Колонка · Политика

Новогодняя премьера на Первом канале вызвала шквал гневных откликов

И было нам «Еврейское счастье»

Этот материал вышел в № 3 от 15 января 2016
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 3 от 15 января 2016

23:16, 14 января 2016Ирина Петровская, Обозреватель «Новой»

163326

23:16, 14 января 2016Ирина Петровская, Обозреватель «Новой»

163326

Фото: «Новая газета»

И было нам счастье. И было нам «Еврейское счастье», и оно продолжается, поскольку новый цикл Познера–Урганта еще не закончился. Общее же зрительское счастье заключается в том, что премьеры на нашем оскудевшем ТВ в новогодние каникулы можно теперь отнести к разряду новогодних чудес. И вот такое чудо и явил сразу после праздника Первый канал.

Владимир Познер и Иван Ургант поехали за «Еврейским счастьем» в Израиль. Прежде они совершали свои путешествия по странам, хорошо им знакомым, — Америке, Франции, Германии, Италии, Великобритании. И не просто совершали путешествия, а открывали российскому зрителю СВОЮ Америку, СВОЮ Францию, СВОЮ Италию, рассказывали, что им в каждой из этих стран любо, а что — не слишком, вникали в местный колорит и менталитет, с наслаждением дегустировали национальную кухню, знакомились сами и знакомили публику с традициями и обычаями.

Израиль Познер и Ургант открывают сами и пытаются понять и постигнуть на наших глазах. Для них это поначалу совсем чужая и чуждая земля, образ которой мы видим в заявочных кадрах каждой серии: пустыня, камни, змеи, скорпионы и ящерицы, выползающие из-под них. И два растерянных путника с чемоданами посреди этого каменистого безмолвия. И жара! Жара!

Своего первоначального отчуждения оба ведущих и не скрывают. «Положа руку на сердце, — признается Владимир Познер, стоя у Стены Плача, — ни Тель-Авив, ни Иерусалим не вызывают во мне чувства чего-то родного… Мне непросто в этой стране… Но если от Тель-Авива я легко могу отмахнуться, то Иерусалим цепляет. В нем есть что-то магическое».

Иван Ургант тоже ощущает некоторую неловкость на фоне Стены и истово молящихся возле нее евреев, но маскирует эту неловкость привычными шутками-прибаутками. Зубоскалит, когда Познер спрашивает, что бы он попросил у Бога: «Чтобы на один день доллар опять стал стоить 34 рубля». Подкалывает коллегу, когда они, надев кипы, идут к Стене Плача в толпе ортодоксальных иудеев: «Вы боитесь евреев, Владимир Владимирович? Не бойтесь, вы уже вышли из возраста христианских младенцев». Его старший товарищ на эти шуточки почти не реагирует. Вглядываясь в пространство вокруг себя, искренне интересуется: «Вас это волнует?» «Конечно, волнует», — уже без шуток отвечает Ургант. «А меня как-то не очень», — будто поеживаясь от собственной «бесчувственности», говорит ему Познер. — Я ждал, что будут бабочки в животе, холодок внутри, но сказать, что у меня что-то в груди трепещет, — нет…»

Стоит ли говорить, что именно первая серия цикла «Еврейское счастье», целиком посвященная Иерусалиму, вызвала шквал возмущения среди израильских репатриантов из России, которые усмотрели в таком вот взгляде на священный город снобизм, высокомерие и даже элементарное невежество. Фейсбук после демонстрации первой серии наполнился гневными отповедями двум «пришельцам», посмевшим покуситься на святое. Один из пользователей написал у себя на страничке: «Иерусалим для меня всегда занимал особое место. После того как его криво, с брезгливой ухмылкой сноба, абсолютно по-дилетантски показал на всю Россию малоуважаемый мною самовлюбленный Владимир Познер, мне захотелось рассказать о своем Иерусалиме… Здесь каждый камень в буквальном смысле полит слезами надежды и кровью тех, кто дрался за него… Нельзя ничего не чувствовать, когда ты приезжаешь в Иерусалим. А если ты ничего не чувствуешь, как Познер, то хотя бы не оскорбляй своим равнодушием тех, кто покоится под этими камнями».

Немногие защитники «кощунников» отвечали на эти и подобные обвинения в их адрес известным анекдотом про еврейскую маму, которую сын просит решить, какая невеста ему больше подходит. «Какую бы ты ни выбрал, сынок, — отвечает еврейская мама, — мне ни одна из них не понравится».

А путешественники меж тем едут дальше, и по мере узнавания этой новой для себя страны, погружения в ее историю, традиции, быт, постепенно меняется и их взгляд: он теплеет, а временами даже кажется влюбленным. И вот уже Иван Ургант признается без всяких подколок: «Мне нравится. Хорошая страна!» Познер в ответ: «Я еще не решил. Пока у меня смутные чувства. Пока присматриваюсь. Страна неоднозначная, разная во всем, кроме одного: она обожаема всеми, кто в ней живет».

Камера же куда более щедра к «объекту исследования». Она сразу полюбила эти шумные пестрые улицы, улыбающихся красивых людей, невероятные краски восточных базаров, морской прибой, живописный закат.

«Что такое быть евреем?» — задает Познер вопрос жизнерадостному русскоговорящему таксисту, который везет его по Тель-Авиву. «Мы хороший народ», — отвечает тот. «То есть вы довольны, что еврей?» «Очень-очень», — с огромным чувством признается молодой человек.

А съемочная группа отправляется в кибуц, и здесь уже даже Познер теряет остатки своего скептицизма и открыто восхищается примерами преодоления невозможного. После этой серии претерпевает изрядные изменения и набор привычных представлений и самого ведущего, и, уверена, большой части зрителей о том, кто такие евреи: якобы не умеющие работать на земле, жалкие очкарики с книжками под мышкой. «Это какие-то совсем другие евреи, — делится своим открытием Познер. — Твердо знающие, чего они хотят, работающие, потеющие и воюющие, если надо, за свою землю».

Следом телевизионщики рассказывают про израильскую армию, «одну из лучших в мире». И вновь признания: «То, чему мы были свидетелями, произвело на нас сильнейшее впечатление». А показали им и нам, как готовят солдат, в каких условиях они проходят службу, чем их кормят. Один из командиров объяснил: «Если вы будете плохо обращаться с солдатами, как они тогда будут защищать страну?»

Отношение к старикам и детям — особая тема, на которой останавливаются авторы цикла. Если коротко: «Лучшего мы не видели нигде».

Разумеется, не удалось создателям «Еврейского счастья» избежать и самой острой и больной темы: многолетнего арабо-израильского конфликта, выясняя причины и перспективы которого Владимир Познер пытается быть предельно объективным, предоставляя слово разным сторонам этого конфликта и признавая за каждой из них свою правду. «Можно ли достичь согласия? — задается он вопросом и с горечью констатирует: — Нет. Вряд ли» (за эту позицию «и нашим и вашим» он, конечно, тоже получил немало упреков в соцсетях).

И все же самое интересное в цикле «Еврейское счастье» — это то, как постепенно открывается с самых разных сторон малознакомая и малопонятная большинству зрителей страна и как вовлекает она в свою ауру не только авторов, но и тех, кто сидит у телеэкранов. А еще надеюсь, что многие из них, посмотрев цикл, повторят вслед за тель-авивским таксистом: «Какой хороший народ!»

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#первый канал #тв #теленеделя

важно

43 минуты назад

Что произошло за день 6 мая. Коротко

Slide 1 of 6

выпуск

№ 47 от 30 апреля 2021

Slide 1 of 11
  • № 47 от 30 апреля 2021

Топ 6

1.
Репортажи

Интернат В закрытых психоневрологических заведениях сегодня живут 177 тысяч россиян. Большинство из них там и умрут. Елена Костюченко и Юрий Козырев провели несколько недель в ПНИ

457491

2.
Комментарий

Есть вещи пострашнее SWIFT Евросоюз угрожает отказаться от российской нефти и газа — и на этот раз вполне серьезно. Объясняет Максим Авербух

375579

3.
Интервью

Девочка, которая потеряла Конституцию 11 мая студентке МГУ Ольге Мисик выносят приговор за «осквернение будки» Генпрокуратуры

255397

4.
Репортажи

«Считаю вас всех предателями и оккупантами» Алексей Навальный проиграл суд по делу о клевете на ветерана и выступил с еще одним последним словом

195720

5.
Расследования

Чайки по именам ЛСДУЗ и ЙФЯУ9 Чем занимаются зашифрованные для Росреестра сыновья Юрия Чайки

159042

6.
Комментарий

Патриарх обличал не ту тиранию Как оппозиция на Пасху решила, что глава РПЦ вдруг перешел в ее стан

150300

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera