Государство имеет право изымать имущество, переданное третьим лицам в рамках коррупционных схем, и это касается даже тех, кто не был прямым участником преступления. Это подтвердил Конституционный суд.
Две заявительницы — Елена Лабузова и Ольга Король — просили проверить конституционность положений статьи 104.1 УК РФ (конфискация имущества).
Лабузова — дочь бывшего министра образования Оренбургской области Вячеслава Лабузова — оспаривала конфискацию оформленного на нее участка с жилым домом. Кроме того, она вложила личные деньги в дополнительные постройки. Суд признал это «неотделимым улучшением незаконно полученного имущества» и изъял его, считая реальным владельцем Лабузова-старшего.
В случае с Ольгой Король виновным в коррупции был признан ее зять: его осудили за получение взятки в особо крупном размере. По версии следствия, он оформил на тещу две квартиры, переданные ему в качестве взятки, и суд в итоге обратил их в доход государства.
Конституционный суд согласился с выводами нижестоящих инстанций. Он указал, что
взятка неправомерно создает право собственности, в связи с чем ее предмет подлежит конфискации у любого лица, в чьем владении он находится, даже если это единственное жилье.