В начале октября стало известно, что центр творческих индустрий «Фабрика», один из старейших московских арт-кластеров, появившихся на производственном предприятии, будет снесен по программе реновации, а на его месте построят многоквартирное жилье.
По словам директора арт-кластера Аси Филипповой, еще в августе институция получила уведомление от департамента градостроительной политики о том, что территория бывшей фабрики технических бумаг «Октябрь» в Переведеновском переулке Басманного района вместе с пятью соседними участками попала в перечень КРТ (комплексного развития территорий). Под этой аббревиатурой скрывается программа, обещающая «новую жизнь бывшим промзонам и другим территориям столицы».
По мысли авторов проекта, «благодаря преобразованию депрессивных и неэффективно используемых территорий будут построены жилые и деловые кварталы».
Особое внимание здесь обращает на себя оценочное слово «депрессивный» — можно было бы даже по-своему умилиться тому, что власти заботятся об эмоциональном состоянии москвичей. И хотя бывшие промзоны действительно нередко вызывают тоску, факт в том, что задолго до «комплексного развития территорий» в Москве успешно развивался другой градостроительный проект — редевелопмент, то есть перепланировка промышленных территорий в иных целях, один из ведущих трендов западной урбанистики второй половины ХХ века.
В рамках этого тренда с середины нулевых годов вместо бывших заводов и фабрик в столице стали появляться такие места, как «Винзавод», «Флакон», Artplay, «ГЭС-2», «Зотов» и другие культурные и деловые центры. Все они, несомненно, стали важнейшими точками современной жизни города, однако одним из первых проектов подобного рода в 2005 году стала именно «Фабрика».

Выставка «Мой Пушкин». Фото: соцсети
В год 20-летия арт-кластера с ним случилось немало знаменательных событий. Так, фонд современного искусства Cosmoscow признал проект институцией года, что позволило «Фабрике» представить на ежегодной ярмарке фонда свой стенд, который, к слову, был посвящен теме сохранения искусства и культурных ценностей. Кроме того, знаменитое издательство интеллектуальной литературы Ad Marginem осенью нынешнего года открыло долгожданное пространство на территории «Фабрики», в котором соединились архив, книжный магазин и лекторий. Специально к этому событию был приурочен книжный фестиваль Moscow Book Week, завершившийся крупной ярмаркой независимой литературы «Черный рынок» во дворе «Фабрики». Наконец, в течение года на территории арт-кластера прошло несколько десятков выставок современного искусства, причем пять из них продолжают идти и сейчас. Казалось бы, юбилейный год должен был стать для «Фабрики» и ее резидентов по-настоящему триумфальным, но у московских градостроителей на этот счет оказались свои планы.
По актуальной информации, сроки сноса зданий «Фабрики» пока не установлены, и руководство арт-кластера ожидает официального уведомления от городских властей.
Директор центра Ася Филиппова в комментарии изданию The Art Newspaper в начале октября отметила, что обсуждает «вместе с якорными резидентами возможность объединения и переселения неким пулом на новую площадку».
В целом комментарии со стороны арт-кластера по этому поводу носят исключительно нейтральный характер, и это неудивительно: в ситуации разрушенного гражданского общества институции вроде «Фабрики» не могут рассчитывать на значительную поддержку перед лицом государственной машины, поэтому стратегия принятия и осторожной надежды на перемещение на новое место представляется единственно правильной.
Чем же запомнилась «Фабрика» за годы своего существования в Переведеновском переулке? Любопытно, что особую роль в истории этого места с момента основания играли женщины. Промышленная зона появилась здесь еще в 1870-е годы, и заложила ее жена коллежского секретаря Елизавета Андреевна Дислен, которая в последующие десятилетия методично приобретала соседние территории, расширяя пространство фабрики. К началу ХХ века здесь было организовано товарищество аппретуры — содружество мастерских красильной промышленности. После революции владения товарищества были национализированы и реорганизованы в бумажно-красильную фабрику «Октябрь».
В 1941 году предприятие стало фабрикой технических бумаг и просуществовало в таком виде до начала XXI столетия, однако производство было нецелесообразным уже к концу прошлого века. В 2004 году фабрику возглавила Ася Филиппова, получившая степень MBA в области промышленного производства, и уже через год началось превращение фабрики в «Фабрику» — креативный кластер. Так от Елизаветы Дислен до Аси Филипповой протянулась история городского пространства, в котором наглядно отразилась смена исторических эпох.
В XXI веке на смену мастерским красильной промышленности пришли мастерские для художников, арт-резиденции, музыкальные студии, архитектурные и дизайнерские бюро и прочие культурные проекты. История «Фабрики» как арт-кластера началась в 2005 году с открытием групповой выставки молодых российских художников No comment? в рамках Первой московской биеннале современного искусства, в которой приняли участие такие известные сегодня авторы, как Алексей Булдаков, Ксения Перетрухина и Диана Мачулина.

Фото: fabrikacci.com
Большое значение для «Фабрики» с момента основания стала играть поддержка современных российских художников, причем не только молодых. Так, в 2014 году центр запустил проект «Фабричные мастерские», предоставляющий художникам место для работы и проведения выставок, а через год в проекте появилась новая программа для художников старше 35 лет, то есть для тех, кто уже не вписывается в категорию молодых художников, но при этом все равно нуждается в институциональной поддержке.
На протяжении всей своей истории центр творческих индустрий (ЦТИ) «Фабрика» близко сотрудничал и с иностранными художниками. С 2008 года институция активно участвовала в программе «Художник в резиденции», предоставлявшей зарубежным авторам открытую мастерскую для работы, исследований и выставок.
С момента открытия программы ее участниками стало более 70 художников со всего мира — из Швейцарии, США, Германии, Южной Кореи, Бразилии и многих других стран.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Резиденция продолжает существовать даже после 2022 года, и в нынешнем году в ней участвовала американская художница Ника Олсуп, занимающаяся живописью и стрит-артом.
Кроме того, в этом году на «Фабрике» состоялось множество выставок, среди которых были такие разные проекты, как, например, «Мой Пушкин» Алексея Рюмина, посвященный образу главного русского поэта, и выставка Алины Десятниченко и Ольги Широкоступ «Мягкий монумент», в которой исследовалась фигура казачки и сподвижницы Степана Разина Алены Арзамасской. До декабря в пространстве центра продолжает экспонироваться несколько проектов — к примеру, «Просто лист» художницы Вики Малки и выставка под названием «Текущее положение не определено», которое звучит крайне актуально в контексте нынешнего неопределенного состояния ЦТИ «Фабрика».
Среди наиболее известных резидентов центра, кроме уже упомянутого издательства Ad Marginem, можно назвать лабораторию экспериментального печатного искусства «ПиранезиLab», «Большой фестиваль мультфильмов», Московскую школу кино и театральную компанию Liquid Theatre. Последний проект становился лауреатом премии «Золотая маска» в номинации «Эксперимент» и был одним из первых театральных коллективов в России, который занимался сайт-специфик театром, то есть разыгрывал спектакли в городских внесценических пространствах — на фабриках, площадях, вокзалах и т.д.
Создатель «ПиранезиLab» Алексей Веселовский в интервью изданию Blueprint так сформулировал главную ценность ЦТИ «Фабрика»:
«Если «Винзавод» и другие места были созданы для презентации смыслов, то ЦТИ «Фабрика» — для создания смыслов».

Алексей Веселовский. Фото: piranesilab.ru
Действительно, среди столичных культурных центров «Фабрика» никогда не была самой модной и успешной, но точно всегда пользовалась особым уважением среди художников и вообще в индустрии современного искусства. Директор Ася Филиппова в том же материале отмечала, что для нее было важно сохранить преемственность с пространством фабрики «Октябрь», поэтому она никогда не хотела кардинально менять архитектуру и обстановку этого места: «Мы старались сохранить максимально ее [фабрики] специфику, память и атмосферу: люди, которые здесь работали, были преданными, прекрасными специалистами. Я не вправе забывать, чем это место было на протяжении 100 лет, и его странная красота заслуживает того, чтобы ее сохранили».
Вместе с тем было бы неправильно утверждать, что облик бывшего предприятия никак не изменился за последние 20 лет: здесь проводился ремонт, некоторые помещения осваивались и перестраивались, но все делалось аккуратно и с бережным отношением к историческому наследию (пусть даже не слишком уникальному с архитектурной точки зрения), без радикальных разрушений и преобразований. В этом смысле руководство «Фабрики» проявляло истинную заботу к истории и памяти пространства и всегда стремилось подчеркивать связь между прошлым и настоящим этой территории. Например, художница Марина Звягинцева в 2019 году создала во дворе ЦТИ проект «Карта памяти», в рамках которого на асфальте были нанесены названия мест, связанных с историей и современностью фабрики: так, «Бумага» и «Цех отделки» на этой карте соседствуют с «Выставками» и «Издательством».
История «Фабрики» — это в значительной степени история современной российской культуры.
С этим местом сотрудничали ведущие отечественные художники, оно было настоящим магнитом для самых разных людей из мира искусства и всегда оставалось максимально актуальным и современным, при этом ничуть не лишаясь своей идентичности.
То, что для властей подобные проекты сегодня не представляют никакой ценности, — печальный, но очевидный факт. Если для них что-то выглядит снаружи «как промзона» — значит, это автоматически должно вызывать у москвичей лишь «депрессивные» чувства, а на любые детали, интересующие «нишевую» аудиторию ценителей современного искусства, можно не обращать никакого внимания (впрочем, даже снаружи симпатичные разноцветные здания «Фабрики» совсем не кажутся депрессивными). И ничуть неудивительно, что для программ вроде КРТ места в центре города, в которых еще нет ультрасовременных жилых комплексов, кажутся жирным куском.
И хотя нельзя не согласиться с Асей Филипповой, которая признала в своем комментарии после получения уведомления о сносе зданий ЦТИ, что «центр города должен быть жилым». Со своей стороны, хотелось бы отметить, что центр города в неменьшей степени должен быть живым, а пространства, подобные «Фабрике», безусловно, делают его именно таким, причем даже для тех, кто может не интересоваться современным искусством и культурой.

Ася Филиппова. Фото: fabrikacci.com
Ведь ревитализация (еще один важный термин современной урбанистики) заброшенных или вышедших из употребления городских пространств через их преображение и создание открытых культурных и деловых центров как мало что другое позволяет устанавливать живую связь между прошлым и настоящим города. В то же время снос старых зданий и возведение на их месте роскошной недвижимости почти всегда создает в ткани города разрывы, уничтожающие историческую память, даже если речь идет не о выдающихся памятниках архитектуры.
К сожалению, очевидно, что вне территории бывшей бумажной фабрики «Октябрь» ЦТИ «Фабрика» точно станет чем-то другим, но в нынешней ситуации остается хотя бы надеяться на то, что сама институция все же продолжит существовать и сможет сохранить пусть не пространство, но как минимум — свои ценности. В сегодняшней России это уже немало.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

