Малокомплектную школу, которая фактически была центром небольшого села Тайга на севере Приморья, с Нового года расформировывают. И это несмотря на настойчивые обещания не закрывать учебное заведение и даже масштабный ремонт в феврале. Местные жители думают, что здание с территорией просто хотят продать. Стар и млад собрались на площади около школы и записали обращение на прямую линию с Владимиром Путиным. Вскоре к сельчанам пришли представители ПДН и предъявили за «организацию митинга».
Тигры и минус тридцать
Когда-то Тайга была самостоятельным поселком, потом селом, а ныне ни поселка, ни села вообще нет — упразднили. Но там до сих живет почти 850 человек, и теперь это отдаленный район села Краснореченский в Дальнегорском городском округе, ближе к северу Приморья. В «Википедии» про экономику населенного пункта сказано так: «Жители занимаются сельским хозяйством и разведением скота, а также продажей своих изделий. В селе есть несколько продовольственных и хозяйственных магазинов, общеобразовательная средняя школа № 16». Только школа совсем скоро будет закрыта. Ее расформировали как малокомплектную. Учителя — а они были, причем по всем предметам! — уволились.
Здесь училось 52 ребенка. Теперь они будут ездить на школьном автобусе или общественном транспорте по разбитым дорогам, без оборудованных остановочных павильонов. «Вовремя не чистятся тротуары, и дети идут по федеральной трассе в 30–40-градусный мороз, — возмущены мамы. — А для администрации это экономично. Только мы этой экономии не видим. Нам ее не показывают, как не показывают и соблюдения Конституции». В этой местности еще и тигров видят каждый год.
Жительница Тайги Любовь Петровна — мама двух школьников: старший — уже одиннадцатиклассник, ездит в Краснореченский.
«Хотя на базе нашей школы тоже могли бы быть 10–11-е классы, — уверена собеседница «Новой», — но нам не дали добро на них. Мотивировали тем, что мало детей.
У нас малокомплектная школа. Сейчас в шестом классе, например, пять детей. Был полный состав учителей, большинство из них — местные жители, двое ездили из Дальнегорска. Теперь все поуходили».
В школу № 5 детей будут возить автобусом. А вот по обратной дороге есть вопросы.

Школа №5. Фото: телеграм-канал Теребилова
«У меня сын к 7.45 выходит из дома, идет на остановку, садится на автобус в школу. Обратно из Краснореченского два рейса — в 11.00 и в 15.20. Ехать на автобусе 20 минут с остановками. А младшая пойдет в пятый класс. У пятиклассников и шестиклассников уроки заканчиваются в час с копейками. И малыши стоят в это время на остановке рейсового автобуса. Вы понимаете — им ждать до 15.20? Естественно, любой родитель даст 50 рублей на рейсовый автобус. На собрании нам сказали, что всё подстроится, изменится. Но с сентября автобус как ходил в 15.20, так и ходит».
Реорганизацию планируют завершить 12 января 2026 года, то есть после каникул. Всех учеников переведут в школу № 5 села Краснореченский, туда же переходит имущество — мебель, оборудование. Из администрации пятой школы уже пришла просьба к родителям: помочь 29–30 декабря с переездом.
«Выходит, что местные власти не в силах организовать даже этот процесс без помощи родителей», — ехидно замечает независимый дальнегорский паблик Administration_Dalnegorsk.
Тайга — Путину
Года не прошло с того момента, как глава городского округа Александр Теребилов перед всем селом (а слухи о расформировании СОШ ходили уже тогда, по этому поводу собирался народный сход) твердо заверил: школу, мол, оставим.
«О чем вы говорите, если решение принято о запрете слияния школ?! — уверенно отвечает он на вопрос сельчанки. Собравшиеся встречают это заявление аплодисментами. — Давайте так: я на ваш вопрос отвечать не буду. Потому что! Принято решение, все проголосовали. Вопрос о закрытии и слиянии школ снимается. Правильно? Ну и всё».
Оказалось, не всё.
1 октября всех собрали и сообщили: с января вы идете в пятую школу. Обманул, получается, мэр?
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Александр Теребилов. Фото: телеграм-канал Теребилова
Люди писали в разные инстанции, но, как водится, безуспешно. Тогда родители с детьми, бабушки, старожилы села — всего около полусотни человек — собрались на площади около школьного здания и записали обращение к Путину. Как к «гаранту Конституции».
«Почти год назад, 31 января 2025 года, в этом здании нашей малокомплектной школы № 16 мы собрались и на сходе вместе с главой приняли решение о запрете реорганизации. Однако в конце сентября глава подписал постановление: приговор школе. И, соответственно, нашему селу», — зачитывает обращение к президенту на прямую линию жительница Тайги. Это даже зафиксировано на видео.
Одна из мам говорит: реорганизация проводится с нарушениями, без учета мнения населения. Допустим, не прислушаться к несогласным по нынешним временам — это не такое уж и нарушение. Но вот то, что школу закрывают в середине учебного года, и то, что дети лишаются дополнительного образования, — уже серьезные аргументы.
«Наша школа очень крепкая, с большой пришкольной территорией, стадионом, баскетбольной и хоккейной площадкой. Много лет она является центром поселка. У нас нет клуба, здесь проходят разные мероприятия для сельчан…» — продолжают люди. И добавляют свои соображения: здание с земельным участком власти города хотят продать.
Может, в этом и был смысл февральского ремонта школы за бюджетный счет: сменили все окна и двери, полы, мебель, электрику, отделали стены гипсокартоном, уложили плитку в санузлах, починили кровлю… Тем более что вопросы по распоряжению муниципальным имуществом к градоначальнику и раньше возникали (почему-то только у журналистов, а не у правоохранительных органов). Так, например, год назад его сын Максим купил на торгах как единственный участник аукциона здание бывшего ПТУ, 4100 «квадратов» в центре Дальнегорска, всего за миллион рублей, а на перепродажу выставил за 30 миллионов.
«Уважаемый Владимир Владимирович! Мы в последнее время часто слышим, что вы говорите: надо осваивать территории Дальнего Востока. Только непонятно, зачем осваивать территории, когда рушат то, что уже создавалось и сохранялось годами? Если закроют школу, закроется со временем и поселок», — обращаются жители Тайги в последнюю инстанцию — к президенту.
«Последствия должны быть»
Видео на прямую линию люди отослали. Нет уверенности, что посмотрел прям сам президент лично, но оно точно разошлось по соцсетям и местным пабликам. А через 10 дней некоторых родителей из тех, кто пришел на запись обращения с детьми, вызвали на беседу в полицию, конкретно — в подразделение по делам несовершеннолетних. Якобы из-за организации митинга.
«Мне позвонили с незнакомого номера, я стараюсь такие не брать. Тогда пришло сообщение: представились сотрудниками полиции — ПДН, попросили связаться с ними, — рассказывает Любовь Петровна. — Женщина вежливая, культурно представилась, приятный голос. Объяснила, что надо поговорить и что это касается нашего обращения. Она еще так интересно сказала: не инцидента, не обращения… а митинга! Я говорю: «Это был не митинг!» Женщина отвечает: «Вы же понимаете, что последствия должны быть?»

Школа №5. Фото: телеграм-канал Теребилова
Какие последствия должны быть, жителям Тайги не объяснили. Звонки поступили как минимум двум мамам, причем непонятно, как их выбрали. Люди рассказали об этом в местных пабликах, ситуация быстро вышла на краевой уровень. И органы ПДН, кажется, отступили.
«Позвонили, сказали, что ехать уже не нужно. Тоже девушка так интересно выразилась… То ли «стоп», то ли «на тормозах»…» — вспоминает сельчанка. И утверждает: в обращение президенту она верит. Хотя многие знакомые советуют смириться.
А кто это такой обидчивый?
И вишенка на торте: основанием для работы ПДН послужило заявление администрации об участии детей в митинге.
Обидчивость мэра Дальнегорска Александра Теребилова давно стала притчей во языцех в Приморье. Так, например, он однажды обиделся на журналиста Даниила Куликова, выложившего в День России видео, на котором Теребилов не может произнести слово «денацификация», а справившись, посмеивается. На следующий день лично Теребилов вместе с военкомом доставил Куликову в редакцию повестку на военные сборы (не застал, парень был в отпуске).
А однажды чиновник обиделся на юмориста Юрия Стоянова, который (очевидно, не зная о существовании маленького приморского городка) в своем скетче пошутил в стиле: мэр Дальнегорска украл из бюджета пять миллионов, а мог бы двадцать пять, как мэр Ближнегорска. Теребилов разразился тирадой: «Между фантастикой и реальностью все-таки большая разница. Как и между острой сатирой и пошлым юмором, гротеском и похабщиной. Жаль, что сценаристы этого ролика не посмотрели на карту страны, выбирая названия городов для юмористического сюжета. Или им было попросту безразлично? Они же не стали высмеивать свою родную Махачкалу, откуда они родом. Вымышленного Ближнегорска и правда не существует, а Дальнегорск — город хоть и далекий от столицы, но реальный, с настоящими людьми и историей, требующей к себе уважения».
Политолог Вячеслав Беляков так комментирует историю про попытки запугивания жителей Тайги: «Нельзя не отметить безумную смелость дальнегорских чиновников. Потому что преследование граждан и попытки их запугивания за то, что они обратились к президенту, — это новый шаг и новое слово в дискредитации государства. Во всех таких случаях главным союзником недобросовестных чиновников является тишина. И я уверен, что огласка вопиющего факта приведет к тому, что подобные действия не сойдут чиновникам с рук».
Приморье
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

