Сюжеты · Культура

На борту «Боинга» «Морис Метерлинк»

«Синяя птица» в «Электротеатре Станиславский»

10:03, 4 марта 2015Елена Дьякова, обозреватель

1105

10:03, 4 марта 2015Елена Дьякова, обозреватель

1105

Фото: «Новая газета»

В обновленном Театре Станиславского — первая премьера худрука, Бориса Юхананова. «Синяя птица» идет три вечера, в целом — одиннадцать часов


Фото: Андрей Безукладников

В обновленном Театре Станиславского — первая премьера худрука, Бориса Юхананова. «Синяя птица» идет три вечера, в целом — одиннадцать часов.

В 1917 году, на парижской премьере балета «Парад» Сати–Пикассо–Кокто и труппы Дягилева (страшно радикальный был спектакль для своего времени!) публика негодовала, а усатый буржуа в партере кричал: «Если бы я знал, что это так глупо, я бы привел детей!» Все 11 часов в «Электротеатре» вспоминаешь эту историю, хотя на «Синей птице»-2015 все ровно наоборот. Это не глупо. Партер ликует. А вот де[тей приводить не надобно.]()

Этот Метерлинк — недетский. В проекте Юхананова смешаны: собственно феерия (она же мистерия), воспоминания Тильтиля и Митиль о военном детстве, Михаиле Яншине, Евгении Урбанском, Театре Станиславского 1950–1990-х, ритуалы театра Но, диалоги Наполеона и Могильщиков на фоне мавзолея (изъясняются могильщики цитатами из «Государства» Платона), горловое исполнение песни «Опустела без тебя земля…», проекция ядерного Апокалипсиса на холодильник «ЗИЛ», мюзик-холльные номера на песни советских композиторов (продвинутую премьерную публику они очень оживляют), фрагменты «Каменного гостя», фильма «Человек-амфибия», «Онегина» на китайском и экскурсии по современной Москве на пяти языках.

Композитор спектакля — Дмитрий Курляндский, ведущий авангардист в современной российской музыке. Его инструментальные интермедии в партитуре смешаны с фольклорным масленичным действом, песней Шпаликова «Пароход белый-беленький…» и ариями из «Фауста».

Художник-постановщик — Юрий Хариков, соавтор режиссера Юхананова с 1980-х. Сценическая конструкция — салон «Боинга 777» в разрезе (что явно продолжает естественную для «Синей птицы» тему полета). Куда, кстати, можно улететь за 11 часов без посадки? В Японию? В очень глубокую Африку? На острова Микронезии? Неважно. В поэтике спектакля все гипотезы верны.

В то же время в определенном смысле «Синяя птица» Бориса Юхананова вписана в мейнстрим недавней, но быстро укоренившейся (и по человеческой сути верной) театральной традиции: новый художественный руководитель столичного театра воздает дань уважения прошлому этой сцены. Вахтанговская «Пристань» Римаса Туминаса, заявленное при открытии «Гоголь-центра» взаимодействие прежней труппы Театра Гоголя с молодой «Седьмой студией» Серебренникова, новый блеск Светланы Немоляевой, Игоря Костолевского, Михаила Филиппова в спектаклях Миндаугаса Карбаускиса, «Алиса» — первая работа Андрея Могучего в петербургском БДТ… все из этого ряда. И, как говорила Ахматова, «это в добрых нравах литературы». То бишь театра.

Тильтиля играет Владимир Коренев, столп труппы прежнего Театра Станиславского, а также — Ихтиандр в незабвенном фильме «Человек-амфибия». Митиль играет его жена, актриса Алевтина Константинова. Их личные воспоминания (начиная с 1940-х) стали частью проекта «Синяя птица». Любого человека, прожившего две трети ХХ века в СССР, слушать интересно (в этом, кстати, сдается мне, один из месседжей спектакля). Двух седых, красивых, любезных на старинный манер актеров — слушать интересно тем паче. Память шестилетней Алевтины о войне, о бегстве на подводах от Мценска до Белой Церкви под обстрелом невыразимо страшна. Но и Владимир Коренев, сын блестящего флотского офицера, помнит, как голодали в послевоенном Крыму: «_Мы жили в Ялте… Чтобы чем-то питаться, там отстреливали дельфинов. Говорят, когда в них стреляли, они кричали, дельфины… Когда готовили _—_ запах был просто чудовищный!»_

И далее — через спектакль пунктиром идет судьба Коренева и Константиновой (женаты они, к слову, более полувека). Юность великого поколения шестидесятников. Веселая бедность и буйный расцвет «оттепельной» Москвы. Десятки игрушечных «Чаек» с фигурками женихов и невест, советскими Барби и Кенами бэби-бума, едут по сцене к мавзолею. Гремит август 1991-го — и два «Танкиста-Анубиса» в древнеегипетских юбках из камуфляжа наводят орудие на зал. Неистребимый советский гешефтмахер, успешный промоутер медвежьего цирка, администратор филармонии Яша (Олег Бажанов) возит юного Ихтиандра-Коренева по «встречам с публикой» в Ивановской области (до десяти выступлений в день!)… Сцена гомерического чеса, включенная в эпизод встречи Тильтиля с Блаженствами, поставлена со смехом, размахом и не без блеска.

…Что будет, если вычленить из этого громокипения собственно сцены из «Синей птицы»?

Лучше не пробовать. Да и для постановщиков такое вычленение явно в условия игры не входило.

На сцену кусками, как в лихорадочном сне, валится сразу все: ненаписанная, непоставленная, не осмысленная история Страны Советов; «Золотая библиотека» ее интеллигенции, мечты о мирах и культурах, известных тогда понаслышке; куски спектаклей, которые уже никогда не увидят рампы; слепленный из останков прежнего луна-парка новый колоссальный аттракцион (даже странно, что обошлись без знаменитого фельетона 1983 года «Рагу из «Синей птицы»).

Зритель премьерный, профессиональный смотрит с интересом. Что будет в следующем сезоне, когда проект войдет в репертуар? Вот в следующем сезоне и выяснится.

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#рецензия #театр

важно

38 минут назад

Youtube наложил ограничения на каналы «Новой», Sota.Vision и Ильи Яшина из-за ссылок на «Умное голосование»

Slide 1 of 6

выпуск

№ 47 от 30 апреля 2021

Slide 1 of 11
  • № 47 от 30 апреля 2021

Топ 6

1.
Репортажи

Интернат В закрытых психоневрологических заведениях сегодня живут 177 тысяч россиян. Большинство из них там и умрут. Елена Костюченко и Юрий Козырев провели несколько недель в ПНИ

443480

2.
Комментарий

Есть вещи пострашнее SWIFT Евросоюз угрожает отказаться от российской нефти и газа — и на этот раз вполне серьезно. Объясняет Максим Авербух

373989

3.
Интервью

Девочка, которая потеряла Конституцию 11 мая студентке МГУ Ольге Мисик выносят приговор за «осквернение будки» Генпрокуратуры

252403

4.
Репортажи

«Считаю вас всех предателями и оккупантами» Алексей Навальный проиграл суд по делу о клевете на ветерана и выступил с еще одним последним словом

195691

5.
Расследования

Чайки по именам ЛСДУЗ и ЙФЯУ9 Чем занимаются зашифрованные для Росреестра сыновья Юрия Чайки

158589

6.
Комментарий

Патриарх обличал не ту тиранию Как оппозиция на Пасху решила, что глава РПЦ вдруг перешел в ее стан

150008

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera