СюжетыКультура

Нужно танцевать этот праздник до конца

В современном Таллине провели первую средневековую свадьбу

Этот материал вышел в номере № 109 от 30 сентября 2011
Читать
В современном Таллине провели первую средневековую свадьбу
Изображение

Некоторые футурологи (с одним я летел в самолете) предсказывают погружение человечества в новое Средневековье. Например, лет на шестьсот. А другие говорят, что мы уже одной ногой там. И этому новому Средневековью будет так же далеко до того старого, как тому старому — до эпохи Возрождения. Третьи говорят, что — дальше. Гораздо дальше.

Аури Хакомаа — финн по паспорту, эстонец по духу, теолог с экономическим образованием, историк с кулинарным уклоном, отец семерых детей, начальник 250 сотрудников, возвращает человечество в нормальное, старое Средневековье.

Почти 15 лет назад он создал в центре Таллина ресторан XIV века — Olde Hansa. В прошлую субботу в ресторане сыграли свадьбу — по законам того времени.

Но пока о ресторане. История долгая, но я коротко.

В конце 80-х господин Хакомаа, скитавшийся по фирмам и университетам США, приехал в гостеприимную советскую Эстонию. И как-то сразу понял, что мечтает там остаться. Потом он захотел создать в центре Таллина достоверную сказку и отметил для себя старое здание пакгауза под боком у таллинской (а точнее — у ревельской) ратуши. Примерно в это же время Хакомаа встретил главного эстонского сказочника, историка искусства, писателя Юрия Куускемаа. Тут все и началось.

Куускемаа выступил в роли исторического консультанта. Здание выкупили, интерьеры привели в соответствие. Наняли (и переодели в средневековое) первых сотрудников, воссоздали кухню, нашли музыкантов…

Получился буквально очаг культуры. Под крышей дома богатого купца времен Ганзейского союза.


Лет через пять образовалась гильдия работников Olde Hansa. У каждого работника — хоть бывшего, хоть нынешнего — есть средневековое имя и серебряный перстень (властный тандем Хакомаа–Куускемаа взял себе золотые). Чтобы попасть в гильдию и получить перстень, нужно: а) поработать в ресторане год; б) в первый четверг июля до первых петухов пройти церемонию посвящения, которая включает в себя сумасшедшую прогулку по старому Таллину* с ослиными ушами на голове.

А уже тех, кто прошел посвящение, можно назвать культурно-кулинарной элитой Эстонии. Таких людей с перстнями, чтобы не соврать, уже несколько сотен гуляет по свету. При встрече будьте с ними осторожны, это очень образованные люди.

Например, официанты должны знать три языка плюс эстонский.

Например, кухней заведует шеф-повар Эмануэль Вилле, уроженец старого доброго Брюгге, тренер эстонской сборной поваров, которая представляет страну на самом престижном в мире кулинарном конкурсе «Le Bocuse d’Or» в Лионе. А еще бельгийский господин Вилле говорит по-русски и занимается историческими исследованиями.

Например, неповторимая Лиза Вайсбух (ее воспел сам Александр Генис) состояла в корпорации РОСНАНО, но променяла ее на ресторан: последние девять месяцев трудится подмастерьем и заодно руководителем спецпроектов на русском рынке.

А музыку творят выращенные здесь же, на всем домашнем, молодые музыканты — группа Hansa Musicus.

Если набрать какое-нибудь имя в Ютубе, легко найдется видео этих ребят: в свободное от ресторана время они играют в симфонических оркестрах. А утром в день свадьбы я обнаружил некоторых — с флейтой, барабаном и лютней — в лютеранской церкви Нигулисте. Так что это очень хорошие музыканты. Это уже, скорее, люди Возрождения, а не Позднего Средневековья. Надеюсь, начальник им это простит.

Например, Эгон Пуниссон работает официантом, знает финский, немецкий, французский, английский, русский, играет на барабане и задушевно поет песню испанских (средневековых) евреев.

В штате около 250 человек: от уборщиков до дизайнеров одежды, интерьеров и посуды, от официантов до хореографов, которые ставят официантам «средневековое движение». Все — в одежде четырнадцатого века.

И только охранники — в штатском. Сейчас у них мало работы, а когда-то приходилось выворачивать посетителям сумки. Жадные до исторической правды люди выносили из дома богатого купца тарелки, кружки, кувшины, скатерти… Тогда создали при ресторане сувенирный магазин. Уровень воровства резко упал. О чем это говорит? О том, что люди в основном имеют добрую начинку, но надо ж им создать условия…

Одно из условий для людей, которые хотят прийти в этот ресторан, — ничему не удивляться. Между столиками гуляет привидение монаха из средневековой легенды. Время от времени оно приходит к пьяному посетителю. Посетитель спрашивает у официанта: «Что?! Что это?! Что!!!» «Где? Что с вами? Вам нехорошо?» — спрашивает официант и удаляется за кулисы. А привидение каждый месяц ходит в бухгалтерию за зарплатой.

И я его тоже видел — на свадьбе Риины Вандре и Петера Солмана.


Шнапс на пяти ягодах, темное пиво на травах, светлое на меду, шнапс с перцем… Ах, эта свадьба! Помню ли я ее?

Известный вам по первым абзацам Юрий Куускемаа, ныне советник мэра Таллина по вопросам культуры, играл отца невесты. Молодожены не играли.

Риина Вандре была прекрасна. Это ее обычное состояние.

Она была прекрасна, и когда работала PR-советником министерства обороны Эстонии, и когда перешла на PR-работу в ресторан Olde Hansa, и когда стала заниматься в церкви Олевисте устройством бездомных. Зря, что ли, она заслужила звание самой почитаемой женщины Эстонии?

Повезло жениху Петеру Солману. Но он и сам хорош, нельзя не заметить. Бизнесмен, менеджер крупной фирмы по производству замороженных продуктов. Замораживает всю Эстонию, частично — Петербург и Хельсинки. Душевный, теплый человек, умница.

В общем, Петер и Риина — идеальный выбор для показательной свадьбы.


…В здании ресторана есть невероятный чердак, под зданием — тайные подземные переходы, в стенах спрятаны лестницы. Но нас, пьяных, туда, конечно, не повели. Тамада сказал: «Ну что, кости даракие, пора идти на улицу. Будет танец. Нужно танцевать этот праздник до конца…» И вместо чердака нас отвели в помещение ресторана «Третий дракон» (бывший советский общепит «Тристан и Изольда»), которое А. Хакомаа только-только выкупил. Оно находится прямо в ратуше. Там мы посмотрели, как жених и невеста вступают в связь (образно, конечно: жених забросил свою ногу на ногу невесты, на том и разошлись). А затем нам что-то дали на посошок. Опять перцового, кажется, шнапсу. И мы ловили огурцы в бочке. И конечно, счастливые, но довольные, вышли танцевать свадьбу до конца.

В общем, отдохнули культурно. Кстати, до конца года Таллин носит имя культурной столицы Европы. Вместе с Турку.

* О, этот Vana Tallinn (особенно с кофе)!

P.S. Отдельное спасибо гостинице Telegraaf и лично Антону Елкину за приют и гостеприимство.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow