После двухдневного спада антиправительственные протесты в Иране вышли на пик. Такой активности страна не видала с 2022 года, когда поводом для волнений стало убийство в участке молодой девушки Махса Амини. На этот раз все началось с девальвации национальной валюты, риала, в конце декабря и резкого скачка цен на многие товары. Но стоило появиться первым жертвам, как выступления немедленно приняли антиправительственный и даже антиклерикальный характер.
Выступления разной формы и масштаба прошли в 92 городах 27 провинций. Западная пресса ведет учет по локациям видео с мест событий. Всего насчитывается более 285 локаций с протестной активностью. По данным на утро 8 января, задержано около 2 тысяч человек. Погибло не менее 45, среди них четверо несовершеннолетних и двое сотрудников полиции. В ночь на 9 января зафиксировано 156 акций, то есть в два раза больше, чем днем ранее.
Сообщается, что протестующие захватили три города, включая Кередж, блокируют дороги и поджигают полицейские участки. Надо учитывать, что в Сети зарегистрировано множество подставных аккаунтов с обеих сторон баррикады. Поэтому доверять сообщениям о захвате городов без подтверждений не стоит.
Основной сценой беспорядков поначалу стала провинция, причем самые бедные ее части. Оно и понятно: протесты спровоцированы тяжелым экономическим состоянием страны. Оценив масштаб бедствия, власти поначалу отказались от ввода в мобильном интернете «белых списков» адресов (как в России) по стандартам чрезвычайного положения. Еще в декабре во многих провинциях началось замедление интернета. После 1 января его замедлили по всему Ирану.
Впрочем, совсем без связи оппозиция не останется. На вечер 8 января сервисы, фиксирующие работающие терминалы спутниковой связи «Старлинк» Илона Маска, насчитали более трех десятков активных устройств по всему Ирану.
Сами терминалы продаются на черном рынке задорого. Но ради возможности смотреть запрещенные шоу жители иногда даже скидываются подъездами, невзирая на опасность доноса и большие штрафы. Главное средство связи в иранской политике — Telegram.
Реза Пехлеви, наследный принц Ирана в эмиграции и отнюдь не забытый на родине политик, призвал жителей выйти на улицы 8 и 9 января и начать кампанию массового неповиновения. И вот вечером 8 января появились первые сообщения о полном отключении интернета по Ирану, за исключением адресов из официально утвержденного списка. Это реальный успех светского политика, который не видел родину с юности.

4 января 2026 года. Париж. Портрет Резы Пехлеви на митинге в поддержку иранских протестов. Фото: Zuma / TASS
Очень странный поворот, если судить с российской колокольни. Но проблема Исламской Республики в том, что любой клерикализм сейчас ассоциируется с режимом, который правит с 1979 года без каких-либо попыток реформ. И если волнения приведут к падению аятоллы, светские политики действительно имеют хороший шанс.
Исламскую Республику бунтами и протестами не удивить. Женщины там давно протестуют против религиозных ограничений в одежде. И мужчинам впору учиться у них мужеству.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
В июле 1999 года Тегеран, а потом Тебриз, Мешхед, Исфахан и другие города были потрясены массовыми студенческими протестами, вызванными закрытием реформистской газеты сторонниками жесткой линии. Подобные кампании возобновлялись неоднократно. Бунты, связанные с дороговизной, даже учесть непросто, они уже обыденность.
С 2009 года сторонники реформиста Мир-Хоссейна Мусави устраивали многотысячные демонстрации в связи с фальсификациями на выборах. В начале 2011-го в нескольких городах прошли акции солидарности с участниками так называемой арабской весны в Египте, Тунисе и других странах. С середины 1990-х годов иранское общество стало свидетелем тысяч различных по масштабу и составу демонстраций. Причины — от ограничений социальных и политических свобод до ухудшения экономических условий.
И вот вечером 8 января толпы стащили с постамента посреди площади герб Исламской Республики Иран и увезли на грузовике. Незадолго до этого аятолла публично заявил, что на этот раз с демонстрантами цацкаться не будут, и поручил силовикам жестко пресечь выступления. В Тегеране по демонстрантам открыли огонь, это подтверждает любительское видео.
Из лозунгов самый интересный — «Пехлеви возвращается». Наследник шахского престола в эмиграции принц Реза — весьма популярный политик в Иране.
Призывы вернуть шаха — в чистом виде лозунг против Исламской Республики и всего чудного мира, который муллы за 45 лет построили.
Учитывая частоту таких массовых выступлений, Иран следует признать крайне неустойчивым режимом. И российское руководство в теории сейчас заранее готовится к его падению. Обвал внутри Исламской Республики может произойти когда угодно. Степень напряженности просчитать невозможно. Таких событий даже сами правители не ожидают.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

