В Грузии основана партия, главная и единственная программная цель которой — добиться объявления кавказской страны нейтральным государством, что, по сути, означает отказ от вступления в НАТО и ЕС.
Партия «Единая нейтральная Грузия» (ЕНГ) пользуется явной благосклонностью правящей партии «Грузинская мечта» (ГМ), которая, впрочем, пока не спешит инициировать соответствующие изменения в Конституцию, опасаясь взрыва недовольства и усиления проевропейского движения протеста, продолжающегося в стране уже больше года.
Нейтралитет как «будущее нации»
Во время презентации новой партии на первом съезде ее лидер Вато Шакарашвили назвал нейтралитет будущим Грузии. «Если мы хотим сохранить в нашей стране мир, стабильность, добиться экономического прорыва и обеспечить благосостояние граждан, для этого необходим нейтралитет», — постулировал господин Шакарашвили, тут же обосновав необходимость объявления нейтралитета «всем тем, что происходит вокруг Украины».
При этом он сослался на то, что в проектах соглашений о прекращении огня в Украине фигурирует тезис об отказе Киева от вступления в НАТО. «На этом фоне еще более абсурдно выглядят догматичные положения Конституции Грузии об интеграции нашей страны в евроатлантические структуры», — заявил лидер партии, имея в виду статью 78 Основного закона страны, гласящую: «Все государственные институты обязаны сделать все возможное для вступления Грузии в НАТО и ЕС».
В уставных документах новой партии при этом утверждается, что ее цель — «защита национальных и традиционных ценностей», обретение и сохранение «международно признанного статуса нейтрального государства», ориентация на «национальные интересы при взаимодействии с другими государствами и международными организациями».

Съезд партии Единая нейтральная Грузия. Фото: anna-news.info
На съезде говорилось, что объявление Грузии нейтральным государством «приблизит восстановление территориальной целостности государства», то есть возвращение Абхазии и Южной Осетии в лоно единой Грузии, хотя независимость бывших грузинских автономий признана Москвой еще в августе 2008 года. Именно поэтому в названии новой партии и фигурирует термин «единая».
Партия «Единая нейтральная Грузия» уже зарегистрирована в Министерстве юстиции. Но в грузинском Минюсте зарегистрированы, в соответствии с законом, еще около 200 партий. Почему же основание именно этой партии привлекло столь пристальное внимание?
Многие называют ЕНГ партией-спутником и даже партией-сателлитом правящей партии «Грузинская мечта», указывая при этом на ряд существенных симптомов, свидетельствующих о тесной связи двух политических сил: во первых, инициаторы создания партии, выступающей за нейтралитет Грузии, Вато Шакарашвили, Бидзина Гиоргобиани и Леван Николеишвили в недавнем прошлом считались самыми активными участниками «ближнего политического круга» основателя и почетного председателя ГМ Бидзины Иванишвили. При этом Леван Николеишвили — бывший начальник Генерального штаба ВС Грузии, до сих пор пользующийся влиянием и авторитетом в генералитете и военных кругах. Всех их часто приглашали в качестве спикеров на правительственные телеканалы, а телекомпания «Имеди», являющаяся главным медиаресурсом властей, даже вела прямую трансляцию с первого съезда «нейтралов», что по определению не могло быть случайностью.

Вато Шакарашвили. Источник: sputnik-georgia.ru
Кроме того, незадолго до основания ЕНГ парламент внес поправку в законодательство, согласно которой референдум по любому вопросу в Грузии отныне может быть проведен не на всей территории страны, включая Абхазию и Южную Осетию, но лишь на территории, которую контролирует официальный Тбилиси.
Таким образом,
если власти с подачи «партии-союзника» решат провести референдум об изъятии из Конституции статьи 78 и объявлении нейтральности Грузии, голосование вполне может состоятся только на подконтрольной им территории.
И вопреки предыдущей редакции закона такой референдум также будет считаться вполне законным, а ее решение — обязательным к исполнению всеми ветвями власти, которые согласно все еще действующей конституционной статье были обязаны «делать все для вступления Грузии в НАТО и ЕС».
Укрыться в нейтралитете от «Европейского насилия»?
Важно учесть, что политический маневр с возможным объявлением нейтралитета Грузии осуществляется на фоне усиливающейся антизападной, антиевропейской риторики лидеров ГМ.
Например, говоря о проевропейских акциях протеста, продолжающихся в стране с ноября 2024 года, спикер парламента Шалва Папуашвили обвинил ЕС в поощрении насилия. «Там, где насилие, там реет знамя ЕС; там, где ненависть, там реет знамя ЕС», — без обиняков заявил спикер.
По его словам, Европейский союз провоцирует в Грузии общественный раскол по многим вопросам. В том числе, например, по вопросу о том, когда именно следует отмечать Рождество Христово: 7 января, как отмечают Грузинская и Русская православные церкви, либо 25 декабря, как большинство европейских государств? Или еще: когда отмечать День Победы над фашизмом: 8 мая, как в ЕС, либо 9 мая, как в России?
Грузинские лидеры демонстративно пришли в парк Победы в центре Тбилиси именно 9 мая. Тогда как оппозиция отмечала День Европы накануне. «300 000 грузин погибли в той войне за то, чтобы освободить Европу от фашизма, но они нас даже не поздравили», — возмущался Папуашвили, резюмируя: «Сегодня Европейский союз занят в Грузии вредной практикой привнесения ненависти и раскола».
С подобными заявлениями нередко выступают и другие руководители страны, которая при этом до сих пор считается кандидатом в члены ЕС и пользуется благом безвизового режима с Евросоюзом. Резкими заявлениями «против Брюсселя» отмечался в том числе и премьер-министр Ираклий Кобахидзе.
Вклад главы правительства в продвижение идеи «нейтральной Грузии» оказался еще большим и значимым: в декабре грузинский премьер принял участие в международном форуме по случаю 30-летия нейтрального статуса Туркменистана. Венцом участия представителя Грузии в этом мероприятии стала совместная фотосессия, в ходе которой он сфотографировался вместе с Владимиром Путиным впервые после 2008 года.
И хотя грузинские власти пока прямо не говорят о «примерности» для них туркменского нейтралитета, само по себе посещение ашхабадского форума было воспринято как четкое и ясное послание в пользу коренного изменения 30-летнего курса на вступление страны в НАТО и ЕС.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Внешний контур грузинского «нейтралитета»
Нельзя сказать, что «новый курс» возник на совершенно пустом месте или превалирующим в нем является лишь борьба с проевропейской оппозицией. Как заметил в беседе с автором статьи эксперт аналитического ресурса Nation.ge Давид Авалишвили, «важную роль играет общая нестабильность, неуверенность на евроатлантическом пространстве: ситуация вокруг Гренландии, воспринимаемая как кризис НАТО и ЕС, а также несогласованность по обе стороны Атлантики по вопросу модальности завершения войны в Украине».

Паата Закареишвили. Источник: newshub.ge
Собеседник «Новой» уверен, что в этих условиях ГМ «ищет свою особенную, новую нишу, которая может обеспечить как сохранение власти, так и возможность лавирования между различными центрами силы в мире и регионе, ставшем слишком турбулентным».
До войны в Украине и нынешних противоречиях между Вашингтоном, с одной стороны, и европейским столицами — с другой, лидеры ГМ не только не выступали за нейтралитет, но сами инициировали внесение в Основной закон страны статьи 78.
Что касается перспективы восстановления территориальной целостности Грузии путем объявления нейтралитета, в Тбилиси считают, что такая возможность равна «абсолютному нулю», поскольку Москва «не откажется от признания независимости Абхазии и Южной Осетии» и не станет ради «нейтральной Грузии» рисковать своими отношениями с родственными абхазам и южным осетинам северокавказским элитами, «тесно связанными с элитами по южную сторону Главного Кавказского хребта». Об этом «Новой газете» заявил бывший государственный министр Грузии по примирению и гражданскому равноправию Паата Закареишвили.
Еще один интересный вопрос: кому вообще нужна «нейтральная Грузия» и насколько реален грузинский нейтралитет на сложнейшем «ландшафте» Южного Кавказа, где действуют во многом разнонаправленные геополитические силы, в том числе РФ, Турция и Иран?
Все три региональные державы постоянно призывают Тбилиси включиться в формат «3+3» (РФ, Турция, Иран, Армения, Азербайджан, Грузия) который по своей сути исключает «нейтральность» одной из участниц.

Хатиа Деканоидзе. Источник: Википедия
В том числе исходя из этой реальности, одна из лидеров партии Михаила Саакашвили «Единое национальное движение» (ЕНД) Хатиа Деканоидзе, занимавшая в прошлом пост главы Национальной полиции Украины, заявила в интервью «Новой газете», что «нейтралитет Грузии» — это «полностью путинский проект, который пытается осуществить в нашей стране правящая партия Иванишвили», с тем чтобы оторвать Грузию от евроатлантического пространства, «гарантировав тем самым не нейтралитет, а отказ от вступления в НАТО и ЕС». Таким образом,
«нейтралитет» — это лишь «пароль для Москвы» об изменении кавказской страной внешнеполитического курса, тогда как реальный нейтралитет Грузии на Кавказе невозможен ввиду отсутствия консенсуса влиятельных геополитических игроков.
Как отмечают скептики, «в свое время Швейцария стала нейтральным государством не потому, что этого захотели сами швейцарцы, а благодаря консенсусу между собой и договоренности на этот счет тогдашних европейских сверхдержав, окружавших маленькую страну».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68



