СюжетыПолитика

Выборы важнее депортации

Трамп отступает. Пока только в Миннеаполисе. И штате Мэн

Выборы важнее депортации

Жители Миннеаполиса несут цветы к месту убийства Алекса Претти, застреленного сотрудником иммиграционной службы ICE. Фото: AP / TASS

Смерть 37-летнего медбрата отделения интенсивной терапии Алекса Претти — вторая по счету в Миннеаполисе — стала катализатором протестов по всей стране и вызвала частичную остановку правительства. Министру внутренней безопасности демократы в Конгрессе хотят объявить импичмент. И главное — Трамп впервые за время второго срока в Белом доме отступил в важнейшем для него вопросе иммиграционной политики. Это отступление здесь считают «знаменательным» — свидетельством того, что президент признает реальность и не хочет политических последствий в год промежуточных выборов.

Посланный спешно в Миннеаполис «пограничный царь» (так здесь называют старшего чиновника, ответственного за безопасность границ) Том Хоман объявил 4 февраля, что 700 сотрудников ICE — иммиграционной и таможенной службы США — немедленно покинут город. Правда, 2 тысячи там еще останутся. Хоман был отправлен в «города-близнецы» (Миннеаполис и Сент-Пол) вместо Грегори Бовино, главы пограничной службы (Border Patrol). Как сообщил целый ряд здешних СМИ, Бовино отстранен от должности и возвратился к прежней работе главы пограничного сектора в Эль-Сентро, штат Калифорния. Бовино в зеленом пальто, отсылавшем к «нацистской эстетике» (по определению СМИ и губернатора Калифорнии Гэвина Ньюсома), «попал под раздачу» за оправдание действий силовиков. Он защищал офицера пограничной службы, убившего Претти, утверждая, что активист «приблизился» к агентам с 9-мм полуавтоматическим пистолетом и «оказал яростное сопротивление», когда его попытались разоружить.

Видеозапись противоречит заявлениям Бовино. На кадрах видно, как Претти держит в руке телефон после того, как офицер толкнул женщину, и его задерживают. Медбрат попытался заступиться за двух женщин, с которыми сотрудники федеральной пограничной службы (СBP), прибывшие в город вместе с ICE, действовали, по его мнению, предельно жестко. Проблема в том, что медбрат имел при себе личное огнестрельное оружие (с официальным разрешением на ношение, т.е. абсолютно законно).

Как сообщают свидетели, оружие у него изъяли из кобуры ДО того, как последовал первый выстрел. Всего в Претти было выпущено около десятка пуль.

Как и в случае с Рене Гуд, которая была застрелена в собственном автомобиле 7 января, пытаясь уехать от агентов ICE, министр внутренней безопасности Кристи Ноэм сразу объявила, что убитый собирался совершить «акт внутреннего терроризма». А был еще третий человек, Хулио Сезар Соса-Селис, его ранили в Миннеаполисе 14 января, но он выжил.

Напомню, что в Миннеаполисе проживает многочисленная община выходцев из Сомали. Ряд ее представителей были обвинены в махинациях, связанных с незаконным использованием социальной помощи во время пандемии ковида. Однако введенная в город ICE, которую республиканцы называют «любимым детищем Трампа», а демократы — «тайной полицией» и «беззаконной бандой», действовала насколько масштабно, настолько же и топорно, что вызвало протесты губернатора штата Уолца и мэра города Фрэя и вывело людей на улицы в морозы. Марши прошли по всей стране: от Нью-Йорка и Вашингтона до Калифорнии и Техаса.

Тим Уолц. Фото: AP

Тим Уолц. Фото: AP

«Пограничный царь» Хоман, непосредственно подчиняющийся Трампу, был послан им в Миннеаполис, чтобы стать посредником между Белым домом и местными властями. Изменение тона почувствовали сразу. Прибыв на место, новый командующий операцией заявил: «Я не хочу слышать, что все, что здесь было сделано, было идеально». Хоман подчеркнул, что с агентами, которые не действуют профессионально, «будут разбираться» и что операция будет «более безопасной» и «в соответствии с законом». Это расценили как упрек в адрес отстраненного от должности Грегори Бовино, который говорил, что «все, что мы делаем каждый день, законно, этично, морально и хорошо обосновано законом». Это даже можно расценить как критику советника Белого дома Стивена Миллера, который утверждал, что у ICE «безупречная репутация в депортации неграждан».

Насчет репутации не все так однозначно.

ICE, созданная в рамках Закона о внутренней безопасности 2002 года после терактов 11 сентября, объединила функции бывшей службы иммиграции и натурализации и таможенной службы США.

Потрясенные терактами в Нью-Йорке, Пентагоне и Пенсильвании, власти создали министерство внутренней безопасности, объединившее полтора десятка правоохранительных силовых агентств. Однако при Трампе, особенно в нынешний срок, ICE превратилась в крупнейший и самый финансируемый федеральный орган в системе внутренней безопасности. Трамп и некоторые из его ближайших советников, включая Стивена Миллера, выразили желание депортировать миллион человек в год (в 2025 году цель не была достигнута). Через несколько недель после инаугурации президент отменил внутренние инструкции, которые предписывали иммиграционным агентам сосредоточиться на депортации лиц с судимостями, и снял запреты на аресты в школах, судах и местах отправления культа.

Хоман. Фото: Википедия

Хоман. Фото: Википедия

Администрация быстро сократила механизмы, призванные предотвратить злоупотребление властью со стороны ICE, включая омбудсмена по вопросам гражданства и иммиграционных служб и омбудсмена по вопросам содержания под стражей иммигрантов. Менее чем за год агентство провело крупнейшую в своей истории кампанию по набору персонала, увеличив численность сотрудников более чем вдвое — с 10 тысяч до 22. Одновременно был сокращен срок профессиональной подготовки: с 13 недель до шести. Было отменено возрастное ограничение для агентов, новых сотрудников принимают на работу в возрасте от 18 до 40 и старше. Бюджет ICE вырос с 10 миллиардов долларов в год до 85 миллиардов долларов, включая средства на строительство новых центров содержания мигрантов — иными словами, новых тюрем.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

С денег и начался новый бюджетный кризис, который, впрочем, был решен в течение нескольких дней. Потому что Трамп неожиданно уступил. Через несколько часов после того, как агент пограничной службы застрелил медбрата Претти, лидер меньшинства в сенате Чак Шумер, демократ от штата Нью-Йорк, заявил, что демократы не поддержат финансирование правительства, если одновременно будет финансироваться министерство внутренней безопасности. Демократы требуют:

  • чтобы президент прекратил масштабные проверки иммигрантов, известные как «мобильные патрули»;
  • большей подотчетности ICE и пограничной службы, включая независимые расследования;
  • более строгих стандартов применения силы, офицеры должны снять маски и включать нательные видеокамеры, предъявлять удостоверения личности и не использовать автомобили без опознавательных знаков.

Напомню, что совсем недавно прошла самая длительная в истории США приостановка работы правительства (шатдаун), которая началась 1 октября 2025 года и продолжалась 43 дня. Ранее самая продолжительная приостановка работы правительства длилась 35 дней и произошла во время первого срока Трампа. В этот раз президент пошел на уступки демократам.

По соглашению с Конгрессом финансирование министерства внутренней безопасности было выделено в особый раздел. Оно согласовано всего на две недели, до 13 февраля. Если за это время не будет реформы ICE, сотрудники останутся без зарплат, ведомство — без финансирования.

Трамп написал в своей соцсети Truth Social, что у него состоялся «очень хороший разговор» с губернатором Миннесоты от Демократической партии Тимом Уолцом, и они «действительно, казалось, были на одной волне». Очень неожиданно. Уолц на выборах был напарником Камалы Харрис. В связи с мошенничеством сомалийцев в Миннеаполисе с детским питанием и прочими соцпрограммами он объявил, что не будет переизбираться на пост губернатора и тогда же был объявлен Трампом «коррупционером».

Сенатор-республиканка Сьюзан Коллинз из штата Мэн объявила, что ICE прекращает свои недавние операции по отлову иммигрантов в ее штате, где, как и в Миннесоте, проживает значительное сомалийское население. Выбор Мэна администрацией изначально был ошибкой. Коллинз играет важную роль в усилиях Белого дома по сохранению контроля над сенатом на промежуточных выборах. Присутствие ICE в этом либеральном штате (родине писателя Стивена Кинга и месте действия большинства его произведений) грозило вызвать негативную реакцию.

Донаьлд Трамп. Фото: Associated Press / East News

Донаьлд Трамп. Фото: Associated Press / East News

Отступление в Мэне предполагает, что Белый дом, пусть и с опозданием, понял, что выборы важнее статистики высылок иммигрантов.

Главная причина «неожиданных» уступок Трампа, предположу, тоже статистическая. Хотя большинство американцев по-прежнему выступает за то, чтобы нелегалы были высланы, но тут важны нюансы. Опрос CBS News-YouGov показал, что процент американцев, считающих, что ICE действует «слишком жестко», вырос с 53% в октябре до 56% в ноябре и до 61% после того, как агент ICE застрелил Рене Гуд в начале этого года. Последний опрос Reuters-Ipsos показал, что рейтинг одобрения Трампа по вопросам иммиграции упал до самого низкого уровня за оба его президентских срока — 39%. А опрос консервативной Fox News показал, что почти столько же американцев выступают за полную ликвидацию ICE (36%), сколько и против этого (42%).

И последнее. Трамп, как известно, в прошлом телевизионный человек, продюсировал шоу «Подмастерье» (The Apprentice). Президенту было неприятно наблюдать, как на недавней церемонии «Грэмми» звезды шоу-бизнеса в прямом эфире критиковали его любимое детище — ICE. Билли Айлиш начала свою речь, посвященную песне года, словами: «Никто не является нелегалом на украденной земле». В адрес ICE прозвучало множество нецензурных выражений. «Прежде чем поблагодарить Бога, я скажу: ICE, убирайтесь!» — сказал Bad Bunny, получая награду за лучший альбом в стиле música urbana. «Мы не дикари, мы не животные, мы не инопланетяне. Мы люди, и мы американцы». Трамп все это видел. Вот доказательство: на ведущего церемонии Тревора Ноа президент обещал подать в суд за следующую шутку: «Трамп хочет получить Гренландию, ведь острова Эпштейна больше нет, а ему нужен новый, чтобы проводить время с Клинтоном».

Но это уже следующая тема.

Читайте также

«У нас были свистки. У них было оружие»

«У нас были свистки. У них было оружие»

США снова вышли на массовые протесты

Иммигрантам от этих маневров Трампа расслабляться не следует. Фактор выборов не влияет на «инициативу на местах». Согласно собственным данным ICE, опубликованным в сентябре прошлого года, агентство отследило около 425 тыс. иммигрантов с судимостями, которые не находились под стражей, и еще 222 тыс. человек с незавершенными уголовными делами. (Примерно 20% от общего числа были осуждены или обвинены в нарушениях правил дорожного движения.) До миллиона они недотягивают. Задержать и попробовать выслать могут практически любого.

Америка, XXI век, второе президентство Трампа.

Вашингтон

Этот материал входит в подписку

Другой мир: что там

Собкоры «Новой» и эксперты — о жизни «за бугром»

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow