Уже какое-то время, централизованно, упоминания госмессенджера MAX перестали появляться в отчетах полиции об ограблении россиян мошенниками по телефону.
Вместо этого в полицейских сводках стали писать витиевато: преступление совершили посредством звонков по «одному из новых мессенджеров». Практика еще не повсеместная, но тенденция очевидна.
Одной из первых на новый тренд обратила внимание Александра Архипова*, исследовательница фольклора и новояза. Ее наблюдения подтвердили журналисты «Агентства»*, изучившие сообщения региональных СМИ из нескольких российских регионов, все они были написаны по материалам пресс-релизов полиции.
Установку госмессенджера MAX российские власти продвигают очень настойчиво: он становится безальтернативным средством общения в бюджетных учреждениях, в домовых чатах, способом подтверждения своего профиля для получения госуслуг.
Представители власти доходили до того, что жизненно важную информацию — например, оповещение о налетах дронов — собирались публиковать только через MAX, как сделал один из глав регионов.
При этом двумя главными преимуществами MAX заявлялись как раз его стабильная связь (не подверженная блокировкам), а также защищенность от мошенников (возможность российских силовиков идентифицировать любого пользователя).
Мессенджеры Telegram и WhatsApp** всегда упоминаются в сводках, в том случае, если мошенники обманули россиян именно в них, следует из наблюдений журналистов.
* Минюст включил в реестр иноагентов.
** Принадлежит компании META, деятельность которой в РФ признана экстремистской и запрещена.