СюжетыОбщество

Крест поставили не на шахте

«Северную» начали затапливать. Потом будут осушать, а затем туда вновь спустятся шахтеры с неисправными датчиками и повышенными планами по добыче — надо же компенсировать убытки

Этот материал вышел в номере № 25 от 11 марта 2016
Читать
«Северную» начали затапливать. Потом будут осушать, а затем туда вновь спустятся шахтеры с неисправными датчиками и повышенными планами по добыче — надо же компенсировать убытки
Мемориал у шахты «Северная». Фото: Максим Григорьев / ТАСС
Мемориал у шахты «Северная». Фото: Максим Григорьев / ТАСС

На крыше здания «Воркутауголь», что в самом центре города, светится красным призыв: «Больше угля родине». На соседнем доме — огромный баннер: сильный мужчина берет на руки девушку в легком платье, какие здесь можно носить всего пару недель в году, вокруг них — тундра, на заднем фоне — шахта. Поверх идиллической картинки лозунг: «Настоящие мужчины всегда в цене».

После аварии на «Северной» перед главным входом в «Воркутууголь» вывесили 30 фотографий шахтеров, которые так и не поднялись на поверхность после двух взрывов метана. На четырех портретах — тех, чьи тела удалось обнаружить, — были черные траурные ленты. На остальных двадцати шести — не было. Горели свечи, лежали цветы.

Фотографии убрали неделю назад, когда Воркутинский городской суд признал погибшими всех оставшихся в шахте, а на территории «Северной» появился огромный металлический выкрашенный синей краской крест.

Сейчас на шахте тихо и малолюдно. 6 марта компания «Воркутауголь», которой принадлежит «Северная», объявила о начале затопления выработок — технический совет признал такой способ тушения подземного пожара единственно возможным. Я была на шахте в тот день. Рабочие варили трубы, по которым вода из реки Воркуты должна пойти в один из стволов «Северной», мрачно шутили, что «речка теперь заканчивается здесь», и говорили, что работы им еще осталось на день-два.

«Воркутауголь» обещает затопить выработки третьего горизонта в рекордно короткие сроки — за 60–80 дней, потом откачать воду, поднять на поверхность тела погибших и продолжить добычу.

Вице-премьер Аркадий Дворкович, который возглавляет правительственную комиссию по оказанию помощи пострадавшим и семьям погибших на «Северной», менее оптимистичен: он заявил, что при нормальном развитии событий затопление завершится к концу мая, при плохом — продлится до июля.

Изображение

— Бред, — коротко говорят шахтеры. Некоторые добавляют, что в феврале Ростехнадзор проверял шахту «Северная», но не обнаружил никаких серьезных нарушений, а теперь «задницу себе прикрывает».

О горногеологическом событии — горном ударе — и произошедшем чуть менее чем через час взрыве в первые дни сообщала и «Воркутауголь». Однако в актах о несчастном случае на производстве, которые выдают семьям погибших, о горном ударе — ни слова. «В 14.09 при ведении горных работ по выемке угля в лаве 412-з пл. [пласта] Мощный произошла авария — взрыв метановоздушной смеси», — значится в документе, а происшествие классифицировано как «авария, взрыв и катастрофа техногенного характера».

Все работники «Северной», с которыми мне удалось пообщаться, говорят о постоянных превышениях по метану, о зарплатах, которые сильно зависели от уровня добычи, о постоянно растущих планах выработки, о давлении со стороны начальства. Большинство — только анонимно. В открытую, с указанием имени и фамилии — единицы.

— Стационарные датчики, которые отвечают за отключение электроэнергии, показывали меньшее значение содержания метана в воздухе, — рассказывает Андрей Пирогов, горнорабочий очистного забоя, который полтора года отработал на 12-м участке (именно там произошел взрыв).

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

— Разница большая была?

— Приличная. И полпроцента, и процент, и два, и три. На карманном 3%, например, а на стационарном — 0,7%.

Шахтер говорит, что попытки прекратить работы, чтобы проветрить лаву, часто вызывали вопросы у начальства.

— «Что стоим?», «Когда поедем?», «Сколько будем стоять?», «Будете писать объяснительные» и так далее, — перечисляет Андрей. — Да, мы задавали вопросы, но ответ был такой, что карманные датчики показывают грубые значения и все они у нас ошибочные.

Многие вспоминают о предыдущей крупной аварии — взрыве на шахте «Воркутинская» в 2013-м, тогда погибли 19 человек.

— Там тоже лава газовала (при добыче выделялось значительное количество метана. — З.Б.), — говорит бурильщик Аркадий Сорокин. Он работал и на «Воркутинской», и на «Северной». — О том, что там был взрыв, нам объявили в первый же день. И все затихло буквально недели через две после аварии. И до сих пор те, кого я знаю с того участка, — все молчат. Никто не говорит, что произошло.

В то, что «Северную» удастся быстро затопить и восстановить, шахтеры не верят.

— Там сотни километров выработок, — говорит один из них. — Топить будут не меньше нескольких месяцев — столько воды сразу просто неоткуда взять. И откачивать сколько потом еще будут… Шахту «Центральная» ведь после затопления не восстановили.

В январе 1998-го на «Центральной» взорвался метан и угольная пыль. Погибли 27 человек, тела 17 так и не были подняты на поверхность. Памятник 17 навсегда оставшимся в шахте горнякам — единственное, что осталось от «Центральной». После взрыва шахту закрыли, затопили и демонтировали все наземные постройки.

Обратный пример — авария на «Распадской» в мае 2010-го (погиб 91 человек). На затопление горизонта, на котором действовал пожар, ушло больше трех месяцев, на откачку воды — примерно столько же, но добыча началась уже в декабре того же года.

— Не стоит сравнивать «Центральную» и «Северную». Первую бы все равно закрыли через несколько лет, уголь заканчивался, и восстанавливать ее не имело смысла. А «Северная» — там большие запасы, она перспективная, — считает один из лидеров воркутинской ячейки Российского профсоюза угольщиков Артур Усатый. — В первые дни из вентствола №2 валил дым. Сейчас его нет. То есть предпринятые меры работают.

…А значит, вполне вероятно, что в этом году в «Северную» вновь будут спускаться шахтеры, и почему-то кажется: злополучные карманные газовые анализаторы вновь будут «ошибаться».

Продолжение следует

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow