
Фрагмент отказного решения Конституционного суда
В определении Конституционного суда, подписанного его председателем Валерием Зорькиным, говорится, что в жалобе Борису Вишневскому и Льву Шлосбергу следует отказать, так как такая жалоба не может быть рассмотрена в этой инстанции.
Судьи КС решили, что статус иноагента физлица могут и должны оспаривать в обычных судах. При этом, судя по уже сложившейся за несколько лет практике, добиться в суде отмены своего включения в реестр иноагентов невозможно.
Представляющий интересы Бориса Вишневского и Льва Шлосберга в Конституционном суде юрист Виталий Исаков прокомментировал «Новой газете» решение.
— Фактически КС разрешил Минюсту трактовать любое взаимодействие с любым иностранным явлением как «попадание под иностранное влияние». Границы этого взаимодействия, по Минюсту, нигде не заканчиваются. Это может быть и интервью иностранным журналистам, и участие в подкасте на Youtube (иностранной площадке!), и ведение соцсетей.
Важно, что Минюст уже не устанавливает факты возможного «иностранного финансирования», ограничиваются лишь тем, что сотрудник ведомства просто осматривает публичные выступления и соцсети россиянина, на основе чего и делает свое заключение и запись в реестре.
Это невозможно оспорить. Суды общей юрисдикции сами отвечают нам, что «не уполномочены» проверять факты и обстоятельства, указанные Минюстом в справках. Остается писать заявление в Минюст, но Борис Вишневский делал это трижды — безрезультатно.

Валерий Зорькин, глава КС. Фото: пресс-служба Кремля
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
В жалобе Вишневский, экс-депутат Заксобрания Петербурга и автор «Новой газеты», и Шлосберг, псковский политик, зампред партии «Яблока», требовали от КС оценить соответствие закона об «иноагентах» российской Конституции. Заявители обратили внимание на то, что
- включение в реестр происходит постфактум, неизвестными сотрудниками Минюста без предварительного уведомления россиянина и без возможности оспорить это решение, без суда, без внятно сформулированной мотивировочной части.
- Нормы и правоприменение законодательства об иноагентах на публике по-разному трактуют президент Владимир Путин, депутаты с сенаторами и чиновники Минюста.
- А после включения россияне сразу оказываются поражены в своих базовых конституционных правах.
Включенный в реестр иноагентов россиянин вынужден отчитываться перед Минюстом о своих доходах, не может быть избран и лишен права заниматься просветительской деятельностью, любое публичное выступление, включая соцсети, он обязан сопровождать плашкой установленного образца. За несоблюдение всех требований предусмотрены штрафы и уголовная ответственность.
«Токсичность» статуса иноагента в России сравнивают со статусом «врага народа» в СССР: государственные структуры отказываются иметь с дело с иноагентами, опасаясь возможных репрессий в отношении себя.