СюжетыПолитика

«Авекзит» после «Брекзита»

Чем грозят сенсационные перевыборы президента Австрии Евросоюзу

Этот материал вышел в номере № 71 от 4 июля 2016
Читать
«Авекзит» после «Брекзита»
Фото: EPA

Австрия продолжает удивлять мир политическими сюрпризами. Все началось с президентских выборов в апреле: впервые в послевоенной истории страны представители традиционно правящих партий — Социал-демократической партии (SPÖ) и Австрийской народной партии (ÖVP) — с треском выбыли из борьбы за пост президента, а в финал вышли кандидат от правопопулистской Австрийской партии свободы (FPÖ) и независимый политик, до этого возглавлявший партию «Зелёных». Также впервые судьбу второго тура решали голоса, поданные по почте.

И вот очередная сенсация — конституционный суд Альпийской республики, отменив итоги майского голосования, постановил, что выборы следует вновь повторить с теми же кандидатами.

На судебном разбирательстве проигравшие правые настояли не только из-за горечи поражения. Они имели достаточные юридические основания, поскольку — и это подтвердила высшая судебная инстанция, — были допущены нарушения избирательного законодательства: во многих окружных комиссиях почтовые конверты с голосами избирателей начали вскрывать в конце дня голосования, а не на следующее утро, как прописано в законе.

Казалось бы, формальность. Тем более что, согласно показаниям в суде, ответственные за подсчет голосов чиновники поступили так без какого-либо злого умысла или по политическим мотивам: просто хотелось быстрее закончить работу и отчитаться о результатах. Других нарушений, известных из российской практики, как, например, вброс бюллетеней, «карусельные» голосования или коллективная доставка на избирательные участки военнослужащих, имеющих четкий приказ, не было выявлено по простой причине — местная политическая культура исключает подобные «ноу-хау».

Но оказалось, что и чиновничья поспешность в стране, расколотой пополам (оба кандидата получили ровно по 50% голосов при рекордной явке на выборы в 72% избирателей), — далеко не формальность, на которую можно закрыть глаза ради обретения стабильности или в угоду политической воле. Соблюдение буквы и духа закона в демократическом обществе является гарантией его существования, что успешно и использовали юристы FPÖ, чтобы опротестовать итоги выборов.

Почему же австрийские правые так упорно бьются за пост президента республики, который, собственно говоря, исполняет лишь представительские функции?

Ответ прост. Президент имеет право распустить парламент и назначить досрочные выборы. Для Свободной партии — золотой шанс на фоне роста антимиграционных настроений и правого радикализма, затянувшихся трудностей экономики и падения авторитета правящих партий завоевать большинство депутатских мест и сформировать правительство. Такой сценарий подразумевает, что буквально на следующий после инаугурация правого президента в Австрии начнется новая эпоха, которая изменит не только внутриполитический курс — она окажет существенное влияние на расклад сил между сторонниками и противниками ЕС в общеевропейском масштабе.

До британского референдума и кандидат правых Норберт Хофер, и сам председатель FPÖ Хайнц-Кристиан Штрахе, мечтающий занять кресло австрийского канцлера, туманно и с оговорками высказывались о возможностях Öxit («Авекзит» — выход Австрии из Евросоюза). Однако после «Брекзита» Хофер четко обозначил позицию партии, которая в случае прихода к власти даст Брюсселю один год на реформирование ЕС, после чего позовет австрийцев на свой референдум о выходе.

Евросоюз, по мнению австрийских правых, был хорош в качестве успешной площадки для экономического сотрудничества и торговли без таможенных границ до того, как приступил к созданию политической надстройки, которая теперь, мол, набрала слишком много полномочий и командных функций. Такая позиция сближает FPÖ как с прочими правыми евроскептиками-националистами из других стран континента, так и с правительствами Вышеградской группы (Польша, Чехия, Венгрия и Словакия).

Восточноевропейская «четверка» в свое время категорически выступила против миграционной политики ЕС и отказалась принимать у себя мусульманских беженцев с Ближнего Востока. Теперь, после «Брексита», Вышеградская группа настаивает на кардинальном пересмотре всей политики евроинтеграции. Наиболее ясно это сформулировал лидер правящей в Польше Национал-консервативной партии Ярослав Качиньский, подчеркнувший, что ЕС «должен быть супердержавой, в которой, тем не менее, национальные государства сохраняют свою автономию».

В мае, когда в Вене объявили о победе с минимальным перевесом либерального Александра Ван дер Беллена, многие в Европе вздохнули с облегчением — пронесло. Как выяснилось, радость была преждевременной и интрига — куда повернет Австрия, — еще как минимум три месяца до новых выборов будет продолжать волновать и самих австрийцев, и их европейских соседей.

Тем временем австрийские правые ликуют, либералы с трудом скрывают свое разочарование: до 8 июля (дня вступления в должность их кандидата) оставалось всего ничего, а по-прежнему расколотую на два лагеря страну ждет новый виток политических страстей. Какой будет их исход, предугадать невозможно. Перед сторонниками Ван дер Беллена стоит непростая задача: в отпускной сезон, имея в багаже негатив от политической растерянности Брюсселя из-за выхода Англии из ЕС, мобилизовать все силы на избирательную кампанию.

В свою очередь руководство Свободной партии не скрывает, что основой предвыборной агитации сделает свою победу в конституционном суде. Этот факт, по мнению правых, «наглядно показал населению Австрии, кто на самом деле выступает за незыблемость конституции, верховенство права и последовательно защищает соблюдение демократических законов».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow