КомментарийОбщество

Мы как праведники спрячемся в Сибири, а они…

Социологи заглянули в голову «среднего россиянина» — он согласен на ядерную войну, не против захвата Европы, видит министров и оппозицию в ГУЛАГе. Лишь бы от него отстали

Мы как праведники спрячемся в Сибири, а они…

Петр Саруханов / «Новая газета»

Каждый раз, когда по работе или в попытках разобраться в том, кто живет в стране рядом с тобой, читаешь многочисленные так называемые патриотические телеграм-каналы, блоги и медиа разной степени яростности, ловишь себя на мысли, что — нет, они не могут это всерьез про «всех накажем», «мы бесконечно круче всех», «вокруг враги, и только мы — д’Артаньяны»… А если и могут всерьез, то не по велению души, скорее по работе.

Но чем чаще натыкаешься на них и чем пристальнее вглядываешься, тем чаще замечаешь за иступленной истерикой нотки искреннего вожделения и желания уничтожить каждого, кто думает не в ногу, и готовности идти к своим целям до конца. Возникает ощущение, что они не просто упорно и неутомимо транслируют параллельные генеральной идеологической линии лозунги, а истово в них верят. И лозунги эти не только параллельны основным постулатам привластных генераторов смыслов и властителей дум вроде господина Дугина, который недавно призвал к тотальной милитаризации жизни в стране, к «тотальному массовому повсеместному внедрению традиционных ценностей», идеологизации всего общества, ограничению «либеральных прав и свобод» и введению категорического запрета на «любую критику государства, героев России, власти и президента», но и отражают то, что каким-то образом выросло и уложилось в головах многих и многих россиян.

Озвученные же в начале недели восемьдесят семь процентов, даже если они на самом деле вовсе и просто восемьдесят или семьдесят пять, или шестьдесят три, сколько бы их честным образом ни было в двузначном числе, отвечающем за более чем половину от проголосовавших, только подтверждают, что изрядное количество людей — большинство соотечественников — разделяют или хотя бы частично разделяют то, что стало государственным смысловым мейнстримом.

Чтобы понять, так оно или нет, а если так, то что конкретно думают о стране и ее настоящем и будущем люди, которым в нашем сегодня все как будто нравится и все устраивает, мы в рамках исследований нашей Лаборатории будущего «Новой газеты» провели несколько фокус-групп, отобрав для честного предметного разговора именно таких людей: обычных москвичей, в основном средний класс или близко к тому, с неплохим образованием, явно не голодающих и выступающих «за». И услышанное, нет, не удивило, но более чем впечатлило.

Запрос на стерильность, или всех наказать

Люди, с которыми мы поговорили, безусловно, поддерживают все действия власти, одобряют военные действия в Украине, да и вообще практически всё одобряют, но при этом они отчаянно недовольны попустительством государства в отношении тех, кто так или иначе мешает им и стране жить комфортно. Триада ЖКХ, здравоохранение и образование, в которых, с их точки зрения, творится полный бардак, требует немедленных реформ, и практически у каждого нашлась личная история той или иной степени чудовищности, которая необходимость таких реформ вполне очевидно подтверждает.

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Только вот под реформами они в первую очередь понимают «уволить всех»: четко и быстро в очередь на моментальное увольнение были названы Набиуллина, Силуанов, Голикова и Кравцов. Они представляются людьми в управленческой машине и лишними, и чрезвычайно вредными, проводящими совершенно не так и не ту политику, действуя антинародно и не в интересах что обычных людей, что государства.

Кроме того, по мнению наших собеседников, России надо вообще как можно скорее и радикальнее избавиться от всего «наносного» западного и ото всех, кто в самом широком смысле этого слова «антипатриотичен» и «антинароден». Точно объяснить, кто это такие и что они конкретно делают не так, нам никто не смог, ограничившись лишь весьма общим описанием неких «тех, кто баламутит и против власти». Но на вопрос, а как от них страна должна избавиться, одна из участниц встречи (вообще сложилось впечатление, что женщины оказались идеологически более кровожадны) широко повела рукой и предложила «выслать их из страны, а если никак нельзя выслать, то собрать их всех и отправить в такие… ну, как бы тюрьмы». В ответ на это предложение активно и одобрительно закивала головами вся группа.

Наверняка именно им, выступая на прошедшей на днях коллегии ФСБ, вновь избранный президент как раз и пообещал «немедленно пресекать любые попытки провоцировать смуту» в стране.

Низовой запрос на зачистку общественного пространства от всего иного и отклоняющегося, похоже, и услышан, и уже обращен в планы.

Каждый день в новостях все нарастающим потоком множатся новости про задержания, проверки и аресты, и, грешным делом, казалось, что эта разрастающаяся «опричнина» — всего лишь массовое творчество силовиков, считавших базовый посыл центральной власти и старающихся кто за идею, а кто за галочку. Но, похоже, что считали они не только и не столько то, что говорится наверху, а почувствовали готовность общества к идейно обоснованному избавлению от «лишнего» и переделу всего — от должностей до собственности. И уже не кажется столь диковинным и неуместным недавно мелькнувшее в одном из авторитетных «патриотических» каналов предположение, что «если мы объявляем будущей элитой тех, кто участвует в СВО, то их надо будет награждать в самом широком смысле: должностями, собственностью, положением. А чтобы их награждать, все это надо у кого-то забрать».

Читайте также

Кто ты, средний?

Кому есть, что терять, — тот хочет влиять на власть. Но в России средний класс воспитали совсем другим. Реализуем ли тогда образ будущего, который нам рисует Кремль?

Готовность к войне и даже больше

Наверное, не должно было, но все же оказалось удивительным активное желание собравшихся на фокус-группах подробно, с чувством, с толком, с расстановкой говорить о конфликте с Украиной и военных действиях. Все точно «знают», с каких событий все началось и кто виноват, вспоминают даты и имена, с легкостью равняют Зеленского, Байдена и почему-то Макрона с Гитлером — и вообще в целом очень точно ориентируются в том, кто что где недавно взял, захватил или разбомбил. И все с той же невероятной легкостью выражают готовность двигаться в военных действиях до победного, где «победное» и доходит до западных границ Украины и продвигается все дальше, дальше и дальше.

Вопрос: «зачем так далеко?» — получает простой ответ: «иначе нельзя, уж коли начали — надо». Никаких сомнений и никаких сожалений или вопросов о необходимости воевать чуть ли не со всем миром говорится в той же обыденной тональности, как о необходимости пересмотреть тарифы на газ в сторону уменьшения или о трудностях с квотами на лечение по ОМС.

И совсем на этом фоне не удивительно, что, рассуждая о том, а что же придется делать, если все застопорится или пойдет не так, — и мужчины, и женщины, и те, кто постарше, и относительно молодые дают простой ответ: надо шарахнуть ядерным. С несколько покровительственной усмешкой некоторые добавляют: вообще-то давно пора уже. Только надо своих «там» и нас тут вовремя предупредить, мы уж как-нибудь добежим до Сибири. А если кто не успеет, ну что ж — всяко бывает. Что же будет после этого? А будет мир. Все сразу закончится, и мы победим. И все довольно улыбаются.

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Мы хорошие, поэтому нас все ненавидят

Очень и очень много слов было сказано про то, что и сами наши участники, и окружающие их живут очень ценностной жизнью, как они ее себе представляют: помогают всем, друг другу и даже менее удачливым зарубежным партнерам, заботятся о том, чтобы беречь страну и ее духовные основы. И это все, как ни странно, и является, по их мнению, основной причиной фундаментального конфликта России с окружающим миром: мы слишком хороши для него, зависть к нам приводит к ненависти и к тому, что все на нас нападают и чинят всевозможные козни — что сегодня, что всю нашу историю. Мы не даем себя обижать и грабить, стоим за свою самобытность и столь привлекательную в наших собственных глазах особенность, и обычный народ из-за разных рубежей к нам даже тянется и нас любит, но им не повезло с властью, которая и своих граждан мучает и обманывает, насаждает «содомию и нацизм», и нас в грош не ставит и с нами не считается… И так по кругу: нас любят, но не уважают, хотя за что нас не любить?

Как ни странно, но при всем при этом в конечном итоге все чаяния людей сводятся к простой формуле, под которой так легко вроде бы каждому из нас подписаться: мир — справедливость — предсказуемость. Только мира они хотят любой, пусть даже самой страшной ценой и такого, который им понравится, справедливость у них равна выполнению их желаний, а предсказуемость страннейшим образом предполагает «гнуть свою линию» — а там посмотрим. Где под «гнуть свою линию» понимается готовность, избавившись от всех иных и лишних, и ценностно, и физически окуклиться в своем собственном мире, границы которого при этом могут раздвинуться чуть ли не на весь земной шар, а на Европу так уж точно, и внутри этого мира противостоять и суверенно развиваться, несмотря ни на что и ни на кого.

И я затруднюсь сегодня с точностью сказать, что тут яйцо, а что — курица, и кто транслирует чьи мысли и чаяния. Люди ли наслушались соловьиного телевизора и начитались условных дугиных и в такт увиденному и услышанному людоедски клацают клыками, вожделея ядерного и репрессивного возмездия врагам снаружи и внутри, или власть просто считывает и оформляет в программные реляции народный запрос на особый жизненный и исторический путь.

Читайте также

Россия. Накануне марта

О чем неправительственный доклад Лаборатории будущего «Новой газеты»

Вроде бы еще позавчера казалось, что несущиеся из разнообразных воткнутых в государственную розетку утюгов завиральные идеи про глобальный заговор Запада, про рептилоидов и протоколы Сионских мудрецов, про плоскую землю и зажравшиеся «голые» элиты, про каких-то там зараженных чем-то жуков или гусениц, выведенных специально против нас, и про глубоко обоснованные историей причины жить так, как мы живем, и делать то, что мы делаем, — да, казалось, что все это проносится белым шумом над головами разумных, вменяемых граждан, не затрагивая их и их не меняя. Похоже, только казалось.

И уж тем более выкрикнутое по случаю особо рьяным патриотом в камеру на кремлевском мероприятии «всех убьем, всех ограбим!» представлялось индивидуальным мнением человека, перебравшего с захлестнувшими эмоциями. Тем мнением, от которого содрогаешься, конечно, но пожимаешь плечами: это не может быть всерьез и массово. Но вполне может статься, что этот посыл не индивидуален и не случаен, что он выпестован и востребован и что для изрядного количества живущих рядом с нами сограждан он определяет вариант будущего.

Читайте также

Нормализация «закрытых глаз»

Желание россиян не смотреть вперед, судя по всему, активно культивируется властью

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow