Сюжеты · Культура

ИСКУШЕНИЕ ШИНЕЛЬЮ И ДВОЙНИКОМ

<span class=anounce_title2a>ТЕАТРАЛЬНЫЙ БИНОКЛЬ</span>

Этот материал вышел в № 38 от 31 Мая 2004 г.
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 38 от 31 Мая 2004 г.

20:00, 30 мая 2004
views

251

20:00, 30 мая 2004
views

251

5 октября новая сцена «Современника» откроется спектаклем «Шинель». Режиссер — Валерий Фокин. Акакия Акакиевича сыграет Марина Неелова.В программке будет строка: «Идея — Юрий Рост». Фокин давно мечтал о «Шинели», но парадоксального и…

5 октября новая сцена «Современника» откроется спектаклем «Шинель». Режиссер — Валерий Фокин. Акакия Акакиевича сыграет Марина Неелова.

В программке будет строка: «Идея — Юрий Рост». Фокин давно мечтал о «Шинели», но парадоксального и идеального Башмачкина в Нееловой, королеве Елизавете «Современника», увидел именно Рост.

Зимой на сцену Александринского театра выйдет вторая часть театральной дилогии Валерия Фокина: «Двойник» Достоевского.

Неуспокоенные тени гг. Башмачкина и Голядкина воскреснут в двух столицах. Почему именно теперь? Что им в нас, собственно?

Об этом и говорит режиссер.

— Я давно задумывал дилогию: «Шинель» и «Двойник».

«Двойник» — блестящая вещь, не оцененная при жизни автора. Это проза потока сознания, предвещающая и «Петербург» Белого, и Пруста, и Кафку. Набоков Достоевского не любил, но для «Двойника» делал исключение.

Главный герой у «Шинели» и «Двойника» — общий. И это Петербург. Особое пространство, которое ведет героев, устраивает их судьбу, вмешивается в нее, соблазняет, ломает, водит, кружит…

Для меня важна в обоих спектаклях тема соблазна. Башмачкина соблазнили шинелью. И, соблазнив, изменили всю его жизнь.

…Вот жил человек со своими буквами, в их растительном мире, был совершенно счастлив. И вдруг явилась ему идея шинели, овладела им, изменила его изнутри. И изменив — погубила. Соблазн разрушил мир Акакия, поселив в нем трагический, неутоленный голод. Духовный голод, кстати! Бог весть во что выросла для него шинель…

Петербургское пространство порождает фантасмагорию с метелью и призраком неуспокоенного человека. Душа рыщет, страдая. Но она агрессивна, неуспокоенная душа Башмачкина!

И с Голядкиным то же. Смятенный маленький человек хочет быть как все… С одной стороны, блажит и обличает: «Это люди в маскарадах, они носят маски. У меня свой путь!». А с другой стороны — он очень хочет быть таким же! Он нравится себе в новой жилетке, он пересчитывает ассигнации в бумажнике. Восхитительно долго приценивается в Гостином дворе к сервизам и обстановке, обещает всем задаточек. Но не покупает ничего…

Эта повесть — еще и о том, как в тихом, робком, деликатном человеке сидит агрессия, как она его дразнит, вылезает, приводит к бунту: «Я не ветошка!». Кстати, это же может привести и к терроризму.

Двойник — «бес упрощения», бес «человека-функции». Но ведь герой говорит о Двойнике — «моя мечта».

…Я ненавижу Голядкина-младшего, я его вижу насквозь, я его поражаю, уничтожаю! Но в глубине души — я мечтаю стать им.

— Вы полагаете, «синдром Голядкина» для нас актуален?

— Более чем актуален. Это раздвоение и желание быть не тем, кто мы есть, очень сильно. Я в течение последних лет десяти наблюдал, как многие люди теряли голову. Теряли реализм в отношении к самим себе, к окружаюшим, к жизни. Очень многие страстно хотели быть не тем, кто мы есть. И мы оказались в эпохе мнимых величин.

Огромное количество пузырей, которые надуваются, лопаются, и все их забывают. Я в этой связи боюсь за молодую режиссуру. И с тревогой смотрю на поколение тех, кто все время боится не успеть… Это чувство сегодняшнего дня, оно есть в наших детях.

Они часто вспрыгивают на подножку поезда, не глядя, куда он идет. А он идет в тупик. Или стоит на месте. Но «хороший тон» — прыгнуть!

Тема расколотости человека, двойничества его — очень русская. Каких только не было у нас двойников, самозванцев, мнимостей. У нас человек никогда не бывает однослоен. Но иногда он страстно хочет быть таким!

…И сам Петербург — вечный двойник какого-то города. Москвы, Венеции, Амстердама? Небесного Иерусалима?

Я уж не говорю, что он все время отражается в воде. И стоит на болотах, как странная метафора русского образованного сознания, если угодно… Выверенное, отточенное культурой великолепие. А внизу — топь.

…И есть ведь еще двойничество Петербурга и Ленинграда! Вечная оппозиция «советское — несоветское — постсоветское». И в этом мы сейчас стараемся увидеть себя не такими, какие есть! Возможность, отрекаясь от прошлого, уходить в настоящее — очень русская тема.

И кто это начал, как не Петр, зачеркнув огромную часть прошлого?

Вечно русский человек стремится выстроить себе простое, ясное, комфортное настоящее! Жить только в нем. А никогда этот облегченный вариант, с отречением от самого сложного в себе, — не строился, оказывался мороком, маревом.

И начиналось время мнимых величин. Время пошлости, которая даже не побеждает — а уже пирует, я бы сказал… И — растаскивает людей. Расщепляет каждого. Очень легко поддаться.

А между тем мы были сильны своей неудовлетворенностью. Своей, как ни странно, расколотостью.

— Кто играет в «Двойнике»?

— Голядкин-старший — Виктор Гвоздицкий. Он покидает труппу МХАТа и с нового сезона становится актером Александринского театра. Голядкин-младший — Алексей Девотченко. Оба — нервные, острые, очень выразительные. Оба способны на переходы от мягкости, застенчивости, конфуза — к взрыву и агрессии. Это важно: в «Двойнике» не две краски, а много больше!

В спектакле будет занята часть труппы Александринского театра — главным образом, те актеры, с которыми я не работал в «Ревизоре».

Мы пригласили в труппу выпускницу Щукинского училища Юлию Марченко. В спектакле Някрошюса «Вишневый сад» она сыграла Аню.

— Замечательно сыграла: особенно в дуэте с Людмилой Васильевной Максаковой — Раневской. Самая «осмысленная» Аня на моей памяти. И как-то видно в игре Марченко, что Аня и ее будущие потомки и есть главный «вишневый сад»: самые печальные жертвы упадка рода.

— Вот сейчас Марченко в Александринском театре репетирует Лауру в «Маленьких трагедиях» Григория Козлова. И будет репетировать в «Двойнике» роль Клары Олсуфьевны, тайной любови Голядкина. Я хочу с Юлией поработать: она человек и способный, и эмоциональный.

— Кто художник спектакля? И кто композитор? Ведь в ваших спектаклях звук создает еще одно измерение, притом — важнейшее. Ваш «Нумер в гостинице города N» со странной «партитурой скрипов» Александра Бакши создавал просто «параллельный мир» Гоголя в звуке.

— И в «Шинели», и в «Двойнике» художник — Александр Боровский, композитор — Бакши. Акакия Акакиевича еще окружают куклы работы художника Ильи Эпельбаума. В «Шинели» будет петь ансамбль Владимира Котова «Сирин»: это замечательные музыканты, все помнят их работу в спектаклях Анатолия Васильева.

В «Двойнике», я думаю, важным элементом станут зеркала. Со всей их символикой: зеркало — граница меж мирами.

В «Двойнике», наверное, тоже будут «живые музыканты». Когда мы говорим о пространстве Питера и его доминанте, без звука нельзя обойтись. Как делать дождь, бурю? Как делать границу мистического и реального? И внутри самого Голядкина все время живет звук — тревожный, раздвоенный, лихорадочный.

Когда мы работаем с Боровским и с Бакши — они не иллюстрируют замысел театра. Мы исходим из сочинения эпизода и спектакля как единого целого. Конечно, тут они соавторы.

— Как вы перемещаетесь из Центра Мейерхольда в Александринку, из хай-тека со стеклом, никелем и залом-трансформером — в красно-золотой зал Карло Росси?

— Мне кажется, это идеальная модель: перемещаться из старинного, великолепного, лучшего, быть может, в Европе театрального здания — на мобильную сцену ЦиМа. В 2005 году начнем строить новую сцену в Александринке, там будет очень современная площадка.

— И она впишется в пространство города и театра?

— Да. Должна вписаться. Я хочу, чтоб актеры Александринской труппы играли на этой площадке с молодыми режиссерами. Мне кажется этот переход идеальным, он даст кровь, даст питание и «старине» и «новизне». Но здание театра надо в любом случае привести в порядок…

— Росси поручился за театр на 200 лет вперед.

— Да. Хотя я абсолютно верю Карл Иванычу, — но всего тридцать лет осталось. Пора торопиться.

— С какими молодыми режиссерами театр будет работать?

— Юрий Бутусов был нашим мейерхольдовским стипендиатом. Почему бы Юрию не поработать в родном городе? Андрей Могучий работает с нами. Он будет ставить такое «Действо о рождении Петербурга» во дворе Михайловского замка.

— Когда предполагается премьера «Двойника»?

— 10 февраля 2005 года. В день рождения Мейерхольда.

…Если б мне еще три года назад сказали, что я буду руководить репертуарным театром, Александринкой, я бы расхохотался. Но тень Мейерхольда! Я не мог не откликнуться. И сколько там мистики связано с Мейерхольдом!

Хотя бы эта знаменитая генеральная репетиция «Маскарада» 25 октября 1917 года, где в финале из-за кулис на сцену долетали звуки панихиды. По замыслу Мейерхольда — за сценой отпевали Нину. И сидел зал, во фраках, в вечернем, дамы с открытыми плечами. А на Невском — уже стреляли…

Они слушали эту панихиду на сцене, не зная, что отпевают не Нину, а их Россию. Когда вышли из театра, пришлось добираться домой под пулями.

Во всем, что происходило в Александринском зале, есть очень сильные, неформулируемые точки соприкосновения. Это пространство — особая часть Петербурга, такая его потайная театральная шкатулка. Там по-особому искривляются, аккумулируются и сохраняются на века токи Петербурга, его партитура.

Но чтоб от них питаться, надо слышать с в о й внутренний звук.

Делаем честную журналистику вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.

важно

день назад

Россия обратилась в ЕСПЧ с жалобой на Украину, обвинив ее в гибели мирного населения и жестоком обращении с людьми

Slide 1 of 5

выпуск

№ 80 от 23 июля 2021

Slide 1 of 6
  • № 80 от 23 июля 2021

Подписывайтесь!

Топ 6

1.
Комментарий

Спустили урок По российскому образованию нанесен патриотический залп: теперь школьников будут учить любви к России на обязательной основе

views

504916

2.
Расследования

Приперли к шведской стенке Древесина с самой большой незаконной рубки леса в России уходила ведущему мировому производителю мебели – IKEA. Рассказываем, как

views

204319

3.
Комментарий

Изыми с глаз моих! Впервые в новейшей истории России началась массовая зачистка в книжных и библиотеках

views

149974

4.
Сюжеты

Погоны закрывают звезды Опубликован проект приказа директора ФСБ с перечнем сведений, которые могут быть использованы против России. В списке — практически вся деятельность «Роскосмоса»

views

137396

5.
Сюжеты

«Мы никогда не видели такой катастрофы» В Германии из-за наводнения погибли как минимум 80 человек, более тысячи — пропали без вести. Фото

views

131505

6.
Комментарий

«А если надо, закрывайте по уголовке» Кинчев защищает свободу даже тогда, когда она угрожает жизни

views

109535

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
close

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera