СюжетыПолитика

Меры против неконтролируемых мэров

Готовится закон, который поставит точку в процессе удушения местной автономии

Этот материал вышел в номере № 27 от 14 марта 2014
Читать
Готовится закон, который поставит точку в процессе удушения местной автономии
Изображение

Фото - РИА НОВОСТИ

Группа депутатов Госдумы и член Совета Федерации Степан Киричук внесли в Госдуму проект закона, позволяющий отказаться от прямых выборов мэров крупных городов с районным делением.

По проекту, градоначальники будут избираться депутатами городского муниципалитета. При этом городские парламенты тоже не будут избираться напрямую жителями.

Почему появился проект — понятно: власть хочет предотвратить появление неконтролируемых ею фигур на постах мэров в результате протестного голосования жителей, уставших от многолетнего единороссовского правления («эффект Урлашова-Ройзмана-Ширшиной»).

Авторы законопроекта в пояснительной записке, конечно же, приводят вполне благие намерения. «В крупных городах осуществление местного самоуправления только на общегородском уровне привело во многих случаях к потере связи между населением и городской властью… слабо контролируемая городским сообществом власть, имеющая значительные материальные и финансовые ресурсы, отдалена от населения»…

Все так: сегодня в даже городах-миллионниках (Нижний Новгород, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Самара, Омск и др.) единственный выборный орган местного самоуправления — общегородской. Ничего более близкого к населению нет. В пределах «городского округа» (не только в городах-миллионниках) могут быть созданы городские районы (так обстоит дело в 67 российских городах, из которых 56 — региональные центры), но они являются лишь административными образованиями и не имеют статуса муниципалитетов. А значит, не имеют выборной представительной власти, с собственным бюджетом, доходными источниками и закрепленными полномочиями.

Единственное исключение — города федерального значения Москва и Петербург: в них допускается создание органов самоуправления на внутригородских территориях. Правда, на практике это реализовано в почти карикатурной форме: на территории «старой Москвы» (без учета ее расширения в 2012 году) 125 внутригородских муниципальных образований, на территории Петербурга — 111. При этом «микромуниципалитеты» обладают и «микрополномочиями», занимаясь в основном внутриквартальным благоустройством и согласованием размещения мелких торговых точек и не имея возможности влиять на самые болезненные для населения вопросы — ЖКХ, нового строительства, образования, здравоохранения …

Что же предлагается теперь?

Вводятся два новых вида муниципальных образований: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район (что позволяет во всех крупных городах создать внутригородские муниципалитеты). Создание таких городских округов и внутригородских муниципальных образований будет осуществляться законами соответствующих регионов. Вопросы местного значения, источники доходов местных бюджетов, состав муниципального имущества городского округа с внутригородским делением и внутригородских районов будут разграничиваться законами регионов и уставом городского округа.

Перечисленное вполне разумно. Но этим, к сожалению, дело не ограничивается. Далее авторы законопроекта предлагают формировать представительный орган городского округа с внутригородским делением «из состава представительных органов внутригородских районов», а главу городского округа (по-простому — мэра) избирать из состава представительного органа данного городского округа. Глава местной администрации будет назначаться на должность по контракту. Норма представительства депутатов внутригородского района в представительном органе городского округа будет определяться законом региона.

Это и означает, что жители крупных городов лишаются не только права выбрать мэра, но и права выбрать «городских депутатов». Вместо этого им будет предложено выбирать только депутатов районных муниципальных собраний, а они уже потом сами решат, кого делегировать в городской муниципалитет. Который, в свою очередь, выберет из своего состава мэра.

Такой же принцип авторы законопроекта предлагают установить и для муниципальных районов (таких как, например, сейчас в Подмосковье). В них не будет прямых выборов районных советов депутатов — они будут формироваться путем «делегирования» муниципалитетами городских и сельских поселений, входящих в состав района. А затем уже районный совет из своего состава выберет главу района.

Зачем вводится «делегирование» — вполне понятно. Чем ниже уровень, на котором происходят выборы, — тем меньше территория, в пределах которой они проводятся, тем меньше граждан принимает в них участие, тем ниже явка на выборы и интерес к ним. Соответственно, тем выше для власти возможности обеспечить там «контролируемое голосование» с применением административного ресурса.

Одно дело — выборы городской думы Нижнего Новгорода или Екатеринбурга: они неминуемо становятся политическим событием, привлекают интерес, превращаются в состязание представителей разных политических сил. Выборы же на более низком уровне, как показывает практика существующих внутригородских муниципалитетов в Москве и Петербурге, такого интереса не вызывают. И куда легче контролируются.

По мнению профессора Европейского университета в Санкт-Петербурге Владимира Гельмана, этим «ставится точка в затяжной истории удушения местной автономии и местной демократии в постсоветской России, начавшейся осенью 1993 года». Если проект станет законом — с этим выводом трудно будет не согласиться.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow