СюжетыПолитика

Две заложницы, Алина и Айгуль

Этот материал вышел в номере № 56 от 28 мая 2010 г.
Читать
Вот две заложницы: Алина и Айгуль. Кроме возраста, случайной близости места рождения (Башкирия) и раннего знакомства с СИЗО, их ничего не связывает. Вряд ли они знают о существовании друг друга, если только не читают «Новую газету»,...

Вот две заложницы: Алина и Айгуль. Кроме возраста, случайной близости места рождения (Башкирия) и раннего знакомства с СИЗО, их ничего не связывает. Вряд ли они знают о существовании друг друга, если только не читают «Новую газету», которая уже несколько лет следит за судьбами обеих.

Алина Жукова попала в тюрьму в Уфе 12 октября 2006 года, через день после того, как ее мать — правозащитница Альмира Жукова провела пресс-конференцию, посвященную положению в одной из башкирских колоний. Она была задержана за торговлю марихуаной «с поличным», а на самом деле в результате спланированной оперативными службами провокации. Об этом стало известно на следующий день, когда приятель Алины, которого заставили оговорить ее, раскаялся и раскрыл весь механизм провокации, в том числе перед судом (см. «Новую» №67 за 2007 год).

В защиту Алины выступили Общественная палата РФ и Элла Памфилова, на заседание Верховного суда Башкортостана в кассационной инстанции по просьбе главы Московской Хельсинкской группы (МХГ) Людмилы Алексеевой приехал в качестве общественного защитника адвокат Генри Резник. В результате Алина провела в тюрьме всего год: оставив показания раскаявшегося провокатора вообще без внимания, суд изменил квалификацию «содеянного» на пособничество.

Этот урок не пошел впрок Альмире, которая продолжала свою правозащитную деятельность, затрагивающую, в частности, имущественные интересы сотрудников госнаркоконтроля в Уфе. В прошлый вторник Алину опять задержали. В сумке (ее девушка выронила, когда оперативники полезли ей в рот, при этом сломав два зуба) нашелся пакет недавно запрещенной к распространению курительной смеси. Защитника к Алине Жуковой допустили через 28 часов. При обыске в доме (без участия подозреваемой) никаких следов наркотиков не было найдено, зато были изъяты все электронные базы Альмиры Жуковой с данными о ее правозащитной деятельности.

Айгуль Махмутова находится в СИЗО с декабря 2006 года, дважды совершала попытки суицида. Она осуждена сразу по двум уголовным делам, оба они связаны с мелкими и мутными конфликтами на рынке в московских Кузьминках. Оба дела, по сути, лишены доказательственной базы, свидетелями выступают исключительно «доверенные лица» Кузьминского РОВД, а вещественных доказательств нет. Одно из дел (о драке на рынке) рассматривалось на закрытом судебном заседании.

Чуть ранее Айгуль Махмутова опубликовала в газете «Судьба Кузьминок», где она формально была главным редактором, материал о незаконном строительстве многоэтажного гаража. Материалы по поводу этого и десятков других незаконно построенных (и действующих) в Москве гаражей и автостоянок примерно с того же времени «изучаются» в ГУВД. Это не то что разборки на рынке, там настоящие, а не придуманные уголовщина и коррупция, там и вещественные доказательства все на местах, и документов куча. Но дело так никуда и не движется. Впрочем, Айгуль знает об этом не много — ее двинули, как пешку, и «съели».

В защиту Айгуль выступали: фракция «Справедливая Россия» в Госдуме, МХГ, Элла Памфилова, Общественная палата, «Новая газета» (№3 за 2007 год, №№15 и 24 за 2008 год, №136 за 2009 год). Союз журналистов России и Фонд защиты гласности указывали в письмах председателю Верховного суда на незаконность приговора, вынесенного закрытым без всяких оснований судом. О судьбе мало кому известной до этого Айгуль совершенно точно информирован президент Медведев, не говоря уже о руководстве всех правоохранительных структур.

После назначения уполномоченным по правам человека в Москве в судьбу Махмутовой вмешался Александр Музыкантский — как бывший префект ЦАО он хорошо понимает механизмы московской власти. В декабре Мосгорсуд отменил второй приговор Махмутовой, и дело снова застряло (доказательств там как не было, так и нет) на следствии. Позавчера Мосгорсуд ограничил срок содержания Айгуль в СИЗО позавчерашним же днем — это значит, что у нее появился шанс уйти из тюрьмы в колонию-поселение, где можно вздохнуть. Однако на следующий день (в четверг) следствие пошло в Кузьминский суд с ходатайством об оставлении Айгуль в СИЗО. В первой половине дня в четверг в СИЗО №6 прибыл конвой Кузьминского ОВД с заданием доставить Айгуль Махмутову в суд. Однако руководство СИЗО не выдало заключенную, поскольку она готовится к этапу в колонию-поселение.

…При взгляде на то, как «правоохранительные органы» переламывают кости двум заложницам, которые и попали-то в эти жернова даже не по собственной неосторожности, мы вдруг ясно видим объединяющую эти (и другие человеческие) судьбы черту. А именно: произволу уголовной репрессии никто и ни на каком уровне противостоять не может. И никто (какая там Общественная палата, какая «Справедливая Россия»!) не в силах унять каких-то безымянных кузьминских, уфимских… (нужное добавить) ментов.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow