СюжетыПолитика

Подгонка правил под результат

Этот материал вышел в номере № 26 от 11 марта 2013
Читать
Президент Путин внес в Госдуму проект нового закона о выборах парламента, обещанный еще в январе. Тогда, напомним, президент дал поручение вернуться к смешанной системе выборов Думы (отмененной после 2003 года) и «подумать» о возврате избирательных блоков. С первым все хорошо — законопроект предусматривает избрание половины депутатов по партспискам и половины — по одномандатным округам. Что касается второго, то, «подумав», от блоков решили отказаться. И понятно почему.
Изображение

Президент Путин внес в Госдуму проект нового закона о выборах парламента, обещанный еще в январе. Тогда, напомним, президент дал поручение вернуться к смешанной системе выборов Думы (отмененной после 2003 года) и «подумать» о возврате избирательных блоков.

С первым все хорошо — законопроект предусматривает избрание половины депутатов по партспискам и половины — по одномандатным округам. Что касается второго, то, «подумав», от блоков решили отказаться. И понятно почему.

Президентский проект предлагает создание 225 одномандатных округов на период в 10 лет — только после этого их границы могут измениться, если изменится численность избирателей на этих территориях. В среднем в округе должно быть около 490 тысяч избирателей, но возможны и исключения — для регионов, где число избирателей меньше, чем указанная норма представительства, будет по одному округу.

Существенно упрощается выдвижение кандидатов — партии (причем не только парламентские) могут без всякого сбора подписей избирателей выдвигать как списки, так и одномандатников.

В партийном списке может быть до половины беспартийных кандидатов, но не может быть членов других партий. При этом партия, как и до 2003 года, может включить в список кандидатов, которые баллотируются от нее в одномандатных округах. Партийный список может содержать центральную часть (не более 10 кандидатов) и не более 35 региональных групп.

Самовыдвиженцы в округах должны будут собрать не менее 0,5% подписей от числа избирателей, а если в округе менее 100 тысяч избирателей — не менее 500 подписей.

Избирательный барьер для партийных списков снижается с 7% до 5%.

Лимит расходов из средств избирательного фонда сохраняется на уровне 700 млн рублей для партий и устанавливается в 15 млн рублей для кандидатов в округах.

Для открытости выборов предусматривается, что в помещениях для голосования «могут устанавливаться» (хотя и не должны) средства видеонаблюдения и трансляции изображения, что позволит вести непрерывную трансляцию в сети Интернет хода голосования и подсчета голосов избирателей на всей территории страны.

Наконец, если в выборах участвуют более 20 партий, а на выборах по соответствующему округу — более 30 кандидатов, избирательный бюллетень может быть изготовлен «в форме брошюры».

Мнения большинства экспертов и представителей оппозиционных партий совпадают — проект писался по принципу «подгонка правил под результат», и в таком виде выгоден только «Единой России». Или иной партии власти, которая может образоваться к 2016 году, когда пройдут выборы парламента.

Тем не менее минусы проекта соседствуют с плюсами — какие бы мотивы ни руководили его авторами. С плюсов и начнем.

Много лет оппозиция твердила о «запретительном» принципе регистрации, когда избиркомы произвольно браковали подписи ее кандидатов, не допуская их к выборам. Да, теперь, — в ситуации, когда создание партий стало крайне простым, власть может создать множество «спойлерских» партий для «растаскивания» оппозиционных голосов. Но это все равно лучше, чем прежнее право избиркомов на «отсев» неугодных, с которым почти невозможно было бороться.

Еще один плюс — снижение на два процентных пункта упомянутого «барьера», который в старом, семипроцентном варианте оказывался откровенно «заградительным».

В свою очередь, главный минус проекта — это сохраняющийся запрет на создание избирательных блоков, препятствующий объединению усилий оппозиции на выборах по партспискам и созданию эффективных коалиций. Ведь даже пятипроцентный барьер — достаточно высокая «планка», которую не так легко преодолеть в одиночку. А все голоса, отданные за партии, не прошедшие «барьер», потом перераспределяются — и большая их часть отходит лидирующей партии, которой надеется остаться ЕР. И потому выступает против возврата блоков.

Что касается возврата одномандатных округов, то его нельзя оценивать однозначно. С одной стороны, хорошо, когда интересы избирателей конкретного округа представляет депутат, избранный только местными жителями. С другой стороны, мажоритарная система (в отличие от системы пропорциональной), как хорошо известно, снижает представительность парламента. Ведь голоса избирателей округа, отданные за всех, кроме победителя, фактически «пропадают».

Впрочем, очевидно, что, возвращая смешанную систему выборов, Кремль руководствуется вовсе не этими критериями, а исключительно своим конъюнктурным интересом: застраховаться от падения рейтинга «Единой России», что становится очевидностью.

Во-первых, на выборах в одномандатном округе «коэффициент полезного действия» административного ресурса значительно выше, чем на выборах по спискам. А во-вторых, на выборах в мажоритарном округе чаще всего побеждает представитель партии, имеющей относительно больший рейтинг, — каковой, как уже сказано, надеется оставаться ЕР.

К тому же у нее появляется возможность для маневра — ничто не помешает выдвинуть в округах формально независимых кандидатов, которые после выборов дружно рванут в ряды единороссов — что многократно показано практикой. Этими кандидатами, кстати, могут быть популярные артисты, спортсмены, бизнесмены. И они же могут войти в избирательные списки, сыграв роль «паровозов»: после победы в округе они уступят «списочный» мандат тем, кого избиратель может толком и не знать.

Следует заметить, впрочем, что такая система (когда можно баллотироваться и в округе, и по списку) выгодна и лидерам «микропартий»: выставляясь в округах, они увеличивают свои шансы на победу за счет «списочной» избирательной кампании. Подобный эффект имел место на выборах 1995 года, когда некоторые лидеры партий, не прошедших в Думу, попали в нее по округам: Ирина Хакамада, Константин Боровой, Святослав Федоров, Борис Федоров, Элла Памфилова, Станислав Говорухин и другие.

Наконец, еще один фактор, влияющий на выборы в округах, — финансовый: успех во многом обеспечивается рекламой в СМИ и интенсивностью агитации. А потому характерно, что возврат к округам первой приветствовала партия миллиардера Михаила Прохорова — у нее-то, в отличие от демократической оппозиции, финансовых проблем не будет.

Последнее: возможны разные правила выборов и разные избирательные системы, со своими достоинствами и недостатками. В демократических странах все они обеспечивают главное — парламент формируется в соответствии с проявленной на выборах волей избирателей. А обеспечивают потому, что налицо три отсутствующих сегодня в России условия: честная политическая конкуренция, независимые от власти избиркомы (которым нельзя приказать переписать протоколы голосования) и независимый суд, который немедленно отменит любые незаконные результаты.

Делается ли предложенным законопроектом шаг в этом направлении — вопрос явно риторический.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow