Член СПЧ, правозащитница и журналистка Ева Меркачева передала Путину список осужденных россиян, которых предлагается помиловать по случаю Нового года. Об этом заявил сегодня глава Совета по правам человека Валерий Фадеев.
«Ева Меркачева передала президенту список. Я ее абсолютно поддерживаю. На заседании СПЧ <с участием Путина, где о новогоднем помиловании пошла речь> у нее не было списка, и она обозначила те категории осужденных, которые, по ее мнению, могут быть помилованы. Президент попросил список. Она подготовила такой список», — приводит СПЧ слова Фадеева.
Никаких данных о том, кто именно включен в этот список, нет.
К тому же «вряд ли» помилование произойдет «в спешке до Нового года», считает Фадеев.
Это амнистии обычно «проводят к праздникам, к какой-то дате, а помилование бывает вне календарного графика», — холодно рассуждает глава СПЧ.
Меркачева попросила Путина провести новогоднее помилование 9 декабря во время встречи президента с членами СПЧ. По мысли Меркачевой, из заключения можно было бы освободить:
- женщин, у которых есть дети
- людей с инвалидностью, которые были впервые привлечены за нетяжкие и ненасильственные преступления.
Путин тогда ответил: «Хорошо. Обязательно посмотрю», попросил подготовить список.
Нетяжкие преступления — это преступления, максимальное наказание по которым — не превышает 5 лет лишения свободы.
Процедура президентского помилования не требует парламентской работы над списками. Это только решение президента.
Раньше в России амнистировали людей «к датам», о чем вспомнил Фадеев. Но последняя амнистия при Путине была проведена 10 лет назад — в далеком 2015 году, по случаю 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Тогда под нее попали свыше 230 тысяч осужденных.
В марте 2025 года, в преддверии 80-й годовщины Победы, в Госдуму попробовали внести проект новой амнистии. Но Кремль тогда дал понять, что подобная идея не обсуждается.
Напротив, процедуру помилования Путин нечасто, но применяет. Если не считать массового «автоматического» президентского помилования, которое провели для того, чтобы отправлять на фронт добровольцев из числа осужденных в первый-второй годы СВО.