Сюжеты · Культура

Театр.doc — часть протестного сознания

Режиссер и драматург Михаил УГАРОВ — о премьере первого в истории российского театра спектакля о Путине

Этот материал вышел в № 15 от 13 февраля 2012
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 15 от 13 февраля 2012

21:26, 12 февраля 2012

3635

21:26, 12 февраля 2012

3635

Фото: «Новая газета»

Режиссер и драматург Михаил УГАРОВ — о премьере первого в истории российского театра спектакля о Путине

Завтра, 14 февраля, у нас премьера «Берлуспутина». Это первая пьеса про Путина на российской сцене. Сюжет Дарио Фо заключается в том, что Путина и Берлускони, которые очень симпатизируют друг другу, убили в результате теракта. Больше нет ни того, ни другого. Но врачи собрали из двух тел одно: половина от того, половина от другого.

Если бы дело было только в этом, вышла бы просто комедия, а тут все сложнее. Два плохих, на взгляд Дарио Фо, человека (минус на минус) дают плюс. Новое существо приходит в себя после реанимации, комы и операций как очень хороший человек, который ничего не помнит. Вмонастыре под Москвой живет его жена Людмила. Он едет к ней и просит рассказать, кто он, что он делал, чем занимался в жизни. И она ему рассказывает все: от студенческих лет до того, что он творил у власти, попутно излагает разные версии, что он убил Собчака, например. Путин потрясен: так что, ты хочешь сказать, что я — падла?! Это гомерически смешно само по себе — порядочный, благородный Путин. Автор назвал пьесу «Двухголовая аномалия». Никто не взялся за эту пьесу ни в Италии, ни у нас, хотя 86-летний Дарио Фо, лауреат Нобелевской премии, во всем мире привлекает общее внимание. Он не верил, что мы поставим, но этим спектаклем мы отмечаем десятилетие Театра. doc: играют Евдокия Германова и Сергей Епишев.

…Десять лет назад мы узнали, что в Трехпрудном сдается в аренду подвал, скинулись и сняли его. Когда я впервые увидел его, я подумал: ну и зачем нам все это?! Так можно и у себя дома театр организовать. Я ошибался: эта сцена сама режиссер, она очень жестко тебя режиссирует. И очень меняет правила игры: здесь ты буквально лицом к лицу с залом, можно потрогать зрителя. Такое направление, как документальный театр, всем тогда казалось бредом, эксцессом. Но оказалось, именно документ может изменить и способ актерского существования, и режиссерские методы.

Мы начали с азов: театр работает со страхами. А значит, соединяет задачи психолога, социолога, художника, в общем, целителя. Было две главных линии: социальная и личная. В моду вошел вербатим, все кинулись на бомжей, проституток, гомосексуалистов, они театральны по самой своей природе. Потом стали уходить от этого, мой первый спектакль здесь — «Война молдаван за картонную коробку», и там уже серьезная, важная тема. Потом была пьеса «Жизнь удалась»: действие происходит в спальном районе города Минска, два брата любят одну девушку, люди остро чувствуют свою драму, но они безъязыкие. Пьеса про немоту: человеку очень больно, он корчится от боли, авместо звука распяленный рот. Потом социальная линия перешла в политическую. Впьесе про Беслан «Сентябрь.doc» нет ни одного авторского слова, она вся— поматериалам форумов.

Лучший пример другой линии, направленной внутрь себя, — «Кислород» Вырыпаева, мощный чистый авторский текст. За эти десять лет театр прожил три или четыре жизни, была клиническая смерть, была реанимация. Благодаря Театру. doc мощно прорезалась тольяттинская школа драматургии: Леванов, Дурненковы, Клавдиев. Прорезался неожиданно Пряжко. В конце концов образовалась саморазвивающаяся структура: приходят молодые, спектакли сами начинают прорастать.

Сейчас мы разрабатываем свидетельский театр (в этом направлении очень интересно работает швейцарский «Римини протокол»). Позвали Яшина и еще четырех человек, которых схватили на площади, били в автозаке, которые потом отсидели 15 суток на Симферопольском бульваре. Со стороны можно было подумать, что идет какая-то ломовая комедия, хохот стоял, хотя люди рассказывали довольно страшные вещи. Хохот над режимом, над ситуацией. «Если в конце басни нет нравоучения, публика не понимает, о чем речь», — сказано в «Герое нашего времени». Но мы считаем, кусок реальности в рамке особенно важен, если не давать резюме. Истинный спектакль возникает между сценой и залом. Во Франции сейчас в ходу теория диспозитива, считается, что главное — эта дуга «актеры-зрители», и режиссура заключается в выстраивании их отношений. Театр — коммуникация, а потом уже все остальное. В Польше есть Скорый театр, где спектакль может идти два-три раза. В Ройял-корте театр делают из всего, что происходит в мире.

А в русском пространстве к театру отношение по-прежнему надуто-сакральное. Высказывание должно быть вертикально, вечно. Автору говорят: хочется выйти на обобщение! Режиссура тоже абсолютно жреческое занятие, для посвященных, которых благословил мастер.

Новая драма и Театр.doc легализировали мат на сцене, и в этом теперь уже есть некоторая подлянка, потому что на этом языке говорит та самая власть, которую мы не уважаем. Я читаю пьесы молодых драматургов, везде идет мат как обозначение социальной принадлежности, а это неправда, матом говорят в Кремле, на репетициях, в операционных, в гарнизонах. Мат становится конъюнктурой, с одной стороны, а с другой — нормой лексики. И теперь надо как-то отделяться.

Зрители, бывает, реагируют очень ярко. На «Часе восемнадцать», спектакле о смерти Сергея Магнитского, опытный правозащитник Людмила Алексеева стала кричать на актрису, исполнительницу роли тюремного врача: «Как вам не стыдно?! Почему вы не уйдете в обычную поликлинику?!»

На спектакле «Демократия.doc», где два психолога-актера раскручивают зал, назначают на роли, один парень так разозлился на происходящее, что выбежал на сцену, стал спиной в угол и пустил струю. Все онемели, а он заправился, повернулся и говорит: «Ну и что вы со мной сделаете? Давайте теперь поговорим о демократии!»

У нас, слава богу, нет бухгалтерии, потому что бухгалтерия губит любой театр. Но к нам время от времени приходили и приходят разные люди, предлагают взять на содержание, дать дотацию. Этот процесс обычно обостряется перед выборами. Но мы аккуратно и тихо отказываемся: Театр.doc должен быть независимым, пусть и бедным.

Сейчас все прибирает к рукам коммерция. И протест вот-вот будет прибран, потому что бокс-офис хорошо на это реагирует. У нас гигантская индустрия присвоения. Есть сад-огород, а есть промышленное производство овощей. Я что-то вырастил на своей грядочке, а они посмотрели и шарахнули в товарных количествах.

Уходя из дома, говорю Греминой: «Иду втеатр». Она спрашивает: «В какой (я теперь еще и в Центре Казанцева и Рощина)?» Отвечаю: «Сначала в тот, где зарплату дают.А потом в тот, где ее рассматривают как постановочное средство».

Мы надеемся, что Театр.doc стал частью протестного сознания. Сейчас главный проект театра — спектакль «Площадь», про Болотную. Хотели сделать стремительно, но закопались: жесткий сюжет обрезает реальность, ее форматирует. И надо выбирать: либо ослабленный сюжет и мощная фактура, или сюжет сильный, а фактура условная. Все приносят материалы, потрясающие интервью, но только сейчас возникла острая концепция — дать слово противникам, нашистам и прочим, чтобы они весь спектакль ругали оппозицию, чтобы получилась вот эта дуга. Мы думаем, что на сцене должны быть скинхеды, антисемиты, фашисты, чтобы зал видел спектр этих явлений и освобождался от своих комплексов. Надо успеть к марту.

Дорогие читатели!

Хотите продолжить разговор, начатый Померанцем, Германом, Битовым, Сокуровым, Арабовым? Рубрика «Монологи для Новой», благодаря высказываниям людей, чей моральный авторитет высок, а мысли значительны, стала одной из самых заметных площадок, где вырабатываются идеи, проясняются отношения с культурой, политикой, обществом. Каждый, кому есть что сказать о текущем моменте, уложив это вобъем газетной полосы, может прислать текст на мой адрес timolgav@mail.ru. Самоеинтересное (на взгляд редакции, и пожалуйста, без обид) мы опубликуем в газете, украсив портретом.

Страна должна знать своих граждан в лицо.

Ольга ТИМОФЕЕВА,
редактор отдела культуры

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#театр

важно

36 минут назад

«Единая Россия» приостановила членство в партии депутата из Магадана, сфотографировавшегося с сотней убитых гусей

Опрос

В России объявили принудительную вакцинацию, одновременно стал расти черный рынок прививочных сертификатов. Как вы поступите?

Мнение читателей «Новой» в анонимном опросе

важно

день назад

В Москве выявили более 9 тысяч новых случаев заражения коронавирусом. Это максимум за все время пандемии

Slide 1 of 6

выпуск

№ 65 от 18 июня 2021

Slide 1 of 6
  • № 65 от 18 июня 2021

Топ 6

1.
Сюжеты

Прости, Юра, мы тут наснимали Скандал в «Роскосмосе»: космонавт Крикалев лишился должности исполнительного директора из-за несогласия с планами отправить на МКС актрису Юлию Пересильд и режиссера Клима Шипенко

750599

2.
Сюжеты

Мы его нашли! Браконьером, выложившим надпись «Чукотка 2021» трупами полутора сотен птиц, оказался депутат-единорос из Магадана Александр Крамаренко

461228

3.
Комментарий

«Какие ваши доказательства?» Американцы — об интервью Путина накануне встречи с Байденом

133934

4.
Сюжеты

100 тысяч рублей за убийцу «Новая газета» объявляет сезон охоты на браконьеров. За информацию об охотнике, сделавшем фото на фоне трупов полутора сотен птиц, мы гарантируем вознаграждение

131305

5.
Репортажи

Приставы у остова Почему адлерский пенсионер застрелил судебных приставов, пришедших сносить гараж, в котором он прожил больше 50 лет. И почему эта трагедия может повториться

123686

6.
Колонка

Цены отморозились Продукты дорожают двузначными темпами. Это – результат действий правительства

121054

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera