Сюжеты · Экономика

«Суперджет» рухнул. Вместе с продажами?

На борту разбившегося в Индонезии лайнера были главные потенциальные покупатели этой надежды отечественного авиапрома

Этот материал вышел в № 50—51 от 11 мая 2012
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 50—51 от 11 мая 2012

13:31, 10 мая 2012Зинаида Бурская, Корреспондент

13949

13:31, 10 мая 2012Зинаида Бурская, Корреспондент

13949

9 мая самолет Sukhoi SuperJet-100 потерпел крушение во время демонстрационного полета в Индонезии. В 14.45 по местному времени он пропал с экранов локаторов, связаться с экипажем диспетчерам не удалось. Обломки воздушного судна обнаружили спустя почти сутки на отвесном склоне горы Салак…

Не удалось отобразить 667

 **9 мая самолет Sukhoi**  **SuperJet**  **-100 потерпел крушение во время демонстрационного полета в Индонезии. В 14.45 по местному времени он пропал с экранов локаторов, связаться с экипажем диспетчерам не удалось. Обломки воздушного судна обнаружили спустя почти сутки на отвесном склоне горы Салак. По последним данным, в момент крушения на борту самолета находилось 45 человек. Большинство — индонезийцы, представители авиакомпаний, потенциально готовых приобрести российскую новинку. 8 человек, включая членов экипажа, — россияне. На момент подписания номера никакой информации о выживших в этой авиакатастрофе не поступало.** 
Демонстрационные полеты Super Jet по азиатским странам (3 мая самолет был в Казахстане, 5-го — в Пакистане, 7-го — в Мьянме, а 11 и 14 мая должен был побывать в Лаосе и Вьетнаме) проходили в рамках первого рекламного тура для этой модели. Борт пропал с экранов локаторов во время возвращения со второго индонезийского демонстрационного полета (в первом все прошло штатно). Экипаж запросил снижение до высоты 6000 футов, получил разрешение от диспетчера и после этого на связь больше не выходил. Непосредственно в зоне снижения самолета находилась гора Салак высотой 6200 футов.
Аварийный маяк международной системы КОСПАС-SARSAT (космической системы поиска аварийных судов) Superjet -100 не отвечал ни на одной частоте — с борта не поступали сигналы от датчиков приводнения или столкновения с возвышенностью. Поиски самолета осложнялись плохой погодой и сложным рельефом местности. 9 мая в предполагаемый район крушения выдвинулись пешие отряды спасателей. Присутствующие в Джакарте российские журналисты пытались дозвониться на мобильные членов экипажа и пассажиров — звонки иногда проходили, но трубку никто не брал. Поиски с воздуха удалось начать только утром следующего дня. Вскоре после этого обломки самолета на почти вертикальном склоне Салака обнаружили с вертолета. Высадиться на месте крушения спасателям не позволила погода. Специалисты отмечают, что шансы обнаружить на месте крушения живых людей призрачны.
Эксперты полагают, что катастрофа могла быть связана с ошибкой экипажа или диспетчера, и напоминают, что на борту Superjetдолжна была сработать система оповещения об опасном сближении с землей.
Крушение Superjet-100 — первое авиационное происшествие с самолетами этого типа, повлекшее человеческие жертвы.
Напомним, решение о создании нового отечественно регионального пассажирского самолета было принято в 2000 году. Однако первый опытный экземпляр поднялся в воздух только в 2008-м — несмотря на то, что уже в том году производитель «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) обещал поставить на рынок шесть серийных экземпляров. По подсчетам «Новой», разработка Superjet-100 потребовала беспрецедентных финансовых вложений — около 7 млрд долларов, из них 2,5-3 млрд — были выделены напрямую из бюджета ( **подробно об этом «Новая» писала в №16 от 15.02.2012** ). Из-за значительного отставания от заявленного потенциальным покупателям графика поставок многие европейские заказчики отказались от многомиллионных предварительных контрактов. Несмотря на то, что именно европейский рынок первоначально рассматривался производителем как приоритетный, объективную возможность окупить хотя бы часть вложений предоставлял рынок азиатский: только с индонезийскими компаниями «Гражданские самолеты Сухого» заключили твердые контракты на поставку более чем 40 самолетов, а суммарно азиатские поставки могли бы превысить 70 экземпляров. Однако 10 мая стало известно, что Индонезия приостановила закупки лайнера до выяснения причин катастрофы.
Борт, разбившийся в горах недалеко от Джакарты, был третьим летным экземпляром Superjet-100 и принадлежал КБ Сухого. Командовал экипажем летчик-испытатель Александр Яблонцев, который активно участвовал в испытаниях Superjet-100. Помимо Яблонцева из граждан России на борту в момент крушения находились второй пилот Александр Кочетков, штурман Олег Швецов, полетный инженер Александр Киркин, ведущий инженер по летным испытаниям Денис Рахимов, заместитель начальника летно-испытательного центра комплекса ГСС Николай Мартыщенко, директор по продажам компании ГСС Евгений Гребенщиков, менеджер по контрактам Кристина Куржукова.
Позавчера в Индонезию должны были вылететь представители Росавиации, Объединенной авиастроительной корпорации (куда входят ГСС), Минпромторга и МАК. Главным следственным управлением Следственного комитета России по факту крушения возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта).
 

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.

важно

3 часа назад

В Беларуси заблокировали сайт спортивного издания Sports.ru

Slide 1 of 8

важно

день назад

Tesla в России, перспективы МКС, базы на Луне и Марсе: Илон Маск выступил на российском форуме

выпуск

№ 54 от 21 мая 2021

Slide 1 of 11
  • № 54 от 21 мая 2021

Топ 6

1.
Комментарий

Шойгу призвал тайгу 70 лет назад солдаты пожгли у них скиты и монастыри, сегодня старообрядцы-беспоповцы учат военную элиту государства. Как это устроено

260131

2.
Комментарий

Протест сошел с рельсов Десятки сотрудников московского метро лишились работы после акций в поддержку Навального

189903

3.
Колонка

Потомственные думцы Депутаты проголосовали за законопроект, который закроет ход в политику всем, кто требует смены власти

139491

4.
Портрет явления

Пороки в своем отечестве Портреты пропагандистов: адюльтер с собой, язвы патриотизма и распродажа ненависти. Киселев, Соловьев, Норкин, Бабченко, Прилепин и другие

124688

5.
Сюжеты

Два термоса с кипятком 13 лет без воды, света и канализации в московской квартире прожила пожилая женщина, исправно оплачивая коммунальные услуги

97482

6.
Расследования

Взрыв в искусственном тумане Что случилось с самолетом президента Польши Качиньского, при чем тут березы и овраг. Ни при чем — теория заговора. Исследование Юлии Латыниной

54636

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera