Сюжеты · Культура

Инсект съедает души

Облако «Саранчи» опустилось на Театр имени Пушкина

Этот материал вышел в № 73 от 2 Октября 2008 г
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 73 от 2 Октября 2008 г

20:00, 1 октября 2008Марина Токарева, обозреватель
views

193

20:00, 1 октября 2008Марина Токарева, обозреватель
views

193

Темно, нервно, тоскливо. Ресторан, он же верхушка телебашни, он же модель чистилища (сценограф Зиновий Марголин). «Саранча» - первая премьера сезона - идет три часа.ДраматургБиляна Срблянович, тридцать восемь лет, родилась в Стокгольме,…

Темно, нервно, тоскливо. Ресторан, он же верхушка телебашни, он же модель чистилища (сценограф Зиновий Марголин). «Саранча» - первая премьера сезона - идет три часа.

Драматург

Биляна Срблянович, тридцать восемь лет, родилась в Стокгольме, живет в Париже. Занимается политикой (член Либерально-демократической партии Сербии, претендовала на пост мэра Белграда). В громкой известности пьес есть оттенок преувеличения. Причиной тому политкорректность. Срблянович декларирует свою принадлежность Сербии, стране, разделенной и выжженной гражданской войной. Может быть, поэтому ее больше всего занимает проблема распада связей - с семьей, почвой, смыслом и самой жизнью. Пьеса от черной комедии нравов стремится подняться до притчи.

Название

Саранча, как известно, образ библейский. Зловещие кузнечики, упав на прекрасную зеленую землю, оставляют после себя пустыню. В Откровении Иоанна Богослова нашествие саранчи - знак конца света. Саранча есть суета и уничтожение. Словом, актуальное насекомое.

Режиссер

Роман Козак, художественный руководитель Театра имени Пушкина. Сам выбрал свой трудный путь: между Харибдой кассы и Сциллой искусства; бульваром как адресом и бульваром как эстетической программой. Проплыть без потерь невозможно. В роскошном старом театре, некогда проклятом Алисой Коонен, события нечасты. Но нынешний сезон объявлен сезоном риска; вместо развлекательных безделок с разной долей обаяния в планах - серьезные спектакли («Федра» Цветаевой, к примеру).

Козак читает пьесу как историю отношений человека со своей реальностью. Саранча - символ чумы времени сего, неистового себялюбия, того, что пожирает нашу природу, нашу человечность.

Посыл

«Умереть не страшно. Страшно быть старой», - фраза, в которой заключен нерв пьесы. О том, насколько страшно, - все ее концентрические сюжеты. Спектакль идет по тонкой грани между комизмом ситуаций и кошмаром поступков. Сын оставляет отца, потерявшего память, на скамейке возле автострады с цыпленком в фольге и запретным для диабетика сахаром; дочь-хирург выгоняет мать из дома, и она ломает шейку бедра, внучка годами не навещает бабушку, и она умирает. Все хотят жить своей жизнью, никто не готов к самоотречению - к нему с безжалостностью рока приводит ход вещей.

Актеры

«Каким прекрасным искусством была бы опера, - сказал Россини, - если бы ее не портили певцы». Одна из бед этой труппы - фальшивая актерская интонация, мертвящая и отдаляющая от зрителя любой материал. Исключение пока - Вера Воронкова, Николай Фоменко, Евгений Вержбицкий и Александр Пороховщиков. Его Отец не говорит ни слова, но в тяжелом патрицианском лице, каменной статуарности позы - больше драматизма, чем в иных партиях с большим количеством слов.

За эту пьесу Срблянович получила премию «Новая театральная реальность», но речь в «Саранче» о самых что ни на есть старых истинах. Ненависть может связывать теснее, чем любовь, а война, начинаясь в спальне, продолжается на кухне и в детской.

Неприглядные обыденные обстоятельства, как наждак, сдирают с людей маски: молодящийся гей становится смиренным пожилым человеком, исступленная баба - покорной дочерью, и одна из героинь - гримерша, которую можно счесть то ангелом, то смертью, накладывает последний грим…

Спектакль сопровождает джаз-трио Евгения Борца. Главный герой, икона тележурналистики Макс (Николай Фоменко), умирая, запаковывает себя в черный пластиковый мешок и ложится на стол. Жесткий постмодернистский финал, но вспоминается пушкинское: «Сколько здесь ни видно нас, мы все сойдем под вечны своды, и чей-нибудь уж близок час»…

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.

важно

час назад

В Москве и Подмосковье отменили систему QR-кодов в ресторанах и кафе

Подписывайтесь!

выпуск

№ 77 от 16 июля 2021

Slide 1 of 6
  • № 77 от 16 июля 2021

Топ 6

1.
Комментарий

Спустили урок По российскому образованию нанесен патриотический залп: теперь школьников будут учить любви к России на обязательной основе

views

380323

2.
Комментарий

Александр Ширвиндт: «Чиновники подтираются этими воззваниями». ВИДЕО Знаменитый актер — о позиции Министерства культуры в скандале с увольнением директора музея имени Бахрушина

views

211686

3.
Репортажи

Дочь самурая — человек-проблема Что стоит за увольнением директора передовой нижегородской школы Елены Моисеевой, которая делала учебу процессом вне политики. Репортаж Ильи Азара

views

165749

4.
Расследования

Приперли к шведской стенке Древесина с самой большой незаконной рубки леса в России уходила ведущему мировому производителю мебели – IKEA. Рассказываем, как

views

144571

5.
Исследование

Преступления против истории Как в России устанавливается монополия на «правильное» прошлое

views

117873

6.
Интервью

Принуждение к счастью Психотерапевт Андрей Курпатов — о стремительной инфантилизации, цифровом аутизме, информационной псевдодебильности и потере идентификации современного человека

views

109988

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
close

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera