СюжетыПолитика

«Или вы с нами, или мы вас убьем»

В Париже обсудили детали войны против «Исламского государства»

В Париже обсудили детали войны против «Исламского государства»
Изображение

Фото: www.elysee.fr

В здании французского МИДа на набережной Орсе прошла «Международная конференция за мир и безопасность в Ираке». Основная цель мероприятия – разработка стратегии войны с т.н. «Исламским государством» (ИГ). В конференции приняли участие представители 26 стран1 (включая Россию), ООН, Лиги арабских государств и ЕС.

«Цель этой конференции – координировать действия, направленные на сохранение единства Ирака и уничтожение террористической группировки», сказал президент Франции Олланд в пятницу, во время визита в Багдад.

В субботу 13 сентября террористы из ИГ совершили еще одно «показательное» убийство. Они обезглавили 44-летнего гражданина Великобритании Дэвида Хэйнса. Чтобы ни у кого не было сомнений насчет того, что убийство имеет отношение к конференции, террористы назвали преступное видео «Посланием союзникам Америки».

В воскресенье пресс-служба президента Франции распространила такое заявление: «Гнусное убийство Дэвида Хэйнса еще раз показало, насколько международное сообщество должно мобилизоваться против Daech2, организации подлой и мерзкой».

Мобилизация состоится -- союзники настроены крайне решительно. Правда, подробности мобилизации держатся в секрете – не только от террористов, но, можно предположить, и от некоторых участников антитеррористической коалиции, между которыми нет полного согласия.

Конференция началась в 9.30 (11.30 МСК) с короткого совместного выступления Олланда и президента Ирака Фуада Массума. Затем участники (в основном – министры иностранных дел, включая Лаврова и госсекретаря Керри) отправились на переговоры, которые закончились через два часа.

Открывая конференцию, Олланд заявил, что «глобальной угрозе» нужен «глобальный ответ»; международное сообщество «не может терять время» и должно значительно усилить поддержку борцов с ИГ3– гуманитарную и военную. Но «глобальный ответ» должен все-таки «исходить от самих иракцев». Т.е. по крайней мере, Франция (как и США) не намерена посылать в Ирак своих солдат.

Но авиационные удары предусмотрены. Утром накануне конференции в Ирак (с базы в Абу-Даби) вылетели первые французские разведывательные самолеты, сопровождаемые истребителями «Рафаль» – чтобы подготовить «почву» для будущих бомбардировок.

Олланд также выразил желание дать «жесткий ответ» террористам ИГ там, «где это движение зародилось», -- т.е. в Сирии. За три года, сказал он, в Сирии погибло 200 тысяч человек. Таким образом, французский президент еще раз напомнил об «ошибке», совершенной год назад, когда предложение Франции о бомбардировках в Сирии было отвергнуто (при активном участии руководства России, которое не изменило свою позицию до сих пор). Только год назад Олланд говорил о необходимости бомбить расположения сирийской армии, подконтрольные диктатору Башару аль Асаду, а сегодня речь идет о бомбардировке боевиков ИГ (противников Асада). Как теперь будет разрешаться этот парадокс, пока не ясно. Но если разрешение на бомбардировки будет получено, Франции придется бомбить, в том числе, и своих соотечественников – на стороне ИГ сейчас воюет несколько сотен французских граждан.

Есть там и другие европейцы, подчеркнул президент Ирака, поблагодаривший «международное сообщество» за ту поддержку, которая уже оказана и за ту, что будет оказана позже. На всякий случай он напомнил, что приехал во Францию, страну Великой Революции, давшей начало принятию первой Декларации прав человека. Так вот, террористы ИГ нарушают эти права, руководствуясь одним лишь принципом – «Или вы с нами, или мы вас убьем». Этот принцип касается всех, вне зависимости от национальности и религии. «Перед нами огромная опасность», напомнил Массум. «Нужно постоянно наносить авиаудары по террористам, не давая им передохнуть, нужно осушить источники их финансирования, нужно взять их в кольцо». Одновременно нужно оказывать «гуманитарную помощь беженцам», «отстраивать разрушенные террористами города, деревни и религиозные здания» (например, старинные храмы, разрушенные в Мосуле и в иракском Курдистане).

После двухчасовых переговоров союзников, которые проходили без участия прессы, в коридор для короткого комментария вышел Сергей Лавров. Министр «приветствовал инициативу французской стороны» по проведению конференции. В то же время он напомнил, что Россия уже и так оказывает помощь – «и военную, и иную» -- и Ираку, и другим странам региона: «той же Сирии» (правда, Асаду), Египту, Ливану, Йемену, Иордании… «И мы продолжим это делать».

Позже российский МИД раздал журналистам текст речи Лаврова, которую он произнес перед союзниками. Судя по тексту, Лавров припомнил западным партнерам и помощь «экстремистам» в уничтожении Муамара Каддафи и три года поддержки, оказываемой противникам режима Асада, и даже ухудшение ситуации в Ираке после свержения Саддама Хуссейна. Но сегодня, сказал Лавров, не время для взаимных упреков. Тем более, что «никто не совершенен». Неизвестно, намекал ли наш министр, произнося этот афоризм, на ту грязную работу, которую вот уже несколько месяцев ему приходится выполнять на фоне войны в Украине, или только прощал западных партнеров за их «ошибки», но после иракской конференции Лаврову – судя по утечкам наших источников -- снова напомнили о ДНР и ЛНР. Пришлось уединиться с Лораном Фабиусом (Франция) и Франком-Вальтером Штайнмайером (Германия) и в --дцатый раз обсудить войну на востоке Украины. Что именно было сказано на этот раз, пока не сообщается.

Что касается итогов иракской конференции, то пока участники отделываются сухим пресс-релизом, в котором еще раз (об этом же сказал и Олланд в приветственном слове) упоминается резолюция 2170 http://www.refworld.org.ru/docid/53f72d7f4.html Совбеза ООН и намерение решительно ее придерживаться. Участники согласились с необходимостью «продолжить и усилить» и борьбу с ИГ, и увеличить помощь и властям стран, борющихся с этой группировкой, и беженцам, число которых в регионе уже превысило 4 миллиона (из них 1,8 млн – из Ирака). Союзники договорились продолжить обсуждение иракского вопроса в рамках Генеральной ассамблеи ООН. «А еще, по предложению наших друзей из Бахрейна, -- заявил чуть позже Лоран Фабиус, -- будет организована конференция, на которой мы обсудим, как перекрыть террористам источники финансирования».

В конце французский министр сказал, что парижская конференция была «крайне полезной и дала возможность продвинуться в деле достижения мира и в деле борьбы с Daech». Министр в очередной раз избежал употребления самоназвания Исламского государства – группировки, которая не имеет ничего общего ни с исламом, ни с государством. Об этом же говорил и Лавров: «Я думаю, лидеры «Исламского государства» не должны иметь иллюзий: они не являются представителями ислама, и им не будет позволено создать свое государство».

Таким образом, впервые за долгие месяцы, российская дипломатия оказалась на одной стороне с (остальным) цивилизованным миром. Можно предположить, это был не худший день для Лаврова.

P.S. А еще Лавров заявил, что «без взаимодействия с сирийским руководством» нельзя вторгаться на территорию этого государства, --что, вероятно, противоречит намерениям французского президента. Так что парижская конференция пока не привела союзников к полному взаимопониманию (хотя и оказалась «полезной»). Вероятно, в сложившейся обстановке согласия по всем вопросам достичь в принципе невозможно. Главное, чтобы разногласия не помешали представителям новой мировой коалиции избавиться от страшной угрозы.

Фабиус уверен, что «битва будет долгой».


1 Франция, Ирак, США, Китай, Великобритания, Германия, Япония, Россия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Египет, Иордания, Ливан, Турция, Италия, Канада, Норвегия, Испания, Нидерланды, Бельгия, Дания, Чехия.

2 Французские власти используют этот арабский акроним «ИГ», чтобы не делать террористам подарка в виде слова «государство».

3 Он также сказал о необходимости увеличить объемы помощи, отправляемой в Иорданию и Ливану, государствам, которые могут стать жертвами экспансии ИГ уже в ближайшем будущем. К тому же, напомнил Олланд, Ливан в последние годы принял два миллиона сирийских беженцев.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow