Дистрибьюторская компания Antipode Sales International совместно с Союзом кинематографистов Армении и Клуб независимого документального кино Freedoc запустила специальную программу ≪Кино возвращается в Дом кино≫. В рамках этой программы, направленной на возвращение регулярных киносеансов в Ереванском Доме кино, в ноябре у зрителей появилась возможность увидеть три премьеры и поучаствовать в дискуссиях с режиссерами. Фильмы представлены на языке оригинала с армянскими и русскими субтитрами.
Три премьеры в Доме кино
Картины для показа отбирались совместно с Ереванским Домом кино. По словам организаторов, все три фильмы объединяет общая тема: тревога молодого поколения, сложность жизни под давлением прошлого и стремление к свободе и искренности. Особенно остро это проявляется на постсоветском пространстве.
Программу открывал немецкий фильм режиссера Лауро Кресс «Нетерпение сердца» (2025) — современная экранизация романа австрийского писателя Стефана Цвейга. Картина объездила европейские кинофестивали и сейчас направляется в Аргентину на Mar Del Plata. Фильм о том, как молодой солдат Айзек случайно, не заметив ее недуга, обижает девушку в инвалидной коляске. Охваченный стыдом, он пытается загладить вину. Между молодыми людьми возникает неожиданная связь — она помогает ему обрести смысл, он пробуждает в ней вкус к жизни. Но когда их дружба превращается в нечто большее, судьба вмешивается, напоминая о хрупкости надежды.

Съемочная группа картины «Так сказал ветер» в ходе обсуждения фильма. Фото: Дмитрий Болижевский
Второй фильм — «Так сказал ветер» российского режиссера Марией Ригель, снятый в Армении в 2025 году. Действие разворачивается в отдаленной деревне. Фильм о замкнутом мальчике Айке, живущем на ферме со своей тетей Нарине. Местные подростки издеваются над ним, считая его странным и слабым. Нарине заботится о племяннике, как о собственном сыне. Но после долгого пребывания за границей на ферму возвращается мать Айка — Анаит, красивая яркая девушка около тридцати, которую вокруг все осуждают за то, что она не следует традиционным общественным нормам. Нарине, не в силах простить Анаит за позор, который та навлекла на семью своим поведением, решает отомстить.
Третья картина — художественный фильм Deaf lovers режиссера Бориса Гуца, известного по картине «Минск». Это история русского парня Дани и украинской девушки Сони, которые встречаются в Стамбуле и влюбляются друг в друга. Их объединяют общие заботы — найти деньги, жилье, работу, желание жить, веселиться, танцевать, но главные вопросы остаются нерешенными: как справиться с прошлым, наладить жизнь и построить общее будущее.
«В перспективе очень хочется показать картину «В доме моих предков». Этот фильм как нельзя лучше подойдет армянскому зрителю. Молодой немецкий режиссер снимает в реальном доме своих бабушки и дедушки историю о том, как связаны в одной семье люди, как вести себя с пожилыми людьми, слабыми и больными близкими. Фильм перекликается с принятой во многих армянских семьях жертвенностью», — говорит в беседе с «Новой» генеральный директор компании Antipode Sales International Елена Подольская.
Она надеется, что в скором времени Дом кино заработает не только как площадка для фестивалей и специальных событий, но как классический кинотеатр с регулярными премьерами, обсуждениями и ежедневными показами.
«Бутик авторского кино» в Ереване
Antipode Sales International была создана в 2012 году в Москве. Это была вторая независимая sales-компания в России. Начинала она с самых ярких фестивальных фильмов: «Географ глобус пропил» Александра Велединского, «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко, «Интимные места» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова. Постепенно Antipode Sales International стала «бутиком авторского кино» с фильмами Андрея Кончаловского и Константина Лопушанского в каталоге.
Кроме того, Antipode стала работать и с документальными картинами, со временем в ее пакете оказались почти все протестные картины, созданные в то время в России. Среди них «Мой друг Борис Немцов», «Убийство Анны Политковской», «Путин навсегда?», «Общее — частное», «Норд-Ост» и другие.
Наша задача была обеспечить фильмам яркую фестивальную судьбу, представить их по всему миру. Это было авторское кино, с «человеческим лицом», — говорит Елена Подольская.
Весной 2022 года компания релоцировалась в Армению, ее филиал работает в Израиле. В новых условиях компании было сложно работать с российским кино, пришлось искать другие направления. Сегодня компания сделала фокус на немецком кино.
«Здесь, благодаря активной государственной поддержке и отличным киношколам, звучит много молодых и свежих голосов. А нам сегодня очень важно работать именно с качественными, гуманистическими фильмами, с протестным и политическим документальным кино», —
добавляет Подольская.
В ереванских кинотеатрах в основном показывается дорогой голливудский мейнстрим или армянские фильмы для внутреннего зрителя, отметил в комментарии «Новой» глава технического департамента Antipode Sales International Дмитрий Болижевский. Программа представляет армянскому зрителю авторское европейское кино.
«Мы хотим расширить и разнообразить репертуар, и для этого нужны регулярные показы в Ереване и других городах Армении. Отзывы наших зрителей показывают, что такой запрос действительно существует. После первых показов мы убедились, что для многих это по-настоящему новое и необычное переживание», — говорит он.

Глава технического департамента Antipode Sales International Дмитрий Болижевский и основательница Freedoc Валерия Цыганова. Фото: Татевик Дарбинян
Freedoc: рожденный в Армении
Большой вклад в реализацию кинопоказов внес Клуб независимой документалистики Freedoc и его основательница Валерия Цыганова из Петербурга.
Перспектива работать под цензурой после начала войны в Украине заставила Валерию оставить любимое занятие кинообозревателя, и в 2023 году она переехала в Армению.
Но если в Питере каждую свободную минуту она заполняла кино, то в Армении поначалу было сложно. «Кино — это то, чем я хотела заниматься всегда, но в Армении мне его просто не хватало. Здесь слишком мало премьер. Кинотеатры есть — контента в них мало», — говорит Валерия.
По ее словам, прокатная система в Армении очень ограничена.. Не было и киноклубов, где бы проходили обсуждения. И тогда она решила запустить Freedoc: «Документалистика все больше меня цепляет. Она мобильнее игрового кино, зачастую не так дорога, и реагирует она на время острее».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Валерия Цыганова. Фото: Дмитрий Болижевский
Поначалу это была инициатива в основном для релокантов из-за отсутствия связей в местной среде. Постепенно Freedoc стал выходить из этой эмигрантской капсулы, показы разнообразились, начали появляться армянские и израильские фильмы.
«Обидно, что Дом кино, к которому я очень трепетно отношусь, существует только как площадка для каких-то спецсобытий, а не как кинотеатр с регулярными показами. Я хочу создать площадку для диалога, ведь документальное кино — это удобный способ разговаривать на сложные темы, об общих болевых точках. Я бы хотела быть полезной армянским кинематографистам. Армения сегодня тоже в точке перелома, страна претерпевает повороты, и в таких условиях, думаю, молодым специалистам были бы полезны общения с режиссерами, это может помочь им преодолеть определенные барьеры уже на старте своей профессиональной деятельности», — добавляет Цыганова.
Из киноклуба в Дом кино
Эксклюзивный показ документального фильма «О караване и собаках» (2024) о независимых российских СМИ и правозащитниках накануне и в первые недели вторжения в Украину состоялся в июне 2025 года. Картина режиссера Аскольда Курова и его анонимного соавтора — напряженная хроника необратимых изменений в законодательстве и уничтожения независимых СМИ, в том числе «Новой газеты».
Главные герои — журналисты и правозащитники, оказавшись под угрозой реальных сроков, вынуждены принимать сложнейшие решения: уехать или остаться, сесть в тюрьму или спасти команду, приспособиться к новой реальности или остаться верными принципам и закрыть издание.
Это лаконичное, емкое, горькое и в то же время вдохновляющее повествование о людях, которые все равно не сдались и продолжают делать свою работу.
После показа состоялось обсуждение с режиссером Аскольдом Куровым — выпускником Мастерской документального кино Марины Разбежкиной, автором фильмов «Зима, уходи!», «Ленинленд», «Процесс», «Новая» и других.
«Мне хотелось сделать масштабное событие, и тогда я обратилась в Дом кино. Тогда и пришла идея запустить показы игрового кино, но уже не в формате киноклуба, а перейти на формат хотя бы маленького локального проката», — говорит Валерия.
С коммерческой точки зрения, по ее словам, возможно, было бы правильнее пойти в сетевые кинотеатры, но идея состояла в том, чтобы вернуть кино именно в Дом кино, где на предложение организовать показы сразу откликнулись: «В этом есть нечто элитарное, потому что кино — это все-таки не массовый продукт, это не развлечение, а это искусство, которое требует осмысленного подхода».
Только так расцветет новое армянское кино
«В идеале я бы хотела, чтобы Ереванский Дом кино работал как настоящий кинотеатр с ежедневным кинопрокатом с 11 утра до 11 вечера, — мечтает Валерия Цыганова. — Неважно, сколько зрителей придет. Чтобы здесь постоянно шли ретроспективы армянской классики, чтобы люди знали и любили свое кино. Наряду с этим нужно, чтобы были и ретроспективы мировой классики, авторское и независимое кино, документалистика. Фильмы разных стран, жанров и дистрибьюторов. Чтобы весь мировой кинопроцесс отражался в Ереванском Доме кино. Только в такой среде, я уверена, начнет расцветать и новое армянское кино».
Тот же путь, по ее словам, прошел российский кинопрокат. Индустрия стремительно развивалась, и, несмотря на цензуру, появилось много хорошего кино молодых авторов — и в полном метре, и в сериалах. Это был всплеск российского кино, которые представлялись на всех мировых кинофестивалях. Поэтому очень важно работать последовательно и не отступать, и тогда все получится, считает Цыганова.

Организатор программы «Кино возвращается в Дом кино», основательница Freedoc Валерия Цыганова, режиссер фильма «Так сказал ветер» Мария Ригель и главный герой картины Айк во время премьеры. Фото: Дмитрий Болижевский
В дальнейшем Валерия планирует вывести показы фильмов и за пределы Еревана, в том числе в виде специальных событий. Список картин будет постепенно пополняться из каталога Antipode Sales International. Параллельно продолжатся и показы проекта Freedoc с встречами и дискуссиями с авторами фильмов.
Некая инертность есть, но если насытить Дом кино разнообразным репертуаром, то зритель быстро привыкнет, считает Валерия. Армянский зритель — такой же разный, как любой другой во всем мире, и он так же предпочитает разные жанры и разную тематику:
«Кино — это универсальный язык, и где бы фильм ни снимался — в Марокко, Сеуле, Париже, каком-нибудь американском городе или российской глубинке, если он сделан талантливо, он будет понятен зрителям в любой точке земного шара».
Специфика в самом рынке: он маленький, что усложняет прокат. В Армении, замечают организаторы кинопространств, люди не привыкли к регулярным показам, поэтому на премьерах часто можно увидеть в основном релокантов, привыкших ходить в кино и принимать участие в обсуждениях. Да и изначально не было ожиданий, что проект вызовет аншлаг.
«Это медленный и регулярный процесс. Я не думаю, что это никому не надо, просто требуется время и постоянство. Например, я хожу на «Золотой абрикос» третий год подряд, и отрадно, что с каждым годом все больше зрителей на фестивале. Значит, потребность в хорошем кино есть, и его надо показывать на большом экране, потому что там другое изображение, другой звук, там восприятие фильма другое. Но чтобы был спрос, должно быть предложение. Так, кинотеатрам нужны хорошие фильмы, государственная поддержка и энтузиасты», — заключает Цыганова.
Армине Мартиросян
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

