Операция в Ливии перешла от тех, кто ее начал, под ответственность НАТО
Александр МинеевСоб. корр. в Брюсселе
НАТО с четверга полностью управляет военной операций в Ливии, включая три ее составляющих. И, соответственно, отвечает за нее. «С 6 часов утра по Гринвичу НАТО полностью командует международной воздушной операцией над Ливией», - объявила в...
НАТО с четверга полностью управляет военной операций в Ливии, включая три ее составляющих. И, соответственно, отвечает за нее.
«С 6 часов утра по Гринвичу НАТО полностью командует международной воздушной операцией над Ливией», - объявила в штаб-квартире альянса его официальный представитель Оана Лунгеску, которая вышла к журналистам вместе с председателем Военного комитета НАТО имтальянским адмиралом Джампаоло ди Паолой.
Операция, получившая название «Объединенный защитник» (Unified Protector), включает эмбарго на ввоз оружия, бесполетную зону и «действия по защите гражданского населения и гражданских населенных центров».
Последнее означает возможность ударов по наземным целям, которые наносились и до четверга, но не по команде из натовского штаба, а по усмотрению стран международной коалиции.
НАТО подчеркивает, что в полном соответствии с резолюцией ООН «сосредоточится на защите гражданских лиц и населенных районов против угрозы нападения».
Эта ремарка сделана в ответ на разнобой в информационном поле, который последовал на фоне перехода операции в Ливии из рук коалиции (Франции, Великобритании, США и др.) в руки военно-политического аппарата НАТО.
Генеральный секретарь Андерс Фог Расмуссен, находясь с визитом в Стокгольме, высказался против вооружения повстанцев, противостоящих Каддафи. Предположения, что можно было бы и помочь вооруженной оппозиции, прозвучали из ряда западных столиц.
«Мы находимся там, чтобы защищать ливийский народ, а не вооружать людей, - сказал генсек. – Что касается НАТО, а я говорю от имени НАТО, то мы сосредоточимся на обеспечении эмбарго на оружие, а это эмбарго имеет ясную цель: остановить ввоз оружия в страну».
Оана Лунгеску сказала, что к участию в операции НАТО приглашены страны-партнеры. То есть, формально, и Россия, которая имеет особый партнерский статус с НАТО.
«Мы пригласили к участию страны Совета Евроатлантического партнерства, Средиземноморского диалога, Стамбульской инициативы сотрудничества и других партнеров в мире», - заявила она.
Адмирал ди Паола сообщил, что около 20 из 28 стран НАТО в той или иной мере участвуют в военной операции, а также «несколько» стран, не входящих в альянс.
Он сказал, что в Совете Россия-НАТО постоянный представитель России Дмитрий Рогозин был проинформирован о действиях альянса в Ливии.
«Нам нечего скрывать от вас, и нам нечего скрывать от России», - заявил он журналистам, отвечая на вопрос о согласовании действий НАТО с Москвой.
«Обстановка на местности очень сложна и изменчива, - отметил адмирал. – Кризис в Ливии не может иметь чисто военного решения. НАТО находится там не для того, чтобы решать судьбу страны. Ее должен решить ливийский народ».
Главный военный чиновник НАТО сообщил, что США, сняв с себя миссию по управлению операцией, продолжают незаменимое участие в ней. Они предоставляют союзным силам «необходимые для операции уникальные военные средства, которыми только они располагают».
Проводит ли НАТО разведку на территории Ливии и как это сочетается с обещание не посылать туда натовских военных? В в Ливии «не будет оккупационных войск» НАТО, заявил в ответ адмирал. Разведка же относится к компетенции государств-членов НАТО, которые делятся данными с натовским штабом.
Передача операции в руки НАТО омрачилась сообщением о крупном инциденте предыдущего дня: по словам представителя Ватикана, при авианалете на цели в Триполи убито по меньшей мере 40 гражданских лиц.
Этот был первый вопрос, который задали на пресс-конференции командующему операцией, канадскому генерал-лейтенанту Шарлю Бушару. Он сказал, что достоверность этого сообщения будет тщательно проверена, будет расследование, о результатах которого будет доложено прессе. Сам же он «относится со всей серьезностью к каждому такому случаю»: "Мы очень аккуратны в определении любой возможной цели. У нас очень строгие правила применения силы, и мы действуем в правовых рамках мандата ООН».
Но инцидент, о котором идет речь, произошел в среду, в то время как полное командование перешло к НАТО в четверг утром. До этого воздушные удары по Ливии координировал американский военный штаб.
Под единым натовским командованием действуют более 100 истребителей-бомбардировщиков и самолетов поддержки, десятки единиц флота нескольких стран, - сообщил генерал. В четверг с шести утра и до полудня по Гривичу выполнено более 90 самолето-вылетов. Более 12 фрегатов патрулируют Средиземное море при поддержки вспомогательных кораблей, а также вертолетов. Группы высадки, которые находятся на этих кораблях, готовы к действиям, если потребуется проверить подозрительное судно. Воздушное пространство Ливии закрыто для всех полетов за исключением тех, что выполняются с гуманитарными целями, для доставки грузов помощи.