный выход, мы выскочили на парковку — и услышали автоматную очередь, очень близко. Уже потом мы нашли в интернете видео, как двое полицейских бегут по парковке и, когда добегают до простреливаемого участка, один из них поднимает автомат и стреляет по крышам гаражей: просто чтобы все спрятались и в него не стреляли. Наверное, эту очередь мы и слышали. Но тогда было вообще непонятно, что происходит: сколько людей стреляют, берут ли заложников. Мы кинулись обратно. Сотрудники обувного магазина открыли нам свою кладовку — подсобное помещение без окон. Туда набились тридцать человек, заперли дверь изнутри. Три часа мы там сидели. С нами оказались афганцы, турчанка, поляки, русская продавщица. У одной женщины была истерика, все друг друга успокаивали. Кто-то успел увидеть в магазине двух вооруженных людей, кто-то видел, как продавцы заводили в магазины посетителей и захлопывали железные жалюзи, чтобы террорист не попал внутрь. Интернет был, новости мы знали. Позвонили в полицию, там сказали сидеть, пока нас не выведут. Выводили, начиная с дальнего конца магазина, нас — самых последних. Вывод был замечательный: зашли «космонавты» в шлемах, с большим количеством оружия, до следующей станции метро вели пешком, чтобы среди нас не смогли спрятаться террористы. Городского транспорта не было, а поймать такси невозможно. Огромные пробки, потому что все машины проверяли. Полчаса шли домой пешком, в городе тоже было страшно. Но уже в субботу Мюнхен выглядел, как обычно. ПодготовилаЕлена РачеваПосле полуночи стало известно, что стрелявший действовал в одиночку — его труп был обнаружен на газоне в километре от места преступления. В 3.30 утра полиция объявила о завершении операции. Печальный итог: 10 трупов, включая самого стрелка, 27 человек получили ранения различной степени тяжести, более 100 человек обратились за помощью к психологам.
Глава мюнхенской полиции Хубертус Андре на первой утренней пресс-конференции откровенно признался, что за всю свою полицейскую карьеру впервые пережил такое страшное событие, которое он пока не может квалифицировать — был ли это теракт по мотивам радикального исламизма или речь идет о массовом убийстве по другим причинам. Идет расследование.
Личность мюнхенского стрелка была установлена быстро — это 18-летний этнический иранец Давид С., имеющий гражданство Германии и Ирана. В два часа ночи полицейский спецназ штурмовал квартиру родителей убийцы, которая находится всего в 2-х километрах от торгового центра. До этого семья ничем выделялась. Отец работает таксистом, мать — в магазине, у преступника есть еще младший брат. Соседи отметили, что до кровавой мюнхенской бани все вели себя мирно и дружелюбно, повышенной религиозности никто не проявлял. Сам юноша в поле зрения полиции не попадал.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Чуть ранее в социальных сетях появилось видео: жильцы дома переговариваются с похожим на преступника человеком на крыше здания парковки вблизи OEZ. В руках мужчины — пистолет, который он перезаряжает и кричит: «Я — немец. Я родился в Германии в квартале безработных. Проходил лечение. Я ничего не сделал. Заткнитесь!».
Эти кадры вызывали острую дискуссию в сети и среди экспертов по терроризму: могли ли за мюнхенскими событиями стоять ультранационалистические немецкие радикалы, объявившие таким образом войну государству из-за миграционной политики? Тут же многие вспомнили, что 22 июля — пятилетняя годовщина норвежской бойни, которую устроил Брейвик. Масло в огонь добавил пресс-секретарь партия «Альтернатива для Германии» (AfD), разместивший в своем твиттере призыв голосовать за AfD в связи с «терактом» в Мюнхене.
На ЧП в Мюнхене власти Баварии, кабинет министров Германии отреагировали по высшему сигналу террористической угрозы. Баварское земельное правительство провело в субботу экстренное кризисное заседание. В Берлине собрался совет безопасности во главе с канцлером Ангелой Меркель и с участием руководителей разведки, контрразведки и криминальной полиции.
Тревога политиков и чиновников обусловлена тем, что за несколько дней до Мюнхена в понедельник, 19 июля, в пригородном поезде близ баварского города Вюрцбург случилось другое кровавое происшествие. Афганский 17-ти летний юноша-беженец Риаз Хан Ахмадзай, вооружившись топором и ножом, напал на пассажиров поезда, тяжело ранив несколько человек — в основном, пострадала семья китайских туристов из Гонконга. После мигрант, выскочив из остановившегося поезда, ударил топором двух прохожих немок и пытался атаковать сотрудников полицейского спецназа, случайно оказавшихся в этом месте. Полицейские, применив оружие, застрелили преступника.
Трагедия в поезде прогремело на всю Германию. Мало того, что за холодное оружие взялся несовершеннолетний беженец, прибывший в страну год назад, быстро выяснилось — на преступление он пошел по религиозным мотивам: в интернете появилась видеозапись, на которой афганец, признаваясь в приверженности к идеям запрещенного в России «Исламского государства», грозился покарать неверных. Также при въезде в Германию он указал фальшивые персональные данные. У следствия, которое ведет немецкая генеральная прокуратура, есть подозрение, что преступник сознательно скрыл свой реальный возраст (на видео он выглядит много старше 17-ти лет) и на самом деле является выходцем из Пакистана.
До своего деяния «афганец», по свидетельству его знакомых и приемной семьи, тоже ничем не выделялся из своего окружения, правонарушений не совершал, экстремистских религиозных убеждений не высказывал. В этой связи немецкие эксперты, опираясь на первые итоги следственных действий в Ницце о якобы террористе-одиночке, мировоззрение которого стремительно радикализировалось под воздействием пропаганды ИГ, заговорили о переходе исламских экстремистов в Европе к новой тактике: активное рекрутирование в свои ряды внешне ничем не приметных выходцев из мигрантской среды и разворачивание с их помощью индивидуального террора без создания подпольных групп боевиков.
Представители правоохранительных органов Германии — президент Ведомства по защите конституции (BfV) и глава Федеральной уголовной полиции (BKA) — не опровергли возможность такой угрозы, отметив, что кроме специально внедренных в ряды беженцев сторонников и боевиков ИГ сама ситуация социальной неопределенности среди многочисленных беженцев создает в стране условия для распространения радикальных настроений. «Мы не можем, — заявил руководитель BfV Ханс-Георг Маасен, — взять всех беженцев в поле зрения нашего радара и контролировать то, что творится в их головах».
Особое беспокойство, как считают в BKA, вызывает то, что в настоящий момент ни полиция, ни иммиграционные службы Германии не располагают информацией о местонахождении более 9 тысяч подростков-беженцев, въехавших в страну самостоятельно без сопровождения родных. Многие из них, попав по материальным причинам в зависимость от преступных группировок, занимаются наркоторговлей, совершают кражи и другие преступления. В полиции не исключают, что для исламских террористов именно эта категория малолетних мигрантов является наиболее интересной в вербовочном плане — общественное мнение склонно проявлять к детям и подросткам большее сочувствие, чем к взрослым.
9 тысяч подростков-беженцев, въехавших в страну без сопровождения родных, о местоположении которых ничего не знают полиция и иммиграционная служба, — легкая добыча для вербовщиков
До последнего времени волна исламского терроризма обходила Германию стороной. С начала года наряду с ЧП в пригородном поезде случилось еще два теракта: в январе девушка-подросток, симпатизирующая ИГ, с ножом напала полицейского, несмертельно ранив его в шею, а в апреле два 16-ти летних подростка из мусульманских семей подорвали по религиозной неприязни взрывное устройство на свадьбе сикхов — 3 человека получили ранения.
P.S.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68