КолонкаПолитика

Роль фотографии в истории «железного занавеса»

Четверть века назад Венгрия открыла границу с Австрией, а в итоге рухнула Берлинская стена

Этот материал вышел в номере № 72 от 4 июля 2014
Читать
Четверть века назад Венгрия открыла границу с Австрией, а в итоге рухнула Берлинская стена
Изображение

Так бывает, что в череде повседневности событие, которое, задав начало и направление развития исторического процесса, само остается в тени. К таковым можно отнести то, что случилось 27 июня 1989 года на границе между Австрией и Венгрией: министры иностранных дел двух стран символически, хотя и собственноручно, перерезали колючую проволоку между противоположными идеологиями и экономическими укладами — капитализмом и социализмом, между Востоком и Западом.

В апреле 1989 года правительство Венгрии заявило о том, что намерено демонтировать со своей стороны пограничные защитные линии, а в мае от слов перешло к делу. Правда, западная пресса как-то упустила из виду историчность момента, а венгерские СМИ, в свою очередь, ограничилась традиционно коротким официальным сообщением. «Большой брат» — Советский Союз — не одобрил инициативу Будапешта. И процесс ликвидации «железного занавеса» проходил более чем скромно - без прямых телевизионных включений и пространных репортажей, без митингов, цветов и оркестров.

Так до сих пор и неизвестно, кому первому пришла в голову идея устроить 27 июня фотосессию министров иностранных дел на австро-венгерской границе: то ли венским журналистам, то ли мидовским чиновникам… Суть не в этом — фото удалось! Оно обошло весь мир, попав и на глаза гражданам ГДР.

Во второй половине 80-годов идеологическое единство правящей партии СЕПГ с народом в самой развитой и обеспеченной стране социалистического лагеря держалось на волоске. Стабильность политической обстановки режим, категорически отвергнув идеи советской перестройки, пытался обеспечить запретами на всякие общественные дискуссии о необходимости перемен. Доходило до курьезов. Пресса ГДР практически перестала публиковать материалы съездов и пленумов КПСС, выступления Горбачева, а ежемесячный дайджест советских СМИ «Спутник» попал в разряд запрещенных изданий.

Сохранить идеологическую девственность в неприкосновенности, когда почти на всей территории страны круглосуточно в онлайн режиме доступны альтернативные источники информации, дело заведомо проигрышное. Партийный аппарат работал, не покладая рук, но уже вхолостую, - вера пропала, пропагандистские потуги государственной машины превратились в объект насмешек многочисленных анекдотов. Одним из самых, пожалуй, популярных - на тему экономии электроэнергии и эмигрантских настроений. Партийный шеф Хонеккер, возвращаясь ночью из зарубежного турне, не обнаружил ни одного огонька на территории республики, а дома нашел записку: «Дорогой Эрих, мы все ушли. Уходя, не забудь выключить свет. Твоя жена Маргот».

Так фото с австрийско-венгерской границы попало на благодатную почву. Сотни тысяч граждан ГДР открыто критиковали существующие порядки, десятки тысяч искали возможность выехать на Запад. И в августе 1989 года в Венгрию, прорвавшую «занавес», устремился поток отпускников из ГДР - «зеленую границу» переходили семьями, с бабушками и внуками. Попытка Восточного Берлина воспрепятствовать процессу, ставшему уже необратимым, и надавить на Будапешт с целью ввести жесткие меры на границе окончилась трагически – 21 августа венгерскими пограничниками был застрелен гражданин ГДР Курт-Вернер Шульц, последняя жертва «железного занавеса».

Дальнейшие события развивались стремительно: один за другим пали восточноевропейские коммунистические режимы, рухнула Берлинская стена, Германия воссоединилась, СССР развалился. Мир изменился.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow