60-е годы прошлого века. Разгар холодной войны. Мир в очередной раз у порога ядерного конфликта с США. Разведка СССР сообщает руководству страны о размещении ракет с ядерными боеголовками в ФРГ и возможности нанесения ядерного удара с военных баз США в Федеративной Республике Германии. В Германии этому обстоятельству не все рады, но что поделаешь: США — главный стратегической союзник по эту сторону железного занавеса. Политбюро расколото, однако под давлением непримиримого Суслова (его очень точно играет в прошлом Шарапов — Владимир Конкин) голосует за угрозу ядерного удара: важно напугать врага, потому как за нами правда и Ленинизм.
Суслов вообще разочарован в Брежневе: слишком красуется, любит роскошь, вражеский Gitanes курит. Того и гляди предаст наше верное, потому что исключительно всесильное учение Маркса.
В новостях Брежнев увидит, как Брандт встает на колени в Варшавском гетто, признавая вину немцев. Так и возникает рискованная авантюра: идея тайных переговоров генсека и канцлера, которые должны организовать разведчики. Экс-гэбэшник, изгнанный из органов за связь с немкой (но бывших офицеров, как мы знаем, не бывает), ныне в долгах как в шелках литературный переводчик с немецкого Слава (Сергей Марин) и его коллега окладистый Валерий (Алексей Розин) летят в ГДР, пробираются через чекпойнт Чарли, чтобы доставить (выучив наизусть) на Запад письмо Брежнева и спасти мир. Причем им предстоит действовать вопреки интересам сразу трех спецслужб: ЦРУ, Штази и КГБ.
Соглашаясь на тайные переговоры, и Брежнев, и Брандт рискуют: если об их контактах станет известно, одного ждет скандальное исключение из партии, а другого — скандальный импичмент.
Чем же хорош проект и чем отличается от массовых многосерийных идеологических подделок вроде «ГДР»? Тем более что его инициатор, генпродюсер и сценарист — пропагандист Игорь Прокопенко, автор «публицистических программ» РЕН ТВ.
У телепропагандиста вышел вполне себе антимилитаристский ламповый сериал со внятной идеей: политики, лично прошедшие войну, голосуют против нее. Эмоциональный центр четырехсерийного фильма — «дорогой Леонид Ильич» Сергея Маковецкого, добряга и на вид бесхребетный генсек. Тем не менее, в отличие от других членов Политбюро, он действительно воевал. Поэтому предлагает «не пугать мир». Он категорически против ядерного удара, даже новый термин придумал «Политика мирного сосуществования». «Если отправить подводные лодки в Европу, грянет Карибский кризис… Легко сказать, ядерный удар. Это не парад Победы. Нам надо договариваться с немцами. С западными немцами». Ему противостоят многочисленные ястребы, сторонники агрессивной внешней силы.

Кадр из фильма «Дорогой Вилли. Настоящая история». Источник: Кинопоиск
Одна из лучших ролей Маковецкого — соединение полярных красок: иронии (ноль карикатуры), внутренней осознанной силы своего героя и бесценной способности вести хитроумные подковерные и бюрократические политические игры. С полным осознанием опасности и цены подобных международных интриг. Есть совершенно блистательная сцена, в которой Брежнев в машине едет на решающий разговор на Политбюро. И глаза доброго дедушки внука Лени, любителя «Неуловимых» и Гайдая, сверлят камеру холодно-кипящей решимостью. Его Брежнев при всей внешней мягкости еще не политический труп, он способен на неожиданные решения, тайно от своих «товарищей по Политбюро». Как говорил немецкий ученый и публицист Вильгельм Швебель: «Политика — искусство из множества ухищрений сделать нечто похожее на одну большую правду».

Кадр из фильма «Дорогой Вилли. Настоящая история». Источник: Кинопоиск
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Основную интригу держит броманс литературных переводчиков с немецкого: Варданова (Сергей Марин играет советского усатого Джеймса Бонда в расхристанной пожившей дубленке и треухе) и Плетнева — увалень и любитель сладкой жизни Алексея Розина, герой совсем «других романов», совершенно не готовый к рискам.
Среди плюсов сериала — крепкая режиссура Владимира Щеголькова (у него большая фильмография, но ничего запоминающегося, включая недавний «Виноград»). Густая, точно прописанная (несмотря на микробюджет, который заметен в некоторых кадрах, особенно с массовкой) среда, время. Много точных подробностей: предновогоднее настроение (немного рязановско-данелиевское) советской Москвы с вывесками, машинами, спешащими людьми с елками.
Костюмы, тусклое освещение улиц, ковры в квартирах, ностальгические клубы сигаретного дыма, насквозь фальшивый «Кабачок «13 стульев». Само изображение пожухлое, словно вылезшее из телевизора «Рубин».
Всего четыре серии, которые, слава богу, не растянули на восемь.
Теперь про правду, про нее перед показом на фестивале «Пилот» рассказывал Прокопенко. Разумеется, в сериале много сюжетных натяжек, в том числе осознанных. И сигареты Gitanes, которые вроде бы Брежневу Де Голль подарил, и тайные встречи генсека с разведчиками в машине, где он рассказывает анекдоты про Брежнева. Вообще местами фильм сильно смахивает на мокьюментари. В реальность авторы подмешивают фантазию. Ближе к финалу переключаясь вообще, если не на оперетту, то на рождественскую сказку с Санта Клаусом Брежневым, который помогает своим доблестным рыцарям-разведчикам. Тем не менее сегодня редкость — захватывающее жанровое кино с мощным гуманистическим месседжем: как трудно, вопреки всем и всему, добывается мир, но он — единственное исцеление от зла, неуверенно обещающее саму возможность будущего.

Кадр из фильма «Дорогой Вилли. Настоящая история». Источник: Кинопоиск
В промо-текстах сказано: «Сценарий создан на основе уникальных материалов, которые автор проекта — документалист, писатель и ведущий телеканала РЕН ТВ Игорь Прокопенко — собирал более 20 лет». Хотя существует прелюбопытнейшая книжка — «Тайный канал» Вячеслава Кеворкова, генерала-майора, начальника контрразведывательного управления КГБ. Она описывает в подробностях, как именно с конца 1969-го между Бонном и Москвой действовал «тайный канал» (так его называли американцы), который связывал высших руководителей СССР и ФРГ, и как через этот канал шли основные переговоры по подготовке и заключению московских договоров, положивших конец состоянию войны в Европе. Кеворков был ключевой фигурой этого канала с советской стороны. И совпадений с сериалом после прочтения вы найдете немало. Есть там и горькое послесловие к захватывающей «мирной операции» о том, кто снова запустил режим «заморозки» и холода мирным инициативам. По мнению Кеворкова, это «по крайней мере три человека: Генри Киссинджер, не пожелавший подняться над подозрительностью и предубеждениями, господствовавшими в то время в отношениях между двумя странами, Збигнев Бжезинский, которому польская кровь не дала возможности разумом переступить через ненависть к Советскому Союзу даже во имя благородной идеи мира, и советский посол в США Анатолий Добрынин, который решал свои проблемы через свои особые отношения с Кисссинджером и Брежневым».
В интересные времена живем, товарищи. Пока прогрессивные кинематографисты, обгоняя друг друга, несутся в широкополосные объятья сказки, один из главных телепропагандистов снимает антивоенное кино.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68


