Объединенный студсовет Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) — один из немногих независимых органов студенческого самоуправления, оставшихся в стране, — попросили освободить все занимаемые помещения и снести все соцсети. Ректорат не скрывает, что «реформировать» его собираются на манер студсовета московской ВШЭ. И, как в случае с Высшей школой экономики, в деле замешано «Движение первых». К слову, в «Вышке» процесс шел под чутким руководством бывшего проректора ДВФУ Дмитрия Земцова.
Вся эта дальневосточная история происходит аккурат перед выборами в ОСС, намеченными на 20 ноября, со ссылкой на необходимость «актуализации и приведения в соответствие с федеральным законодательством внутренних нормативных документов университета». Это не первая попытка ректората подмять под себя набивший оскомину студсовет. Если в прошлом году действовать пытались путем подкупа и даже отменяли выборы, на которых победили неугодные кандидаты (на повторных выборах победили они же), то сейчас пошли юридическим путем. В вузе, правда, говорят, что ничего страшного не происходит, а ОСС просто собираются реформировать.
Чем так плох нынешний студсовет?
Строго говоря, распускаемый студсовет не плох, а очень даже хорош. Загвоздка лишь в том, что в нем собрались, в том числе, студенты и магистранты, которые позволяют себе не во всем соглашаться с руководством, и вместо того, чтобы собирать матпомощь для «новых территорий», поднимают вопросы, актуальные именно для вуза. В том числе и те, о которых умалчивает администрация.
Например, представители ОСС не раз публично говорили о том, что нельзя допускать неконтролируемый рост обучающихся, если вуз не может обеспечить их потребности. В частности, речь о дефиците мест в общежитиях. Городские общаги ужасны, но и там получить койку — счастье. Чтобы заселиться в кампус, надо иметь рейтинг академической успеваемости 4,9–5.0. Остальные (не имеющие) — в пролете. В начале этого учебного года дефицит составил 3951 место.
Университетские объяснения ситуации выглядят жалко, многие вынуждены платить по 20–30 тысяч за аренду жилья в городе. Кто не тянет — отчисляется.
В этой связи очень занятно наблюдать, как в комментариях в соцсетях студентам, которые пишут о нехватке денег на аренду жилья, тот же проректор ДВФУ Кайданович предлагает подать документы на матпомощь. Потому что она небольшая и единовременная, а платить надо много и каждый месяц.
Студсовет, например, обращал внимание и на нарушение внутренних нормативов при выборе получателей внутривузовских стипендий. И вопросы с транспортом поднимал — с материковой части Владивостока на остров Русский, где располагаются учебные корпуса ДВФУ, приходится добираться в переполненных автобусах. Кстати, и преподавателям тоже. И спасибо, если эти автобусы есть, — по субботам, например, они ходят очень редко, а такси стоит 700–1000 рублей.
— Прежде всего, ОСС работает с обращениями студентов. Каждый день напрямую и дистанционно к нам обращаются студенты за помощью — консультативной или непосредственно правовой. Кого-то отчисляют, кто-то не смог сдать академическую задолженность, у кого-то нарушения условий проживания. Ситуаций очень много, и со всеми мы разбираемся. ОСС представляет студентов в многочисленных комиссиях внутри вуза, и в каждой из них мы отстаиваем интересы учащихся, стараемся достичь наилучшей для них ситуации, — рассказывает юрист-магистрант, бывший председатель, сейчас зампред ОСС Герман Востоков. — Кроме того, не стоит думать, что мы находимся в конфликте со всем ректоратом — это не так. Мы регулярно и качественно работаем с проректором по учебной работе (благодаря нам студенты сами определяют календарный учебный график, выбирая дни отдыха, проводим профилактическую работу с обучающимися), проректором по управлению кампусом.

Фото: Юрий Смитюк / ТАСС
Правда, часть ректората считает, что ОСС с ним как раз-таки в конфликте: «Отстаивать интересы учащихся» — зачем это, где это видано?!
— Для ДВФУ крайне важен положительный имидж, это одна из основных задач деятельности и всего ректората, и проректора по молодежной политике, в частности. В прошлом году коллеги пытались продвинуть своих кандидатов на выборах [ОСС], но не удалось, даже с учетом розыгрыша сертификатов на хинкали, покупки в магазинах и обучение в автошколе, — напоминает Востоков. — В этом году, как понимаю, коллеги вдохновились опытом НИУ ВШЭ и решили распустить советы втупую.
Позиция вуза
В официальных и личных каналах, связанных с вузом и студсоветом, их функционерами и руководителями, война развернулась нешуточная. Началась она с того, что 10 ноября поздним вечером проректор по молодежной политике ДВФУ Александр Кайданович в личном телеграме опубликовал пост о том, что существующее Положение о студенческом самоуправлении утрачивает силу, поскольку «существующая система студенческого самоуправления в университете не соответствует требованиям существующего законодательства и общественным реалиям». Кайданович ссылается на обращения от неназванных «коллег», «неравнодушных студентов» и — что показательно — от провластного «Движения первых». Якобы администрацию вуза просили «актуализировать внутренние нормативные документы».
В комментариях у проректора Кайдановича — ад. Пишут и разъяренные студенты, и сотрудники, и провластные учащиеся. До откровенного хамства не опускаются, но искры летят.
А лоялисты-активисты рассказывают тем, кто припоминает ректорату проблемы с общежитиями, что вообще-то никто никому ничего не должен и можно поискать другой вуз.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Публичная позиция ДВФУ в том, что проректор по молодежной политике университета Кайданович организовал реконструкцию системы студенческого самоуправления (а вовсе не избавляется от неугодных). Дело в том, что в адрес ректора вуза Бориса Коробца пришло письмо от главы регионального отделения «Движения первых» Анны Кашицыной. Она указывала, что «действующие в ДВФУ внутренние нормативные документы, регламентирующие порядок формирования, структуру и работу органов студенческого самоуправления ДВФУ, не соответствуют Федеральному закону Nº 261-Ф3 от 14.07.2022 г.». Кашицына ссылается на ту статью, которая называется «Первичные отделения Движения», и ту часть, которая гласит, что в студсоветы должны входить «представители, выбранные первичными отделениями Движения».
Но вот беда — в ДВФУ нет «первички» провластного «Движения первых». Так что кого, кто и куда выбирать должен, решительно непонятно.
Другой вопрос, надо было поправить Положение. По словам проректора Кайдановича, он об этом ОСС предупреждал еще год назад. А вот в студсовете говорят, что в течение года вносили в Положение изменения, однако «по поводу пункта 5.8 — требований о включении данного пункта в положение не поступало. За весь период вуз ни разу не обращался к нам с вопросами или замечаниями относительно выявленных несоответствий в положении».

ДВФУ. Фото: www.dvfu.ru
«В связи с тем, что представители действующего состава ОСС не последовали рекомендации проректора по молодежной политике А.Ю. Кайдановича и запустили процесс формирования нового созыва ОСС по устаревшим документам, которые противоречат Федеральному закону […], принято решение действующее Положение о студенческом самоуправлении ДВФУ […] отменить приказом проректора по молодежной политике ДВФУ А.Ю. Кайдановича», — сообщили в ДВФУ.
Новое положение, как говорят в вузе, будет утверждать Ученый совет ДВФУ — и вот тут-то университет вворачивает интересную фразу: «что обусловлено положительным опытом проведенной реорганизации ОСС в НИУ «Высшая школа экономики».
В данный момент, несмотря на спорный статус ОСС, студенческие советы школ и институтов продолжают работать в штатном режиме, поскольку, подчеркивает проректор Александр Кайданович, они являются самостоятельными органами.
Симулякр общественного самоуправления
В университете планируют до конца ноября «создать рабочую группу», которая сформирует новый студсовет. В него войдут «руководители студенческих организаций ДВФУ (максимум 25 человек), представитель Российского движения детей и молодежи (по представлению «Движения первых» в Приморском крае), представитель совета старост ДВФУ (будет сформирован до конца ноября 2025 года из представителей старост каждой школы (института), которые войдут в совет по согласованию с директором учебного структурного подразделения)».
Тут не очень понятно, почему представлять кандидата в студсовет ДВФУ от «Движения первых» будет реготделение? В Федеральном законе об этом ничего нет. Впрочем, создать его — раз плюнуть.
Студенты-активисты даже пришли к проректору, чтобы задать вопросы. Александр Кайданович и, правда, не раз подчеркивал, что он открыт для общения. Кстати, нынче не сразу, но пришел.
Из ответов стало понятно, что теперь основным органом, представляющим интересы студентов, будет совет старост, которых якобы избирают сами учебные группы. По факту, конечно, во многих, если не в большинстве, школ это не так.
— Совет старост включает в себя более чем наполовину (а всего в органе 24 человека) первокурсников — людей, которые в вузе провели без малого два месяца. О каком самоуправлении в такой ситуации может идти речь? — задает риторический вопрос Герман Востоков.
Старосты, кстати, подконтрольны администрации школ.

Студенты и преподаватели ДВФУ. Фото: www.dvfu.ru
«Держимся на студентах»
Объединенный студсовет обратился к ректору ДВФУ Борису Коробцу, который от конфликта мудро дистанцировался. Активисты просят вмешаться в кризис, помочь им получить приказ проректора на руки (у них на момент написания текста приказа не было) и признать его недействительным, потому что он, как считают в ОСС, нарушает «федеральный закон, принципы студенческого самоуправления и волю студентов ДВФУ».
В самом ОСС напоминают, что положение о студенческом самоуправлении может вносить только конференция обучающихся в ДВФУ с утверждением ректором университета. И более того — Минобрнауки подчеркивает, что студсоветы «формируются и действуют по инициативе обучающихся».
Помещение студсовет освободил, но работать продолжает. Соцсети не отдаст — ребята называют это превышением полномочий со стороны проректора.
— Согласно ч. 6 ст. 26 Закона об образовании, студенческие советы создаются по инициативе обучающихся — и только обучающимся на предстоящих выборах решать, действовать нам или нет, — говорит Герман Востоков. — Любые органы самоуправления держатся на студентах. Объединенный совет студентов ДВФУ в своей богатой истории всегда на них и опирался, был создан и поддерживался по их инициативе — чему доказательством и широкая общественная поддержка студентов, встреченная нами сейчас, и ежегодное участие студентов на выборах. Независимо от позиции отдельного проректора, ОСС будет действовать во благо студентов, и это лишь вопрос времени, когда проректор по молодежной политике признает фактическое положение дел.
Владивосток
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
