КомментарийОбщество

Станция «Приехали»

15 ноября — 70 лет, как в Северной столице появилась та часть метро, которая сегодня стала проблемой города

Станция «Приехали»

Фото: TASS

Сегодня среди проблем, беспокоящих жителей Петербурга, одна из самых главных — новые станции метро (точнее, их недостаток). Огромные городские пространства не годами — десятилетиями ждут обещанных станций, но их появление откладывается по разным причинам: то нет денег, то не готова проектная документация, то некому строить, то нет участков для размещения вестибюлей…

А от этого очень существенно зависят жизненные планы: люди стремятся купить квартиры в новых районах именно там, где надеются на скорое появление станций метро, обеспечивающих наиболее надежную транспортную доступность, возможность относительно быстро добраться до работы или учебы.

…29 октября в Законодательном собрании принимали в первом чтении бюджет на следующие три года и говорили, в том числе, о планах строительства метро. Цифры и обещания звучали радужные: 217 миллиардов рублей в 2026–28-м годах запланированы в бюджете на эти цели, и планируется ввести в эксплуатацию 10 новых станций до 2030 года. Отметим, что 10 станций — это с учетом уже работающей станции «Горный институт», т.е. новых станций все-таки планируется девять.

«Фокусы» с подсчетом станций Смольный допускает и в ежегодном отчете об исполнении Генерального плана:

там установленный показатель обеспеченности станциями метро подменяется числом вестибюлей станций, что позволило Смольному заявить о 73%-ном показателе от норматива вместо реальных 64%.

Минуло две недели, и на сайте Смольного появился проект, в котором планы окончания строительства ряда новых станций переносят на более поздний срок.

В том числе с 2029 на 2035 год переносят срок окончания строительства станции «Кудрово» (формально это Ленинградская область, но фактически этот район находится рядом с городской чертой, и там живет множество петербуржцев), с 2029 на 2030 год — ввод участка от станции «Улица Савушкина» до станции «Зоопарк».

С 2030 на 2034 год переносят ввод участка от станции «Комендантский проспект» до «Шуваловского проспекта», с 2029 на 2030 год — участка от станции «Путиловская» до «Каретной», с 2030 на 2032 год — участка от станции «Горный институт» до «Морского фасада», с 2028 на 2035 год — участка от станции «Проспект ветеранов» до станции «Пулково»…

С одной стороны, эти планы (хотя заметить могли только те, кто участвовал в так называемых «нулевых чтениях» проекта городского бюджета, а это достаточно узкий круг лиц) можно было просчитать заранее. Потому что именно такие сроки значились в документе, розданном депутатам городского парламента в сентябре, когда эти «чтения» проходили. Официально они называются «рабочими совещаниями» по проекту бюджета и достаточно полезны — на них можно заранее увидеть контуры будущего бюджета и подробно обсудить то, что потом не удастся с такой же подробностью обсудить на пленарном заседании.

Так вот, тогда депутаты получили документ о так называемом «пообъектном распределении» средств госпрограммы «Развитие транспортной системы». На его основании потом проектируют бюджет. И в этом документе, как сказано выше, значились именно такие сроки окончания работ по перечисленным станциям и участкам. Более ранние сроки указывались в другом документе, который сейчас меняют.

Равным образом — что можно было заметить уже тогда — в «пообъектном распределении» указывались не только сроки. Но и деньги, необходимые на строительство. И внимательное изучение показывало,

что при всех значительных суммах, заложенных в бюджет на строительство метро (упомянутые 217 миллиардов рублей в 2026–28-м годах), для выполнения программы строительства на весь очерченный период — до 2035 года — требуются в несколько раз большие суммы. А на ближайшие три года по этой программе запланирована лишь малая часть из необходимого.

Фото: Петр Ковалев / ТАСС

Фото: Петр Ковалев / ТАСС

На строительство линии от «Улицы Савушкина» до «Зоопарка» к 2030 году нужно 128 миллиардов рублей. 14 миллиардов уже выделено. В 2026–28-м годах — если посмотреть на проект бюджета — выделят еще 77 миллиардов. Что же, выделить оставшиеся — 37 миллиардов за 2029–30 годы вполне посильно для бюджета города.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Идем дальше.

Строительство метро в Кудрово (от существующей станции «Улица Дыбенко») к 2035 году требует 32 миллиардов рублей. В 2026–28-м годах на эти цели средств практически не выделяется, все финансирование отнесено за пределы этого «планового периода». Но и здесь, пожалуй, найти 32 миллиарда в 2029–35-м годах вполне реально.

Строительство метро от «Комендантского проспекта» до «Шуваловского проспекта» к 2034 году требует 120 миллиардов рублей. Но в 2026–28-м годах на эти цели запланировано лишь чуть более миллиарда. 119 миллиардов предстоит найти в следующие пять лет, и это уже серьезнее.

От «Путиловской» до «Каретной» строительство оценивается в 128 миллиардов рублей и должно быть закончено в 2030 году. В 2026–28-м годах планируется выделить 54 миллиарда. Еще 74 миллиарда предстоит найти в два оставшихся после этого года.

Строительство от «Горного института» до «Морского фасада» оценивается в 52 миллиарда рублей и должно быть закончено к 2032 году. В бюджете на 2026–28 годы на эти цели средств практически не заложено. То есть все деньги предстоит найти в 2029–32-м годах.

Наконец, строительство метро от станции «Проспект ветеранов» до «Пулкова», то есть в аэропорт, что абсолютно необходимо и давно назрело, — оценивается в 180 миллиардов рублей. Закончить его планируется только в 2035 году. В бюджете на 2026–28 годы на эти цели денег не заложено, значит, все придется выделять в 2029–35-м годах.

Но это еще не все: в «пообъектном распределении» указаны и те участки, по которым сейчас никакого изменения сроков не заявлено.

Например, строительство метро на Юго-Западе — от «Казаковской» до «Сосновой поляны». Стоимость — 234 миллиарда рублей, в бюджете на 2026–28 годы на эти цели средств практически не выделено. Срок окончания — 2034 год, значит, все деньги будет нужно искать в 2029–34-м годах.

Строительство метро от «Шуваловского проспекта» до «Коломяжской» к 2032 году требует 124 миллиардов рублей. В бюджете на 2026–28 годы на эти цели предусмотрено 1,5 миллиарда рублей. Остальное придется искать в 2029–32-м годах.

Наконец, к 2035 году планируют построить еще электродепо «Правобережное» за 42 миллиарда рублей. В бюджете на 2026–28 годы на это денег не предусмотрено. Все оставлено «на потом».

Фото: TASS

Фото: TASS

Теперь посчитаем, сколько же всего оставлено «на потом».

Получится, что в 2029–30-м годах надо будет найти на строительство 111 миллиардов рублей. В следующие два года — до 2032 года — нужно будет найти еще 176 миллиардов. И в 2033–35-м годах необходимы будут еще 607 миллиардов рублей.

При всех оптимистических заявлениях Смольного о росте расходов на метро на 20% ежегодно в ситуации, когда большая часть финансирования откладывается за пределы планового периода, обещания по строительству девяти станций к 2030 году выглядит не очень реалистичными.

При обсуждении этих планов в городском парламенте от администрации второй год подряд слышат про надежды на федеральное «софинансирование». Весной этого года Смольный просил президента выделить на «метростроение» 500 миллиардов рублей из федерального бюджета.

В ответ городу вроде бы предложили долгосрочный (и недорогой) банковский кредит. Но кредит, в отличие от «софинансирования», надо будет отдавать. И точной информации — дадут ли, и возьмут ли — пока нет. Значит, пока нет и никаких гарантий, что все запланированное будет построено в обещанные сроки…

Зато «Газпром» продолжает настаивать на возведении в Петербурге двух новых небоскребов — высотой 555 и 703 метра. Для чего в Генплане и правилах землепользования и застройки уже предусмотрены не имеющие в России аналогов зоны высотного строительства, где нельзя строить ниже (!) 300 метров.

По имеющимся оценкам, стоимость этих башен может составить как раз те 500 миллиардов рублей, которые город просит на метро.

Владимир Максимов

Читайте также

Самая дорогая яма. Возрождение

Самая дорогая яма. Возрождение

Земельные участки продолжают изымать под строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Петербург — Москва»

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow