РасследованияПолитика

Небо было закрыто не полностью

Эксперты должны быть вне политики и получить максимальный доступ к уликам, только так можно избежать будущих катастроф

Этот материал вышел в номере № 79 от 21 июля 2014
Читать
Эксперты должны быть вне политики и получить максимальный доступ к уликам, только так можно избежать будущих катастроф

Катастрофа Boeing-777 «Малайзийских авиалиний» в небе над Украиной стала крупнейшей по количеству жертв за последние 10 лет. Она же стремительнее, чем какая-либо другая, обрастает «подробностями», слухами и версиями. Почему — понятно. Слишком больно и страшно — а потому крайне привлекательно для использования в пропагандистских целях любой стороной, имеющей свой интерес в вооруженном конфликте на юго-востоке Украины.

Главная цель авиационных специалистов в расследовании любой авиакатастрофы — не в том, чтобы найти и наказать виновных (этим традиционно занимаются органы следствия), а в том, чтобы выяснить, как именно произошла трагедия, и понять, как сделать так, чтобы подобное больше никогда не повторялось.

Для того эксперты должны быть вне политики — это раз. И им должен быть обеспечен максимальный доступ ко всем уликам.

Однако на момент подписания номера информации о том, что ополченцы допустили на место трагедии авиационных специалистов, так и не появилось.

17 июля пассажирский Boeing-777 авиакомпании Malaysia Airlines должен был выполнить рейс MH17 из Амстердама (Нидерланды) в Куала-Лумпур (Малайзия). В 14.14 по московскому времени самолет вылетел из аэропорта Schiphol с 283 пассажирами и 15 членами экипажа на борту. В 18.15—18.20 связь с лайнером была потеряна. Через некоторое время появилась информация о том, что в районе деревни Грабово Донецкой области обнаружены обломки самолета — очень быстро стало понятно: под Донецком упал малайзийский «Боинг».

Радиус разброса обломков — около 15 километров. Основная локализация — в 50 километрах от российско-украинской границы. Шансов выжить ни у одного из 298 человек, находившихся на борту в момент крушения, не было.

По информации, которая появилась через несколько часов, малайзийский самолет связывался с российскими авиадиспетчерами в Ростове-на-Дону, однако госкорпорация по ОРВД (государственная корпорация по организации воздушного движения) сразу же опровергла это, заявив, что в момент катастрофы борт находился в зоне ответственности украинских диспетчеров из Днепропетровского района полетной информации.

Действующие пилоты также подтвердили «Новой», что факт связи экипажа «Боинга» с российскими диспетчерами маловероятен: «Зона перехода на управление Ростовским центром находится практически на границе».

Представители авиакомпании Malaysia Airlines уже распространили информацию о том, что самолет перед рейсом был полностью технически исправен.

Воздушный коридор

Небо над непризнанными Луганской и Донецкой республиками не было полностью закрыто. На время проведения АТО были запрещены полеты ниже 320-го эшелона (то есть на высотах ниже 32 000 футов, или 9750 метров). Это означает, что воздушное пространство Донбасса могли пересекать только транзитные суда.

Boeing-777 должен был двигаться на 350-м эшелоне — на оптимальной для воздушных судов этого типа высоте. Однако в момент катастрофы он находился на 330-м. Но вряд ли это существенно сказалось на том, что произошло дальше.

Некоторые авиакомпании отказались от полетов в зоне боевых действий еще до трагедии с малайзийским самолетом. Несмотря на то что в небе над непризнанными республиками проходит несколько воздушных трасс, которые используют на европейско-азиатских маршрутах, British Airways и Air France пускали свои воздушные суда в обход (севернее или южнее) территории Украины. Malayasia Airlines, KLM, Lufthansa и Thai Airways продолжали летать напрямую.

Как позже заявили представители Malaysia Airlines, у авиакомпании не было оснований для изменения маршрута: потенциально опасным было признано пространство над Крымом, а в том, что касается полетов над Донбассом, перевозчик действовал в соответствии с разрешением ИКАО (Международной организации гражданской авиации).

Спустя несколько часов после крушения, «Евроконтроль» (Европейская организация по безопасности воздушной навигации) полностью запретила полеты пассажирских воздушных судов над Луганской и Донецкой областями.

В зоне боевых действий

«Во время активной фазы антитеррористической операции в Чечне воздушное пространство, разумеется, закрывали, — сообщил источник «Новой» в авиационных кругах. — Но там не было большого количества трасс».

Воздушное пространство над Сирией и Ливией на период активных боевых действий также полностью закрывали, рассказал руководитель Шереметьевского проф-союза летного состава Игорь Дельдюжов. «Небо над Афганистаном, напротив, давно открыто. Через Кабул следуют многие самолеты. Я сам регулярно пересекал воздушное пространство этого государства. Но, насколько мне известно, авиационные власти всегда предупреждают, что все риски, связанные с полетами в таких зонах, авиакомпания должна брать на себя», — пояснил Дельдюжов.

Расследование

Кто именно будет руководить расследованием авиационной составляющей катастрофы, пока неизвестно. Межгосударственный авиационный комитет, которому 11 государств бывшего СССР — в том числе Украина — передали полномочия по расследованию авиационных происшествий, осторожно заявил, что орган может принять участие в расследовании, если это потребуется. Когда появилась информация о том, что ополченцы хотят передать найденные на месте крушения черные ящики в Москву, МАК выступил с заявлением о необходимости создать специальную комиссию под эгидой ИКАО и передавать материалы, имеющие отношение к катастрофе, туда.

Расследованием катастрофы также готовы заняться украинские чиновники: была сформирована специальная комиссия, которую возглавил вице-премьер Владимир Гройсман.

Что необходимо для нормального расследования трагедии? Доступ на место крушения и «нетронутость» следов катастрофы. И с тем, и с другим пока не очень. В районе места падения на утро субботы находилось 30 наблюдателей от ОБСЕ, которым ополченцы не предоставили полного доступа к месту крушения. Как заявил спикер Информационно-аналитического центра СНБО Украины Андрей Лысенко, в районе поисковых работ находится около 200 украинских спасателей. Из 35 квадратных километров, на которых ищут фрагменты самолета и тела погибших, обследовано больше 18. Украинская сторона уже сообщила об обнаружении 192 тел погибших. Андрей Лысенко также заявил о том, что ополченцы вывезли 36 тел в Донецк и что будто бы черные ящики также находятся у представителей ДНР (подробнее — на стр. 6).

Комментарии

«Новая газета» обзвонила ведущих европейских авиаперевозчиков, чтобы выяснить, как изменятся их маршруты после крушения малайзийского «Боинга»

Михаил Бойчук, Антон Пронюшин

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow