СюжетыПолитика

На волоске от войны

Израиль пока не смог трансформировать военные успехи в дипломатические. Регион снова на волоске от войны

Из-за продолжающихся иранских волнений в Израиле сохраняется повышенная готовность на фоне опасений, что режим аятолл способен нанести ракетный удар по государству, чтобы сменить повестку.

Начальник Генерального штаба Армии обороны Израиля Эяль Замир отдал распоряжение подготовиться к внезапной войне на всех фронтах. Война Израиля и Ирана может начаться в любую минуту.

Военнослужащие на границе Израиля и сектора Газа. Фото: AP / TASS

Военнослужащие на границе Израиля и сектора Газа. Фото: AP / TASS

Война без конца

Один израильский комик описал нынешнюю ситуацию следующим образом: «В Израиле все время война, война, а потом ка-а-а-ак ВОЙНА, и снова война, война».

Он имел в виду интенсивное ирано-израильское 12-дневное военное противостояние в июне прошлого года. Оно произошло во время более широкой и продолжительной войны Израиля с его противниками — «Железные мечи».

Все началось 7 октября 2023 года с беспрецедентного вторжения ХАМАС на территорию Израиля, что привело к гибели почти 1200 израильтян за один день и захвату 251 заложника. Это ожидаемо вызвало широкомасштабную операцию Израиля в палестинском анклаве.

По разработанному иранской разведкой плану атаки прокси Ирана на Израиль должны были быть синхронизированы и происходить одновременно с нескольких фронтов. Но ХАМАС произвел фальстарт, чтобы получить себе всю славу и войти в историю. В результате остальные участники иранской «оси сопротивления» присоединились с задержкой. Это дало возможность Израилю перестроить линию защиты и эффективно отражать последующие атаки.

Несмотря на действующее с октября в секторе Газа зыбкое прекращение огня, война все еще продолжается. Она стала самой продолжительной и, возможно, самой тяжелой войной в истории Израиля.

Ее переименовали. Вместо «Железных мечей» она теперь называется «Война возрождения», чтобы подчеркнуть ее экзистенциональный характер. Потому что противостоит Израилю не одна палестинская группировка, а все его ожесточенные враги в библейском понимании слова — на семи явных и множестве неявных фронтов (юридическом, медийном, культурном и других).

Как так вышло, что сильное экономически и в военном плане государство Израиль оказалось в беспрецедентной дипломатической изоляции? И почему его противостояние с врагами грозит вспыхнуть с новой силой в любой момент?

ХАМАС: зыбкое прекращение огня

В начале октября Белый дом представил мирный план по Газе. Он предполагает прекращение огня, разделение территории сектора на две части (одна — под контролем ХАМАС, вторая — под контролем ЦАХАЛ), постепенный вывод сил израильской армии и замену их на международный контингент, отстранение ХАМАС от власти и его разоружение, создание Совета мира во главе с влиятельными людьми, восстановление анклава и т.д.

План забуксовал уже на первом этапе, который предусматривает разделение зон влияния и освобождение всех заложников и передачу тел.

Боевики ХАМАС. Фото: AP / TASS

Боевики ХАМАС. Фото: AP / TASS

Зоны влияния были разделены так называемой желтой чертой, которая проходит через сектор. ХАМАС долго и мучительно возвращал заложников и вернул почти всех. Вернее, достаточно быстро освободил всех, кто был еще жив, а вот с телами боевикам расставаться было тяжелее.

В Газе до сих пор удерживается тело бойца спецназа полиции Рана Гвили, который пал в бою 7 октября. Его останки были похищены и вывезены в сектор. Они предположительно находятся в районе Зейтун к востоку от города Газа. Израильская разведка передала ХАМАС даже имена боевиков группировки, которые знают точное место захоронения. Их специально не уничтожали, чтобы они могли сообщить ценную информацию. Но непохоже, чтобы ХАМАС был достаточно мотивирован, чтобы поставить точку в вопросе заложников.

Это одно из препятствий, которое мешает перейти ко второму этапу. В Белом доме хотели бы реализовывать свой план и дальше, потому что он сулит не только дипломатическую выгоду, но также и экономическую — Газу необходимо отстраивать заново после более двух лет интенсивных боевых действий.

Что касается прекращения огня, то оно весьма зыбкое. Раз в несколько дней боевики по одному или группами испытывают надежность израильской линии обороны за «желтой чертой». Иногда им «везет» и получается ранить или убить кого-то из военнослужащих.

Как правило, исламисты действуют из подземных туннелей, которые прокладывались под сектором с тех пор, как ХАМАС захватил власть в Газе летом 2007 года. Их общая протяженность превышает 500 километров, тогда как площадь сектора — 365 квадратных километров. Территория палестинского анклава напоминает муравейник, где выходы туннелей на поверхность не всегда очевидны.

С момента вступления в силу режима прекращения огня армия при помощи экскаваторов и взрывчатки зачищает некоторые районы контролируемой территории, превращая их в руины. Это вызывает критику, но выбора особо нет:

любой неразрушенный дом, любые развалины таят угрозу, о чем напоминают регулярные атаки боевиков. К тому же подавляющая часть населения находится на территории, подконтрольной ХАМАС.

По большому счету ХАМАС на данном этапе больше не представляет угрозы израильской армии, так как почти полностью лишен ракетного потенциала. Но его нельзя оставлять в Газе — он уже принялся за восстановление.

Хуситы: готовятся к войне

Проиранские боевики хуситы в Йемене, которые обстреливали Израиль баллистическими ракетами и посылали туда дроны в периоды эскалации, поддержали прекращение огня в Газе. Сейчас они готовятся к новому противостоянию и с его началом возобновят обстрелы.

Точечная ликвидация Израилем хуситской верхушки летом прошлого года вызвала внутренний кризис и неафишируемый раскол среди хуситов. Часть движения хотела бы дистанцироваться от Ирана. Что не мешает ему перестраиваться и наращивать военный потенциал.

Фото: IMAGO / Hamza Ali

Фото: IMAGO / Hamza Ali

Учитывая очень низкую вероятность иностранной наземной операции в Йемене, власть хуситов можно было бы свергнуть при помощи конкурирующих с ними йеменских сил. Однако тут возникают препятствия — между Саудовской Аравией и ОАЭ произошел конфликт из-за поддержки Эмиратами одной из йеменских фракций, противников хуситов.

Эр-Рияд потребовал от Абу-Даби в течение 24 часов вывести войска из Йемена, и ОАЭ были вынуждены подчиниться. В итоге вместо создания единого антихуситского фронта внутри Йемена возникла конкуренция и раскол среди противников хуситов.

Хуситы получили в войне чувствительные удары, но это не ослабило их мотивацию воевать с Израилем, с которым у Йемена нет общих границ.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Читайте также

Вернулись из Газы, но не все

Вернулись из Газы, но не все

ХАМАС освободил последних живых заложников, но манипулирует с телами убитых

Ирак: предпочли разоружиться

После жестких предупреждений проиранские группировки в Ираке предпочли отступить и дали согласие на разоружение. В первые два года войны эти военизированные группы также время от времени запускали в сторону Израиля дроны и ракеты, но были самым слабым противником из всех.

На данном этапе, выбирая между продолжением своего существования и попаданием под мощные удары Израиля и США, эти группировки приняли решение переждать «бурю».

Иудея и Самария: под носом у Израиля

Ближе всего к Израилю, помимо Газы, находятся Иудея и Самария, которые в ООН называют устаревшим термином «Западный берег реки Иордан». Управляет этими территориями Палестинская автономия с администрацией в Рамалле во главе с престарелым Махмудом Аббасом.

Администрация не способна эффективно контролировать собственную территорию, из-за чего на ней под влиянием ХАМАС и Ирана в последние годы подняли головы местные группировки.

В последний год Армия обороны Израиля провела там несколько контртеррористических операций, разгромив гнезда террора в палестинских лагерях. Хотя время от времени оттуда и выходят отдельные боевики на теракты, организованные группы там во многом подавлены.

Сирия: режим Асада пал, но с новой властью договориться не получается

В последние годы режим президента Сирии Башара Асада ослабел настолько, что держался только на российских и иранских штыках. Когда год назад его союзники оказались ослаблены и не смогли поддержать его, всего за две недели режим в Дамаске был снесен группировкой «Тахрир хайят аш-Шам»*, которую годами готовила к этой миссии Турция.

В итоге Асад с семьей бежал в Россию, а в Дамаске управляют исламисты. Они составляют костяк новой власти и ее силовых структур.

Дамаск. Портреты бывшего президента Сирии Башара Асада на окне кофейни в преддверии первой годовщины падения режима Асада. Фото: AP / TASS

Дамаск. Портреты бывшего президента Сирии Башара Асада на окне кофейни в преддверии первой годовщины падения режима Асада. Фото: AP / TASS

Несмотря на эффективные контакты с ней, прием сирийского президента Ахмеда аш-Шараа в Белом доме и обещание снять с Сирии санкции, США до сих пор не удалось добиться подписания Сирийской Арабской Республикой соглашения в сфере безопасности с соседним Израилем. Этому изрядно мешает то, что новая власть несколько раз пыталась устроить резню меньшинств — то алавитов, то друзов, то курдов.

Защищая сирийских друзов, многие из которых — родственники израильских друзов, ЦАХАЛ создал на приграничной сирийской территории узкую буферную зону, которая продолжит существовать, пока странам не удастся договориться. Стороны не доверяют друг другу. Но точно так же новая сирийская власть не доверяет иранцам.

Под патронажем США сегодня, 5 января, ожидается возобновление контактов между переговорными группами двух стран. Приведут ли они к заключению договоренности, пока судить рано.

Сирия выпала из оси иранского влияния, но в ней нарастает теперь влияние турецкое. А Турция уже давно не союзник Израиля.

Ливан: «Хезболла» отказывается разоружаться

Шиитская группировка должна была отказаться от оружия и прекратить укрепление военных позиций, особенно к югу от реки Литани, а также фактически подчинить свой вооруженный аппарат государству Ливан. Это требование было частью политического давления на Бейрут и саму «Хезболлу».

Руководство группировки нервничает, но отказывается сложить оружие. В официальном Бейруте сами не справляются с разоружением «Хезболлы», тем более что та плотно интегрирована в ливанские силовые структуры.

Вопрос продления срока ультиматума пока открыт. Но сложившаяся ситуация очень взрывоопасна, и вероятность новой эскалации в Ливане высока. Израиль не готов мириться с тем, что «Хезболла» продолжит восстановление и тихий захват юга Ливана, как это произошло после войны 2006 года.

В случае возобновления ЦАХАЛ полномасштабных боевых действий шиитская группировка, получившая серию болезненных ударов осенью 2024 года, вернется к ракетным обстрелам и запуску дронов в сторону Израиля. За прошедшие год с небольшим, несмотря на все сложности, Ирану удалось помочь «Хезболле» начать восстановление.

Читайте также

Победила не дружба

Победила не дружба

Вступило в силу прекращение огня между Израилем и ХАМАС, которое может привести к завершению войны в секторе Газа

Иран в точке бифуркации

Но самое взрывоопасное направление — Иран. Тегеран отказался участвовать в переговорах по иранской ядерной программе, считая неограниченное и неконтролируемое обогащение урана своим национальным правом. Спутники зафиксировали изменения на некоторых ядерных объектах Ирана. Израиль же сейчас больше беспокоит развитие иранской ракетной программы.

В конце декабря в Белом доме состоялась очередная встреча президента США Дональда Трампа и премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. На ней обсуждались региональные вопросы, в том числе — иранская проблема. Сделанные на этом фоне заявления двух лидеров говорят о том, что решение уже принято: новой войне с Ираном быть.

Накануне этой встречи Трамп заявил:

«Я слышу, что Иран пытается перевооружиться, и если они попытаются, нам придется нанести по ним удар. Надеюсь, этого не произойдет.

Если они продолжат ракетную программу, то да. Если вернутся к ядерной программе — мы вмешаемся немедленно».

Ситуацию усугубляет острый экономический кризис в Исламской Республике, который подтолкнул отчаявшихся иранцев выйти на улицы. Трамп пригрозил иранским властям войной в том случае, если те начнут жестоко подавлять протесты. Власти в Тегеране после короткого замешательства все же приступили к локальному подавлению беспорядков. Часы тикают…

* Признана террористической организацией, ее деятельность запрещена.

Этот материал входит в подписку

Другой мир: что там

Собкоры «Новой» и эксперты — о жизни «за бугром»

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow