«Новая газета. Журнал»Общество

Сторонников СВО опять ботшинство

Сколько россиян на самом деле хотят продолжения боевых действий в Украине: итоги телеграм-опроса

Сторонников СВО опять ботшинство

Фото: Александр Щербак / ТАСС

Большой опрос «Новой» показал: сторонников продолжения СВО абсолютное меньшинство, но иллюзию «народной» поддержки конструируют с помощью ботов. Реальное же большинство россиян во власти никто не представляет. Как это устроено — в нашем разборе.

Военные действия на востоке Украины — продолжаются. Дипломатические усилия, начатые было, ушли на третий план. Теперь публично обсуждают другое: возобновление всесторонних ядерных испытаний…

Государственные агентства показывают достигнутые результаты: вот руины Марьинки, в прошлом 10-тысячного города, где сегодня живет в единственной уцелевшей кухне с выбитым окном всего одна жительница, Галина, которая и сама не верит, что город можно восстановить.

Руины Марьинки и жительница Галина. Кадр: ТАСС

Руины Марьинки и жительница Галина. Кадр: ТАСС

Вот руины Часова Яра из хроники РИА «Новости» — «города-ключа» от Северного Донбасса, в котором не осталось ни одного целого дома.

Руины города Часов Яр после перехода под контроль российских вооруженных сил. Кадр РИА Новости

Руины города Часов Яр после перехода под контроль российских вооруженных сил. Кадр РИА Новости

Есть ли голоса, призывающие к прекращению огня? Есть. Российские политики и активисты говорят об этом — но только в судах и в статусе обвиняемых в «дискредитации».

А СВО тем временем скоро «обгонит» Великую Отечественную войну по своей протяженности.

Ориентируются ли политики в своих решениях на общественные настроения? Нам заявляют: да, только на них и ориентируются. А что же тогда думают россияне?

Даже по официальным данным доля сторонников прекращения боевых действий неуклонно растет, как и количество уставших от боевых действий. Но все-таки, какая она на исходе 2025 года, третьего года СВО?

«Новая газета» неоднократно за эти три года пыталась проявить это соотношение в наших телеграм-опросах, за «чистотой» которых мы умеем следить надежными техническими средствами**.

СПРАВКА

Мы понимаем, что, когда говорим про опрос в телеграм-канале «Новой газеты», — речь идет про взгляды аудитории, состоящей так или иначе из единомышленников. Да и телеграмом пользуется не вся Россия.

Но, во-первых, в крупные и принципиальные опросы приходит — и мы это видим по открытой статистике нашего канала — аудитория других телеграм-каналов, в том числе каналов-миллионников.

Во-вторых, во время таких опросов мы имеем хорошую возможность понаблюдать, как вообще проходит онлайн-голосование в телеграме по принципиальным вопросам в нашей стране, и стоит ли легко брать на веру то, что нам предъявляют власти в качестве результатов голосования, ссылаясь на народную поддержку, по таким вопросам, как СВО. Или, например, рост налогов. Или вопрос блокировок связи.

Возьмем такие опросы в нашем канале только за последний год.

В августе 2025-го, когда к перемирию призвали нобелевские лауреаты, мы спросили об этом наших читателей, и 95% от всех проголосовавших поддержали инициативу нобелиатов, потребовав немедленного прекращения огня. 95% мы получили, вычтя голоса, вброшенные ботами. Накрутку мы фиксировали только за вариант, что СВО надо продолжать, и подробно рассказывали, как мы уличили ботов, сколько они вбросили и куда. А вбросили много: если реальное соотношение оказалось 95% / 5%, то с ботами и у всех на виду оно было совсем другим: 54% за СВО / 46% за прекращение.

Смысл атаки был в четком сигнале: большинство-то якобы все еще зовет в окопы.

Этот сигнал порождает то самое знакомое многим противоречие: почему, если всюду говорят о некоем «большинстве», которое поддерживает СВО, среди моих знакомых таких очень мало, если они вообще есть.

Кто уличает ботов в голосованиях, которые нам предъявляют как «народную» поддержку?

В октябре 2025-го появились ссылки на закрытые опросы ВЦИОМ для чиновников, в которых 56% россиян признавались, что якобы «очень устали» от СВО, а продолжать боевые действия хотели менее 20% граждан.

Сколько «ботов» было внутри этих 20%?

***

10 ноября мы запустили новый опрос: прекращать огонь немедленно или продолжать боевые действия между Россией и Украиной? На момент завершения в опросе было учтено почти 50 тысяч голосов. И вновь результаты «сигналили»: 63% голосов — у сторонников продолжения СВО.

Но не будем спешить. Сколько из этого числа было реальных голосов и за какой вариант «топили» боты — мы расскажем и покажем в картинках.

СПРАВКА

Признаки атаки ботов

Сначала напомним, почему мы считаем, что нас атакуют боты, а, например, мы не имеем дело с людьми и их убеждениями.

Дело в том, что есть два железных условия, которые неизменно проявляются во время атак алгоритмов:

  • Число голосов у одного из вариантов ответа резко растет, а потом так же резко падает, при этом другие варианты никак не реагируют на эту аномалию, а в открытых источниках в это самое время нет объявлений с призывом других блогеров прийти и проголосовать в нашем опросе.
  • Голоса во время «аномалий» подаются равными порциями в единицу времени — живые люди так просто не могут голосовать.
Рис. 1. Число голосов, поданных в единицу времени, от сторонников продолжения СВО. Красным отмечены аномалии

Рис. 1. Число голосов, поданных в единицу времени, от сторонников продолжения СВО. Красным отмечены аномалии

Рис. 2. Кривая общего числа голосов сторонников продолжения СВО. Красным отмечены аномалии — признак искусственного голосования — по сравнению с «нормой» до и после них.

Рис. 2. Кривая общего числа голосов сторонников продолжения СВО. Красным отмечены аномалии — признак искусственного голосования — по сравнению с «нормой» до и после них.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Первая атака. Запустились мы в 11.07 Мск 10 ноября — а уже через 40 минут получили первую атаку. Боты пришли проголосовать за вариант: «боевые действия должны продолжаться», ровно три часа накручивали статистику, забрасывая в опрос равные пачки голосов (примерно по 40 каждую минуту). На графике поминутного голосования это выглядит как «плато».

Поэтому мы сложили голоса во время этой трехчасовой аномалии, вычли из них «норму» голосов, которые подали бы живые люди за эти три часа, и получили, что в эту атаку нам вбросили как минимум 5000 голосов за вариант «СВО надо продолжать».

(Здесь и далее мы будем округлять число подозрительных голосов в меньшую сторону — до тысяч.)

Потом было несколько минут тишины. И — новая атака, еще большей интенсивности.

Вторая атака шла более 4 часов — с 15.09 по 19.18 Мск. Интенсивность ее на этот раз была разной, но «плато» сохранялось везде.

Мы суммировали голоса второй атаки, вычли из них «норму» голосов для этого варианта ответа за это время, вычли и голоса с признаками органики (в 15.30 про опрос рассказали в крупном телеграм-канале «Контекст» с 800 тысячами подписчиков, а в 16.00 — в канале «Продолжение следует»* с 50 тысячами читателей). Получилось, что во вторую атаку было вброшено еще как минимум 11 тысяч голосов.

Третья атака состоялась еще через 15 минут после второй и была самой интенсивной. Опять, как по заданному: резкий рост и — «плато», уже по 70 голосов каждую минуту… Эту атаку мы срезали тем, что остановили опрос. Подсчитываем: с 19.42 по 22.02 подано более 11,5 тысячи голосов, было две волны (вторая началась после того, как на опрос дал ссылку телеграм-канал Кашин* с 70 тысячами читателей), вычитаем «норму» голосов и голоса с признаками органики. Остается как минимум 8 тысяч подозрительных голосов.

Сколько всего вброшено

Итого за три атаки нам вбросили как минимум 5+11+8=24 тысячи голосов за вариант «боевые действия должны продолжаться».

Как выглядит нормальное голосование

Почему только за этот вариант? Давайте посмотрим на то, как выглядит на 100% органическое голосование. Вот график с кривыми за вариант: «Я поддерживаю немедленное прекращение огня» и нормальное поведение графика голосов, подаваемых каждую минуту.

Рис. 3. Плавная кривая общего числа голосов сторонников прекращения огня. Плавные (органические) аномалии объясняются публичными анонсами опроса в соцсетях.

Рис. 3. Плавная кривая общего числа голосов сторонников прекращения огня. Плавные (органические) аномалии объясняются публичными анонсами опроса в соцсетях.

Рис. 4. Нормальное поведение графика с кривой поминутно учитываемых голосов сторонников прекращения огня.

Рис. 4. Нормальное поведение графика с кривой поминутно учитываемых голосов сторонников прекращения огня.

«Чистые» итоги опроса

Нам осталось вычесть из всех голосов опроса все голоса ботов и пересчитать новые 100%.

49 729 — 24 000 = 25 729 голосов. Столько живых людей, по нашим подсчетам, проголосовали в опросе. 25 729 — это и есть новые 100% принятых голосов.

Тогда «чистые» результаты будут выглядеть так:

Поддерживаете ли вы призыв к безусловному и немедленному прекращению огня между Россией и Украиной?

  • 72% (18 502 голоса) — Да, я поддерживаю немедленное прекращение огня.
  • 28% (7 227) — Нет, боевые действия должны продолжаться.

24 000 подозрительных голосов (ботов) мы исключили из опроса. Все они были поданы за вариант: «Боевые действия должны продолжаться».

Выводы

Главный вывод: запрос на мир существует, но тотально «затаптывается» в интересах властей на любых площадках. Время реагирования — 30 минут (почти как норматив у скорой помощи). Можете представить себе, как устроен и куда уже протянул щупальца «спрут» бот-контроля.

Однако факт: «народная поддержка» у «продолжателей» боевых действий мнимая.

Возможность показать механизм вбросов и накруток дает нам повод для сомнений в легитимности и других массовых опросов, предъявляемых нам как «всенародно одобряемые». Не только по поводу поддержки боевых действий, но и идеи поднять налоги, расширить блокировки, раскрутить еще больше репрессии против «внутренних врагов».

Государство «рисует» себе удобный народ и пытается убедить людей, что их мысли и желания не находят поддержки в обществе, что они одиноки.

И само начинает в это верить.

* Минюст включил в реестр «иноагентов».

** Инструменты мониторинга телеграм-опросов от KONSKY.media.

Этот материал вышел в пятнадцатом номере «Новая газета. Журнал». Купить его можно в онлайн-магазине наших партнеров.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow