СюжетыПолитика

Выборы на Балканах: Сербия голосовала за Европу, в Македонии случился бунт

Как голосуют бедные страны Европы и чему они научились у соседей
Победа Вучича не вызывала сомнений. И произошла. Фото: EPA
Победа Вучича не вызывала сомнений. И произошла. Фото: EPA

В Сербии в минувшее воскресенье, 24 апреля, состоялись досрочные парламентские выборы. В их исходе практически никто не сомневался: правящая Сербская прогрессивная партия (СПП), имевшая и до этого 80% голосов в парламенте, должна была сохранить свои позиции. Так оно и случилось. СПП, получив 51% голосов избирателей, подтвердила свое абсолютное депутатское большинство.

Примечательна сама политическая мотивация роспуска парламента за два года до истечения срока полномочий и назначение новых выборов.

Премьер-министр и лидер СПП Александр Вучич с приходом к власти в 2014 году начал масштабное реформирование всех аспектов социально-экономической и политической жизни страны, целью которого являлось вхождение в Евросоюз. В какой-то момент осознав, что для реализации планов может не хватить времени, глава сербского правительства отважился на такой серьезный шаг, как досрочные парламентские выборы, чтобы получить в свое распоряжение еще четыре года.

Александр Вучич принадлежит к той молодой генерации сербских политиков, которые, своевременно разглядев тупик национал-патриотической риторики, поняли, что «балканский тигр», как называли Сербию в 90-ые годы прошлого столетия, оказался запертым в клетке собственных амбиций и международной изоляции. Соседние страны, в недавнем прошлом союзные республики Югославии, более не оглядываясь на Белград, решительно встали на путь евроинтеграции, а сербская экономика, значительную роль в которой все еще играет государственный сектор, поражена стагнацией, инфляцией и безработицей.

В свое время Вучич, начав политическую карьеру в Сербской радикальной партии Воислава Шешеля, в которой дорос до должности генерального секретаря, занимал резко антиамериканские и антинатовские позиции. Теперь он ярый поборник европейского пути для Сербии и делает все, чтобы его родная страна по возможности скорее стала членом ЕС.

Благодаря усилиям сербского премьер-министра в марте 2015 года Белград подписал с НАТО индивидуальный план партнерских действий (Individual Partnership Action Plan, IPAP) —высшая степень сотрудничества с Атлантическим альянсом для не входящих в него государств, после чего следует полноценное членство.

Неофициально считается, что войти в Евросоюз можно только через присоединение к НАТО. Так, например, было со всеми восточноевропейскими странами — сначала НАТО и только потом ЕС.

А в декабре прошлого года Брюссель и Белград начали переговоры о вступлении Сербии в ЕС (С 2012 года балканская страна является кандидатом в члены.). Этот процесс, по словам Европейского комиссара по вопросам расширения и добрососедства Йоханнеса Хана, займет не один год и еще много воды утечет в Дунае, но главное — дать старт. В переговорной повестке стоят пока две важные темы: реформа финансового контроля по стандартам ЕС и обсуждение политики Сербии по отношению к Косово.

Нынешняя избирательная кампания в Сербии, по мнению местных и международных наблюдателей, проходила в целом вяло, хотя и было зарегистрирована 20 партий. Участники предвыборной гонки ограничились агитацией своего электората: радикалы ориентировались на противников США, НАТО и ЕС, демократы и прочие сторонники евроинтеграции повторяли в своих выборных лозунгах программные положения партии Вучича, у которой, по сути, соперников не было — слишком высоко вырос за последние два года авторитет и рейтинг СПП у населения.

Наибольшую активность в предвыборной кампании проявила, пожалуй, лишь Сербская радикальная партия. Лидер СРП Шешель накануне выборов был признан Гаагским трибуналом невиновным в военных преступлениях 90-х годов, совершенных сербскими националистами в ходе этнических войн в бывшей Югославии. Воодушевленный таким решением сербский политик заявил, что его личная победа над международной реакцией обеспечит партии как минимум 14% голосов на досрочных парламентских выборах. В реальности СРП получила меньше 8%, что, тем не менее, позволило ей после четырехлетнего перерыва вернуться в Народную скупщину Сербии.

Важным итогом выборов стало то, что оппозиционная нынешнему курсу Вучича Демократическая партия впервые за 16 лет потерпела поражение в своей вотчине — автономном крае Воеводина.

Массовые акции протеста вызвало решение президента об амнистии для коррумпированных чиновников / EPA
Массовые акции протеста вызвало решение президента об амнистии для коррумпированных чиновников / EPA

В соседней Македонии также 24 апреля должны были состояться досрочные парламентские выборы. Но не состоялись: страну из-за продолжительного политического кризиса сотрясают массовые протесты населения и жесткая конфронтация между правящей элитой и оппозиционными силами.

Одно из беднейших европейских государств, Республика Македония, насчитывающая чуть более 2-х миллионов жителей, возникла в 1991 году на развалинах бывшей социалистической Югославии. За четверть века страна неоднократно переживала политические кризисы, а в 2001 году даже стояла на грани гражданской войны из-за острых этнических и религиозных противоречий: примерно 64% населения составляют македонцы, исповедующие в основном православие, а 25% — албанцы, придерживающиеся ислама.

До сих пор небольшое балканское государство борется за право называться собственным именем, в котором ей категорически отказывает Греция — даже в ООН Македония официально именуется бывшей республикой Югославии. Из-за позиции Афин, использующим вето, Скопье с 2005 года не может вступить в Евросоюз.

Нынешний кризис в Македонии берет свое начало сразу же после парламентских и президентских выборов 2014 года, на которых в очередной раз большинство голосов набрала консервативная партия с очень длинным названием — Внутренняя македонская революционная организация — Демократическая партия за македонское национальное единство (ВМРО-ДПМНЕ). Однако для формирования правительства ей понадобились коалиционные партнеры, для чего ВМРО-ДПМНЕ вступила в переговоры с несколькими партиями албанского меньшинства, также прошедшими в парламент по результатам выборов.

Оппозиционный Социал-демократический союз Македонии (СДМС), обвинив правящую партию в подтасовке итогов голосования, в начале 2015 года опубликовал распечатки телефонных разговоров руководящих функционеров ВМРО-ДПМНЕ, которые нелицеприятно отзывались о своих албанских политических партнерах. Это вызвало возмущение и массовые беспорядки в населенных преимущественно албанцами районах. Власти для наведения порядка применили силу, что только обострило этнический конфликт — участились случаи поджога православных храмов, на мечетях появились надписи оскорбительного содержания, между радикальными группировками македонцев и албанцев завязывались ожесточенные перестрелки.

А тут еще летом прошлого года на всю мощь заработал балканский трафик беженцев. Ежемесячный транзит мигрантов через Македонию достигал 100 тысяч и более человек. Страна оказалась на грани катастрофы.

Правительство стремилось, с одной стороны, мобилизовать все силы, чтобы разрешить миграционный кризис, а, с другой — отразить натиск оппозиции, благодаря усилиям которой была создана специальная прокурорская группа по расследованию фальсификаций выборов и фактов коррупции среди высших государственных чиновников. Под следствием оказались 56 представителей власти. Компромиссом стало назначение досрочных парламентских выборов сначала на февраль, а затем на апрель 2016 года.

И вот, когда до 24 апреля оставалась всего неделя, президент Македонии Георге Иванов, выходец из рядов ВМРО-ДПМНЕ, своей властью объявил амнистию всем подозреваемым чиновникам. Это решение спровоцировало стихийный протест:

на улицу вышли десятки тысяч людей, офисы президента, премьер-министра и правящей партии забрасывали файерами, яйцами и камнями, возникло массовое движение «Простириам!» («Я протестую!»).

Главные требования протестующих и оппозиции: немедленная отставка президента и привлечение к ответственности всех коррупционеров и фальсификаторов выборов.

В таких условиях проведение выборов в назначенную дату стало невозможным. При помощи представителей Евросоюза в Скопье пытались как-то разрядить ситуацию, предложив перенести день голосования на 5 июня. Однако руководство СДМС, заявив, что без удовлетворения требований массового протеста выборы проводить нельзя, отказалось послать свою делегацию в Вену на переговоры с представителями официальных властей при посредничестве ЕС.

«Мы — страна, находящаяся в процессе распада, — считает македонский публицист Сасо Орданоски. — Уже сейчас практически нет ни одной работающей государственной структуры, и наша дальнейшая судьбы целиком зависит от международного сообщества».

В свою очередь международные эксперты по Балканам полагают, что кризис в Македонии может стать серьезной проблемой для безопасности не только региона, но и всего Евросоюза. Македонцы, как известно, закрыв свои границы, полностью перекрыли балканский трафик беженцев. Если же продолжится развал македонской государственности, то может случиться так, что некому будет охранять границы и мигранты, находящиеся в настоящее время в Греции, новым потоком устремятся в Европу.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow