В Национальной Ассамблее Франции прошел сеанс борьбы с российской коррупцией. Скептики могут смеяться, а я не буду. С таким подходом не только коррупцию, но даже простуду не поборешь. Поэтому возрадуемся любому предложению. Вчера вечером предложение исходило от молодой французско-российской неправительственной организации Russie-Libertés.
Организация представила доклад «Коррупция в России: избежать ловушек, бороться с бедствием». Предложение поддержали: председатель парламентской Комиссии по европейским делам Даниэль Оруа, политолог Мари Мендра, адвокат Вильям Бурдон, преподаватель Science Po Сергей Гуриев. Двое последних помогали готовить документ.
Документ хороший: если его лучшие положения претворить в жизнь, все россияне заживут в другой стране1.
Время для доклада тоже выбрано правильно – на носу питерский экономический форум, выборы в Европарламент и президентские выборы в Украине.
Бардак в Украине вообще стал причиной изменения правил плодотворной для обеих сторон процедуры под названием «Миллиарды не пахнут», в которой экономика «цивилизованных стран» (государственная и приватная) удобрялась российскими деньгами.
Выборы в Европарламент упомянул президент НКО Russie-Libertés Алексей Прокопьев. Он призвал избирателей (надеюсь, кто-то из них читает эту заметку) внимательно отнестись к антикоррупционным мерам, упомянутым в программах кандидатов. И голосовать за тех, кто способен бороться с коррупцией наиболее эффективно. С российской коррупцией – не в последнюю очередь: все-таки мы в этом деле не последние люди на планете. Согласно самому свежему докладу Transparensy International мы на 127-м месте. Перед нами – Пакистан, за нами – Бангладеш, и в данном случае лучше потихоньку двигаться в сторону Пакистана.
В Питерском экономическом форуме примут участие сорок западных монстров бизнеса, из них семь из Франции. Не так много, как бывало, но не так мало, как можно было ожидать (после открытия санкций). Но и цель составителей доклада не в том, чтобы отвадить инвесторов от России, а в том, чтобы научить их работать в нашей богатой на взятки стране по-другому. То есть так, как они работают в Европе и в США.
В борьбе с коррупцией, как и в любой борьбе, нужна солидарность. И если хотя бы западные корпорации перестанут играть в традиционную игру «не подмажешь не поедешь», то, вероятно, скоро можно будет ехать, не подмазывая. Простая мера – перенаправлять все запросы насчет смазки к такой-то матери. Точнее, к материнской компании, чей офис находится в Берлине или в Париже.
Пойдут ли на такой романтический эксперимент монстры бизнеса, скоро узнаем. Но я бы на их месте попробовал2. Тем более, что авторы доклада предлагают для энтузиастов отличную торговую наклейку – «Свободно от коррупции». На такой товар будут клевать лучше, чем на тот, в котором «нет ГМО». Тем более, что новый лейбл хотя бы имеет честные основания.
Доклад Russie-Libertés несет и другие здравые предложения.
1) Как сказано выше, нужно усилить участие европейских предприятий, работающих в России, в борьбе с нашей кровной (буквально) коррупцией. Тем более, что разделять коррупционные правила бывает выгодно в краткосрочной перспективе, но вряд ли это имеет смысл, если компания хочет остаться в стране надолго. Платить коррупционерам – и дорого, и бесперспективно. Платежи растут, а обстановка все равно никогда не бывает стабильной и предсказуемой.
Предприятия должны развивать профсоюзную деятельность в России по образцам, которые действуют в Европе. Настоящие профсоюзы возьмут на себя публичные функции по защите от коррупционного давления. Нужно повысить финансовую прозрачность, сохранять и лелеять неправительственные органы контроля, публично сообщать о любых попытках чиновников вовлечь предприятие в коррупционную цепочку. Нужно создавать анти-коррупционные альянсы между предприятиями. Ведь сломать веник, которым коррупция будет выметена за пределы России (желательно, прямо в море, и хорошо бы не рядом с Крымом), гораздо труднее, если прутья-предприятия держатся вместе.
2) Нужно консолидировать европейские законодательные системы в части борьбы с коррупцией. Так же как применять правильные меры на практике. Например, во Франции уголовное право упоминает, кажется, все возможные виды коррупции, совершенные, как в стране, так и за ее пределами. И все-таки с 2000 года в стране было открыто только 33 судебных процедуры и только по 5 из них вынесен приговор. Причин несколько, одна из них – несовершенство законов. Например, согласно французскому законодательству «Никто не несет уголовной ответственности, кроме как за собственное преступление». Таким образом «материнские предприятия» во Франции не могут отвечать за взятку, которую их «дочка» дала какому-нибудь «папику» в России. А максимальный штраф для французских юридических лиц, уличенных во взятке иностранному должностному лицу — 750 тысяч евро. Для предприятия, ведущего борьбу за поставку условных десантных кораблей, это три копейки.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Еще одно предложение – закрепить в европейских законодательных системах обязательства по защите гражданских активистов, борющихся с коррупцией (в том числе обязательства по предоставлению убежищ).
3) Нужно переориентировать российско-европейские организации на борьбу с коррупцией. Например, французское агентство по международному развитию предприятий (Ubifrance), активно действующее в России, не занимается – согласно утверждению Russie-Libertés – борьбой с коррупцией, ограничиваясь обтекаемыми докладами. Ubifrance находится под опекой нескольких французских министерств и вполне могла бы стать мощным инструментом антикоррупционного давления.
4) Нужно усилить и расширить санкции против «авторов коррупции». Коррупция, как сказала политолог Мари Мендра, феномен, в первую очередь, политический. Для существования и развития феномена нужна политическая воля. За время правления нынешнего российского президента уровень коррупции в России вырос многократно.
И это, кажется, признает даже «автор».
Но бороться с нею, кажется, не хочет ни автор, ни сонм соавторов.
И в этот раз, как и в некоторых других случаях, только «заграница нам поможет».
Вот что пишет Сергей Гуриев в предисловии к докладу: «В течение многих лет коррупция представлялась внутренней проблемой России. Запад часто разделял этот факт, когда деньги, расхищенные коррумпированными чиновниками, размещались на швейцарских банковских счетах или использовались для покупки вилл в Челси. В течение всего этого времени коррупция финансировала режим и его сползание в авторитаризм и агрессивность».
Сегодня Гуриев призывает западные правительства по-настоящему взяться за российскую коррупцию. Ведь «от этих действий зависит будущее российского перехода к демократическому и пацифистскому государству».
От этих действий, добавлю я свои пять копеек, зависит не только наш завтрашний переход к светлому будущему, но и сегодняшние цены в магазинах (если кому-то такой аргумент ближе).
Так что наши «западные партнеры» обязательно должны помочь нам в борьбе за наши права.
Ну, а мы сами, как видно, даже на это не способны.
P.S. Кстати, напомнила Мари Мендра, главные лозунги массовых манифестаций зимы 2011-2012 были антикоррупционными. Мы тогда страстно митинговали против воровства голосов и воровства денег. Как видно, с тех пор что-то изменилось.
1 Все, а не только те, кто уехали в другую. Как, например, я.
2 Хотя, может именно поэтому я и не на их месте?
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68