Евросоюз крайне сдержанно ответил на призыв своих парламентариев ужесточить санкции против белорусского режима
Александр МинеевСоб. корр. в Брюсселе
Экономические санкции в отношении близких к Александру Лукашенко фирм остаются благим пожеланием и предметом дальнейших переговоров между правительствами 27 стран союза. Не говоря уже о глубоко символических «хоккейных» санкциях, в которых...
Экономические санкции в отношении близких к Александру Лукашенко фирм остаются благим пожеланием и предметом дальнейших переговоров между правительствами 27 стран союза. Не говоря уже о глубоко символических «хоккейных» санкциях, в которых страны ЕС не имеют решающего слова.
Совет министров иностранных дел ЕС, который заседал в понедельник в Брюсселе, родил мышь. Он расширил на 13 человек «черный список» белорусских должностных лиц, которым закрыт въезд в ЕС и чьи активы в Европе заморожены. Среди новых фамилий – прокуроры и судьи, которые, «не имея на то правовых оснований», упекли в колонию строгого режима экс-кандидата в президенты Андрея Санникова и держали в тюрьме корреспондента «Новой газеты» Ирину Халип.
Таким образом, в списке теперь почти 190 белорусских чиновников. Сам Лукашенко был в нем и до этого. Его положение европейского изгоя подтверждено.
Но позиция европейских чиновников остается двойственной: с одной стороны, в целях поддержания внутриполитического имиджа, они не могут не говорить о наказании Лукашенко за расправу над оппозицией, с другой - сомневаются в эффективности санкций и не хотят ущемлять интересов простых граждан, а также своих компаний, ведущих бизнес с подконтрольной Лукашенко экономикой. «Пройдут еще месяцы, прежде чем будет новое решение», - заверил «Новую» европейский эксперт, как всегда, на условии анонимности.
Европейцы видят, что решение Москвы оказать финансовую «братскую» помощь в размере трех миллиардов долларов народу Белоруссии сводит эффективность экономических санкций Запада на нет. Берлин, Париж и Рим выступили за жесткие наказания Минска. В пятницу министры иностранных дел Германии, Франции и Италии высказались за адресные экономические санкции против режима Лукашенко. Но не получили большинства в ЕС.
При введении экономических санкций наибольший риск проиграть имеют как раз предприятия стран Балтии и Польши, которые ведут дела с Минском. По мнению экспертов в Брюсселе, в перекрестье прицела представительных и исполнительных органов ЕС находятся предприятия «Белшина», «Белаз», фирмы «Белкалий» и «Белтехэкспорт», предприятия нефтегазовой промышленности и др.
Не много шансов на успех и у эмоционального призыва Европарламента и Совета ЕС перенести место проведения хоккейного чемпионата мира 2014 года из Белоруссии в другую страну. По словам представителя Международной хоккейной федерации Симона Шенберга, на ее Братиславском конгрессе, который состоялся на прошлой неделе, 69 делегаций высказались против «хоккейных» санкций. Даже в самом ЕС по меньшей мере две «хоккейных» страны - против переноса места проведения чемпионата. «Мы не должны смешивать спорт с политикой... Подобное решение очень бы оскорбило бы простых граждан Белоруссии», - сказал латвийский дипломат. «Не надо наказывать простого предпринимателя или чиновника», - заявил его финский коллега.
Справка «Новой»
Эти простые труженики юстиции Белоруссии добавились к «черному списку» Европейского союза, в котором уже давно значатся имена Александра Лукашенко и чиновников его режима:
Шикаров Владислав – судья Железнодорожного района Витебска (за приговор в апелляционном суде активистам, признанным невиновными в суде первой инстанции).
Меркуль Наталья Викторовна – директор средней школы в городе Тальков (за политическое увольнение учителя Наталии Илинич).
Акулич Светлана Ростиславовна – судья райсуда в Пуховичи (за отказ восстановить уволенную учительницу Илинич).
Пыкина Наталья – судья Партизанского района (за приговор к трем с половиной годам строго режима Лиховиду - активисту Движения за Свободу).
Мазовка Сергей – прокурор по делу Дашкевича-Лобова (за сфабрикованное обвинение активистам Молодого фронта).
Александров Дмитрий Петрович – судья Высшего экономического суда (за запрет независимого «Авторадио», которое передавало предвыборную программу Андрея Санникова).
Вакульчик Валерий – глава Аналитического центра президентской администрации (за мониторинг, глушение и ограничение коммуникаций, в частности, интернета).
Четверткова Наталья – судья Партизанского района Минска (за ведение суда над Андреем Санниковым и другими активистами с явным нарушением уголовно-процессуального кодекса).
Булаш Алла – судья Октябрьского района Минска (за ведение суда над Павлом Виноградовым, Дмитрием Дроздом и другими с явным нарушением уголовно-процессуального кодекса).
Боровский Александр Геннадиевич – прокурор Октябрьского района Минска (за ведение дела Павла Виниградова, Дмитрия Дрозда и других и предъявление политически мотивированного обвинения, тенденциозную классификацию событий 19 декабря, игнорирование показаний свидетелей и доказательств).
Симановский Дмитрий Валерьевич – прокурор Первомайского района Минска (за тенденциозное, политически мотивированное ведение дела Дмитрия Бондаренко с явным нарушением уголовно-процессуального кодекса).
Брысина Жанна – судья Заводского района Минска (за ведение процесса по делу Ирины Халип, Сергея Марцелева и Павла Северинца с явным нарушением уголовно-процессуального кодекса, тенденциозность в подборке улик и свидетельских показаний).
Жуковский Сергей Константинович – прокурор Заводского района Минска (за ведение дела Ирины Халип, Сергея Марцелева и Павла Северинца, предъявление им явно политически мотивированного обвинения, тенденциозную классификацию событий 19 декабря, игнорирование доказательств и свидетельских показаний).
Список опубликован во вторник в Официальном журнале ЕС