Арбитражный суд Приморья лишил одну из лабораторий права выдавать свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС) и электронный паспорт транспортного средства (ЭПТС) и аннулировал десяток сертификатов на автомобили. Этому решению последовал вброс в медиаполе с общим смыслом о том, что Фемида запретила ввозить праворульные авто и гибриды из-за левонаправленного пучка фар и проблемах с замерами выхлопа.
Проще говоря, на праворульных машинах в Японии фары светят больше на обочину благодаря левостороннему движению, а у нас, при правостороннем движении, — на встречку. Это слепит других водителей (кстати, правда, есть такой момент). В случае с гибридами выхлоп измеряют на холостом ходу, а некоторые такие машины без нагрузки работают от батареи.
Новость подали как «запрет правого руля», и это вызвало нешуточные народные волнения, потому что абсолютно большая часть машин на Дальнем Востоке — подержанные «японки». Оказалось, что правый руль, конечно же, никто не запрещает (пока).
Но что же происходит на самом деле? С одной стороны, замечают эксперты, происходящее смахивает на банальный передел рынка. С другой — по тем же основаниям можно в момент лишить аккредитации все лаборатории и действительно запретить праворульные авто.
…24 февраля текущего года окружное бюро Росаккредитации пошло войной на ООО «Сертификационные системы», лишив последнее аккредитации. Компания попыталась оспорить это решение и в суде первой инстанции проиграла. Из-за того, что ответчик представил документы, имеющие гриф «для служебного пользования», Арбитражный суд слушал дело в закрытом режиме и комментариев не дает. Даже решение (которое, в отличие от судов общей юрисдикции, арбитраж выкладывает всегда и быстро) придали огласке в максимально кратком виде. Апелляционная жалоба принята 26 ноября, следующее заседание — 18 декабря.
Зато комментарии дает Росаккредитация. К сожалению, постфактум, а не до того, как от новостей про якобы «запрет правого руля» дальневосточники встали на дыбы. На самом деле лабораторий, у которых отозвали лицензии, несколько. Можно было бы посмеяться над несвоевременностью принятых мер на фоне ажиотажа из-за повышения утильсбора. Ведь сокращение числа лабораторий только увеличивает и без того громадные очереди на выдачу сертификатов безопасности и электронных ПТС. Но случилось это еще до новостей про утильсбор.
И дело, по информации ведомства, будто бы не в фарах и замерах выхлопа. Дело в том, что «в рамках осуществления контрольно-надзорной деятельности Росаккредитация пресекла факты незаконной выдачи СБКТС со стороны испытательных лабораторий». Если коротко — некоторые лаборатории не проверяли автомобили, а просто выдавали документы.
«Важно подчеркнуть, что предмет судебного разбирательства никак не затрагивал законность ввоза и обращения на территории РФ транспортных средств с правым рулем.
Суд рассматривал исключительно правомерность выдачи отдельно взятых СБКТС на конкретные автомобили и правомерность действий определенной лаборатории», —
объяснили в Росаккредитации.
Разговорам о том, что у японских машин «неправильные фары», уже не первый десяток лет. Эта информация периодически всплывает в медиаполе и сходит на нет, а госорганы предпочитают не открывать ящик Пандоры, потому что никто на самом деле не сможет внятно оценить опасность, никто не станет вообще заниматься такими объемами, никто, в конце концов, не захочет терять бизнес по сертификации авто (а он не только частный). К тому же наступить на горло правому рулю — это фактически потерять Дальний Восток на выборах всех уровней.
«В Приморье около десятка лабораторий по выдаче СБКТС и ЭПТС, большинство из них во Владивостоке. Это бизнес. В котором есть свои подводные камни. Изначально сюда, как обычно, хотели зайти москвичи на правах единственных игроков рынка. Есть две московские лаборатории, одна из них — намишная (это Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт, главные автомобильные эксперты в стране). Но не только они, — объясняет источник, знакомый с работой рынка. — По состоянию на 2019 год во Владивостоке было две лаборатории, в 2021 году их стало десять — для понимания востребованности. И, видимо, с точки зрения государства с такими организациями у нас перебор, Росаккредитация изначально была против такого количества.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Фото: Александр Манзюк / ТАСС
Обратите внимание: прихлопнули не все конторы, а могли бы. Я вижу это конкурентными разборками внутри рынка. Или, возможно, кто-то продавил закрытие трех лабораторий. Стандарты работы у всех одинаковые, всем давала лицензии Росаккредитация. Видимо, лаборатории не объединились и не смогли принять консолидированное решение, как работать с Росаккредитацией. Вот одни попытались пободаться в суде и в публичном поле — безуспешно. Государство оказалось умнее: перевело дело в закрытый режим. А как вы думаете, почему? Вот вы сейчас можете ознакомиться с материалами дела? Нет. А значит, все, что пишут СМИ, — это выдумки. Чувствуете логику? Государственное ведомство показало лабораториям зубы, аннулировано чуть-чуть, всего-то десяток выданных СБКТС: не качайте эту лодку, ребята, вы все под нож пойдете! Будете развивать эту тему — мы всех закроем и все СБКТС за несколько лет отменим. И иди разбирайся со своими клиентами. У Росаккредитации этот козырь с фарами в рукаве давно был, применили выборочно и только сейчас».
Мнение о том, что государство просто хочет проредить рынок, частично подтверждается информацией Росстандарта. Замруководителя ведомства Александр Кузьмин вместе с Ассоциацией автомобильных инженеров и ФГУП «НАМИ» при участии Управления Росаккредитации по Дальневосточному федеральному округу недавно проводили комиссионный осмотр аккредитованных испытательных лабораторий.
Дело в том, что с 2021 года в России действует ГОСТ по обязательной оценке ввозимых в страну автомобилей. Машину должны проверять по специально утвержденной форме на стендах и, если все в норме, выдавать документы. Но по факту проверяли не все и не всегда, игнорировали обязательные испытания светового оборудования и тормозов, даже предлагали оформить СБКТС дистанционно. Некоторым после выборочной проверки аннулировали сертификаты безопасности транспортного средства.
Росстандарт для борьбы с такими нарушениями установил для лабораторий ограничение по количеству машин, которые можно оценить в течение суток. Официальные сообщения по этому поводу, как водится, цифр не содержат и написаны птичьим языком. Лаборатории с большими возможностями могут получить разрешение оформлять и большее количество документов, но только по результатам комиссионного осмотра. Недавно фирмы обратились в Росстандарт как раз с такой просьбой, потому что поток импортных машин существенно вырос. И как раз недавно во Владивостоке такой комиссионный осмотр проводился.
Как думаете, сколько лабораторий попало в «белый список» и получило возможность оформлять больше автомобилей? Как раз две.
«Проведенный комиссионный осмотр наглядно подтвердил наличие испытательных лабораторий с более развитой испытательной базой и высококвалифицированным персоналом, что положительно влияет на эффективность и скорость проведения оценки соответствия транспортных средств, а также ускоряет процесс оформления свидетельств о безопасности конструкции колесных транспортных средств. В настоящее время в г. Владивосток функционируют две аккредитованные испытательные лаборатории, которые подтвердили возможность оценки соответствия в сутки до 160 единичных транспортных средств», — отметил замруководителя Госстандарта Александр Кузьмин.
В Приморье — оплоте «правого руля», где в октябре прошел масштабный митинг против утильсбора и власти каждую неделю придумывают предлоги для запрета повторного, — новости встретили с тревогой. И разве что немного расслабились после того, как официальные ресурсы (включая Минпромторг и Минтранс края) начали опровергать «распространенные в социальных сетях и некоторых медиа материалы».
«Какие выводы должен сделать обычный автолюбитель правого руля из истории с отзывом СБКТС одной из лабораторий? — рассуждает политический обозреватель Александр Салков. — Первое: запрещать правый руль государство сейчас не собирается. Второе: если государство вдруг решит запретить ввоз пруля, основание для этого будет найдено за десять минут. Например, тот же свет фар, про который все знают, но делают вид, что все ок. Или еще проще — признать Toyota экстремистской организацией».
Приморье
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
