
Владимир Зеленский. Фото: Zuma / TASS
(18+) НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ КОЛЕСНИКОВЫМ АНДРЕЕМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КОЛЕСНИКОВА АНДРЕЯ ВЛАДИМИРОВИЧА.
В апреле 2019 года, сразу после победы на президентских выборах в Украине, Владимир Зеленский, обращаясь ко «всем странам бывшего Советского Союза», сказал самые страшные для автократических режимов слова: «Посмотрите на нас — все возможно!» Особенно пикантно эта фраза звучала в ситуации, когда россияне следили за президентскими выборами в соседней стране с тем же интересом, что и за чемпионатом мира по футболу в России в 2018-м. Впрочем, уже тогда это был скорее именно спортивный интерес: мало кто думал, что в Российской Федерации возможны изменения благодаря такому инструменту, как выборы: еще через год голосование за поправки к Конституции, превращающие Путина из Брежнева в Сталина (как минимум по продолжительности правления), подвели итог двадцатилетней политической трансформации России.
Отказ от Pax Americana
Военное положение, введенное в Украине по вполне объективными причинам, по тем же причинам не может быть отменено сейчас, и соответственно, президентские выборы пройти не могут. А Путин не может получить в качестве партнера по подписанию мирного соглашения «нелегитимного», с точки зрения российской стороны, лидера. Перемирие и заморозка противостояния по линии соприкосновения не являются приемлемой опцией для Кремля, притом что украинские президентские выборы могли бы быть проведены как раз в период перемирия. (О возможности такого варианта размышлял в частных беседах один из близких Кремлю инсайдеров еще в июне этого года.) Москве нужны Донбасс и Новороссия, если не дипломатическими методами (давление на Зеленского настолько мощное, что он допустил возможность референдума по выводу ВСУ из Донбасса), то военными. Значит, на выходе продолжение «*** на истощение» и длительного периода подступов к переговорам. А ими ошибочно именуется политический туризм Уиткоффа и теперь еще и Кушнера. Неправильно было называть настоящими переговорами и встречу в Анкоридже, закончившуюся, если использовать сленг МИДа, «пониманиями», обернувшимися сплошными недопониманиями.
Дальнейшее — лишь броуновское движение с анонсами решения проблемы то ко Дню благодарения, то к общечеловеческому Рождеству, которое в России упорно называют «католическим». (Что несет в себе негативные аллюзии, ибо, как сообщил на днях министр юстиции Чуйченко, среди деструктивных декабристов было много католиков и лютеран.) Зеленский же, автор фразы «Все возможно», мешает Трампу превратить невозможное — перекройку границ на условиях Путина — в возможное, а также внедрить на практике важнейшие и до поры не известные тезисы новой стратегии национальной безопасности США.

Дональд Трамп. Фото: Associated Press / East News
Согласно этой модели, неслыханной в истории внешнеполитических доктрин Соединенных Штатов, никакой существенной роли в переделе сфер влияния не играет не то что Украина — даже Европа, включая Великобританию. Многополярность по Трампу — это США, Россия, Индия, Китай, Япония (Core 5, или С5). Притом что три последних державы находятся в конфликтных отношениях друг с другом.
Нутряной же российский антиамериканизм не может никуда исчезнуть, поскольку он лежит в основе российской национал-имперской идеологии, а Трамп — не вечен.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Словом, это такие же фантазии, выбивающиеся из ряда любых «пониманий» США о самих себе, как и представления Путина о том, что Россия находится в центре воображаемой имперской сущности, по размерам напоминающей даже не СССР, а Российскую империю. Но фантазии эти опасные, ибо «малым нациям» снова отводится роль ожидающих в приемной, если не в прихожей, решений больших боссов, заключающих большие сделки. Это даже не Pax Americana, а какая-то глобальная антиутопия, искаженная политическая карта мира, чем-то напоминающая карту земли во времена динозавров.
«Архитекторы» без архитектуры
Текущая ситуация позволяет Кремлю и дальше двигаться в фарватере «доктрины 2025», позволяющей и боевые действия вести с прежней энергией, и держать в поле своего влияния Трампа, невзирая на отсутствие сколько-нибудь внятных подступов к миру. Президент США настолько устал, что по крайней мере сейчас пребывает в состоянии «путинферштейера» («путинопонимателя»), сторонника мирной сделки на условиях Кремля. Вдаваться в детали — не самое сильное качество Трампа, и, вероятно, он не в состоянии понять, почему в Украине не могут пройти президентские выборы, а ритуал с таким же кодовым названием в России — вовсе не свидетельство демократии.
Российская сторона с удовольствием выбросила бы на украинской территории десант «социальных архитекторов», как уже делала не раз, только тогда они назывались политтехнологами. Но пока им достанется только неблагодарная роль демонстрации успехов новых территорий и приграничья — «архитекторы» без архитектуры. Украина же, с Зеленским или без него, станет пограничной страной в непосредственной близости от нового железного занавеса, который будет отделять путинскую Россию от Запада. Выборы, которых так добиваются Трамп и Путин, окажутся конкурентными — то есть выборами в собственном смысле слова. И тогда появится «легитимный» президент. Не исключено, что его фамилия все-таки снова будет «Зеленский».

Владимир Путин. Фото: Кристина Кормилицына / POOL / ТАСС
По ту сторону границы Запад, который, как кажется, сейчас сузился до Европы, все равно остается понятием и культурным, и институциональным, культурно и институционально втянув в себя Украину — «первопричины» вовсе не будут устранены. И для этого необязательно той же Украине вступать в НАТО, вполне можно ограничиться и Евросоюзом, потенциальным отторжением от которого и был спровоцирован тот самый Майдан 2014 года.
Президентские выборы в Украине снова будут иметь консолидационный эффект и лишь ускорят движение страны в западном направлении, вне зависимости от фамилии президента.
И снова по ту сторону нового железного занавеса кто-нибудь скажет: «Посмотрите на нас — все возможно!»
Трамп и его сторонники рано или поздно уйдут, и Атлантический пакт США и Европы может быть быстро восстановлен. Институционально Япония — тоже часть Запада, на что обращал внимание стэнфордский историк Стивен Коткин. Россия же в этом раскладе — культурно западная, как бы ни насаждались сейчас несуществующие традиционные ценности.
Судя по всему, в начале 2026 года конфликт на востоке Европы будет проходить в рамках модели-2025: пока Трамп в который раз сетует на сложности в окончании противостояния, можно продолжать боевые действия. Россияне же, участники великого передела мира, сосредоточатся на частных проблемах — борьбе за мир с инфляцией и свободу частных коммуникаций. Им уже не до Украины, хотя каждый знает, что «победа будет за нами».
*Признан Минюстом РФ «иноагентом».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68