Сюжеты · Культура

Елена Камбурова: Учусь в школе своих песен

Эта школа ее песен стала местом встречи молодых студентов и пожилых интеллигентов. Встретившись «на Камбуровой», они начинают дружить

Этот материал вышел в № 22 от 31 Марта 2008 г.
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 22 от 31 Марта 2008 г.

21:00, 29 марта 2008Зоя Ерошок, обозреватель
views

144

21:00, 29 марта 2008Зоя Ерошок, обозреватель
views

144

Ее зарубили на первой же сольной программе. Жюри из Минкульта: с таким антисоветским репертуаром выпускать на сцену нельзя. Исполнитель народных песен Суржиков буквально кричал: «Так начиналась Чехословакия. Там молодежь тоже уходила в…

Ее зарубили на первой же сольной программе. Жюри из Минкульта: с таким антисоветским репертуаром выпускать на сцену нельзя. Исполнитель народных песен Суржиков буквально кричал: «Так начиналась Чехословакия. Там молодежь тоже уходила в леса и пела какие-то свои песни. И видите, чем это закончилось…». Чем закончилось в Чехословакии, все видели: шла осень 68-го.

В Москонцерте от Камбуровой потребовали заявления, что ее песни в оплате не нуждаются. На гастроли ездила редко, втихаря и пела только в сборных концертах.

Однажды в Барнауле после концерта ее вызвали в обком партии. Секретарь по агитации и пропаганде сказал: «Как вы можете петь «Простите пехоте, что так неразумна бывает она…»?..». И, морщась от отвращения: «Та-ако-о-ое про Великую Отечественную…». А потом обиженно: «Не та интонация. Не наша». Потом она поймет: интонация действительно решает все. («Интонация — это то, чем окрашено сознание. Окрашен в результате и голос».)

С ней еще много раз в обкомах партии беседовали. И в Красноярске, и в Калуге, и в Саратове. И в шестидесятые, и в семидесятые, и в восьмидесятые. Лена терялась, забивалась в угол. Она «их» птичий язык не понимала.

Вот гэбист из отдела кадров Москонцерта приглашает к себе. «Ну, рассказывайте». — «Что?» — «Все!». Лена молчит. «Как прошли гастроли?» — «Хорошо». — «А подробнее?». Лена опять молчит. «Идите и напишите о гастролях». — «Зачем? Для кого?» — «Для меня. Просто так». Дома Лена долго рыдает, заболевает.

Почему это очень тихое имя — Камбурова — было так опасно для КГБ?

«Мне тоже странно. Я ведь не пела политических антисоветских песен, про то, что вот они все там, в Кремле, сидят и… Мои песни — над этим!».

Над этим! Кто-то сказал о брежневщине: «Музыка была единственной формой передачи эстетической энергетики, неподконтрольной КГБ».

В советской жизни ей надо было идти и выступать перед пьяными шахтерами.

Однажды прервала концерт: «Песни — существа хрупкие. И когда нет условий, погибают, как цветы». Сказала — и ушла со сцены.

Потом из того зала шахтер прислал ей письмо с извинениями. А администратор местной филармонии организовала донос в Москонцерт: «Камбурова оскорбляла рабочий класс».

С начала девяностых приглашают на свои презентации новые русские. («Те же комсомольцы. Только блюд с поросятами — больше».)

Потом избегала этой публики: «Уж лучше перед пьяными шахтерами выступать».

А между комсомольцами и новыми русскими в ее жизни появилась Фаина Георгиевна Раневская. Они дружили.

«У нее была такая жажда одаривать! Дом ее на глазах пустел. Потому что она всем без конца все дарила, дарила, дарила… И очень боялась вдруг перестать играть по той простой причине, что тогда у нее оставалась бы только пенсия, а с ее щедростью она не смогла бы делать подарки! Даже хотела, чтобы ей дали звание Героя Труда, это была бы какая-то прибавка к пенсии. А сосед ей сказал: «Вам никогда не дадут Героя Труда, потому что вы очень зло обо всех говорите». Она так по-детски расстроилась…».

На концертах Камбуровой Раневская не была — последние годы уже никуда не ходила. Но пару раз Лена пела перед Ф.Г. на ее днях рождения.

В Средневековье музыку считали средством для обнаружения совести. Как раз в связи с этим Окуджава говорил о Камбуровой: последняя героическая женщина в нашем жанре. И называл Лену шансонье номер один в нашей стране.

Помню, сказала мне: «Как певица я могла родиться только в шестидесятые годы прошлого века. Ни раньше, ни позже». «Почему?» — спросила я. «В шестидесятые появились люди с хорошими глазами. Они стали моими первыми зрителями».

Хрущевская оттепель испарилась, будто ее и не было. Но люди с хорошими глазами остались. Как часовые.

Вначале Театр Камбуровой существовал очень условно, только в пространстве концерта. Репетировать было негде, аппаратуру тайно от администрации прятали по гримерным знакомые актеры. Аппаратуру разворовывали. За час репетиции в каком-нибудь ДК драли сумасшедшие деньги.

А Лена говорила друзьям: «Это должен быть Театр Хороших Лиц. Наш театр будет отыскивать и выращивать эти лица. Всякий раз на концертах меня потрясает, что они есть — хорошие лица! Пусть в очень малом количестве, что поделаешь — штучный товар, но главное: есть! Да и с разоренными лицами можно еще что-то сделать, не все они безнадежны…».

Не ходок Камбурова по высоким инстанциям, не умеет разговаривать с начальством. Но научилась действовать по правилам экстремальной ситуации, перепрыгивать через пропасть… Сказано ведь: «Если идешь — иди; вялый путник больше пыли поднимает по дороге».

На каком-то этапе Камбуровой помог Лужков. Так пятнадцать лет назад у ее театра появилось свое помещение, напротив Новодевичьего монастыря, два небольших зала в бывшем кинотеатре «Спорт».

Сегодня в репертуаре Те¬атра Камбуровой — двенадцать спектаклей. И попасть на них очень трудно. Уже в первый день продажи билетов нет.

Она по-прежнему не звучит на ТВ и на радио — очень, очень мало. Но есть ее театр. И ее зритель. Хорошие Лица — не переводятся.

Спектакли ее театра — удивительны.

Вот — «Грезы». По произведениям Шуберта и Шумана. Поставил Иван Поповский. Один из любимых учеников Петра Наумовича Фоменко.

Лена дружит с Фоменко. Он часто бывает в Театре Камбуровой. Все ее спектакли смотрит. И потом они подолгу беседуют.

В спектакле «Грезы» потрясающе поют четыре певицы: Ирина Евдокимова, Анна Комова, Елена Еремеенко и Елена Пронина. Камбурова говорит о них: «Абсолютно штучная работа».

И тут же меня просит: «Запишите, пожалуйста: идея этого спектакля принадлежит Олегу Синкину (он теперь музыкальный руководитель нашего театра) и Александру Марченко». Она называет столько фамилий своих актеров и коллег, умоляет меня упомянуть их… Я говорю: «Лена, тогда вся заметка о вас будет сплошь состоять только из этих фамилий». Она — очень серьезно: «И я буду счастлива».Ну что ж: обещала — исполняю.

Вот появились в Театре Камбуровой «Счастливые дороги» по пушкинским «Цыганам». Алеко играет Игорь Гордин, актер Театра юного зрителя. Есть замечательные детские спектакли Елены Трещинской.

Сама Камбурова играет Антигону. Спектакль поставил Олег Кудряшев по Софоклу. Лена играет все роли. Это необычная для нее работа. И ей очень грустно, что критики ходят теперь только на первые спектакли. А вот Лена уже больше года играет Антигону и чувствует, что лишь сейчас стало получаться что-то серьезное.

В Ленином театре никто не торопится домой после спектакля. А директор Борис Меликджанов и администратор Михаил Мергелов в театре — всегда.

«Нам уже исполнилось 15 лет. Если б я была такой дамой… Ну, широко б отмечала… Но я не по этой части. Да и не это главное. Работы у нас сейчас — будь здоровчик! И это — радость!»

В Театре Камбуровой проходят (редкость нынче!) творческие встречи. На¬зываются «Нездешние вечера». Вот встречались с Юрием Норштейном, Андреем Хржановским, Людмилой Петрушевской, Сергеем Юрским, Валерием Золотухиным, Юрием Арабовым.

Есть люди, которые не пропускают ни одного ее выступления.

«В городах, где я чаще выступаю, там уже наполовину молодежный зал. Как это происходит, я не знаю. Но это так. А иначе бы залы постепенно пустели, пустели бы…».

На ее концертах собираются сохранившиеся. («Кто-то говорит другому, тот передает третьему… Родители — детям… Не у всех ведь сегодня складывается так: вот я слушаю это, а мой сын увлекается попсой, а все остальное принципиально не слушает… Есть и другие. Они сохранились. И вот эти сохранившиеся и приходят в мои залы».)

Исаак Шварц говорил: «У Камбуровой есть своя аудитория. Это молодые студенты, это пожилые интеллигентные люди самых разных профессий. На ее концертах люди знакомятся друг с другом, начинают дружить».

Она не боится меняться, быть разной. Считает: «Любовь бесстрашна».

Когда начинала петь Окуджаву, все вокруг ей говорили: надо петь только так, как поет Окуджава, никаких аранжировок, ничего от себя… Но это тот случай, когда Камбурова доверяет себе и только себе. Хотя в жизни она робка, скромна, ранима, беззащитна, трепетна, пуглива.

Я знаю Камбурову лет двадцать. И именно потому, что знаю, как она неподдельно скромна, робка, трепетна, ранима, беззащитна и пуглива, не перестаю удивляться, как не пропала, не сломалась, как выжила и в советское время, и в наше нынешнее.

Отвечает серьезно и просто: «Благодаря зрителю и тому материалу, с которым я работаю».

И — помолчав: «Меня воспитали мои песни. Я учусь в школе своих песен. Они настолько хороши, я их настолько люблю… А любовь — она впечатляет».

P.S. На нашу встречу она пришла после общения с одним очень высокопоставленным московским чиновником. Просила не за себя. И не за театр даже. За бродячих собак. Уже много лет Камбурова борется (буквально!) за приюты для бродячих собак.

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.

важно

4 часа назад

«Команда 29» объявила о самороспуске

Подписывайтесь!

выпуск

№ 77 от 16 июля 2021

Slide 1 of 6
  • № 77 от 16 июля 2021

Топ 6

1.
Комментарий

Спустили урок По российскому образованию нанесен патриотический залп: теперь школьников будут учить любви к России на обязательной основе

views

449476

2.
Комментарий

Александр Ширвиндт: «Чиновники подтираются этими воззваниями». ВИДЕО Знаменитый актер — о позиции Министерства культуры в скандале с увольнением директора музея имени Бахрушина

views

212197

3.
Расследования

Приперли к шведской стенке Древесина с самой большой незаконной рубки леса в России уходила ведущему мировому производителю мебели – IKEA. Рассказываем, как

views

195566

4.
Комментарий

Изыми с глаз моих! Впервые в новейшей истории России началась массовая зачистка в книжных и библиотеках

views

143111

5.
Сюжеты

«Мы никогда не видели такой катастрофы» В Германии из-за наводнения погибли как минимум 80 человек, более тысячи — пропали без вести. Фото

views

128782

6.
Исследование

Преступления против истории Как в России устанавливается монополия на «правильное» прошлое

views

119823

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
close

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera