Нет денег — нет яиц
Во Владивостоке цены продолжают расти, хоть и не так сильно, как летом. Дальневосточное ГУ Банка России сообщило, что «продукты в сентябре подорожали, но меньше, чем в августе. В связи с ростом издержек производителей стали существенно дороже яйца, повысились цены в сфере общественного питания. При этом четвертый месяц подряд в крае снижались цены на сахар. Выросло его предложение на российском оптовом рынке, снизились мировые цены».
По информации от Приморскстата, «продукты питания в сентябре текущего года подорожали чуть меньше аналогичного периода прошлого года — на 0,6% против 0,7%». Годовая инфляция в Приморье по состоянию на сентябрь составила 8,27%, на продовольственные товары — 10,42%, на непродовольственные — 2,28%, на услуги — 13,24%. Данные на октябрь станут известны в конце ноября.
— Да, правда, рост цен на услуги очень хорошо заметен, например, по маникюру, — рассуждает наша собеседница Валентина (35 лет, сотрудница коммерческой компании). — Такое ощущение, что салоны поднимают стоимость работы раз в два месяца. По чуть-чуть, на 100 рублей, но зарплату мне на эти 100 рублей, к сожалению, никто не поднимает. Тот же спортзал поднял цены на абонементы — в прошлом году было на несколько тысяч рублей дешевле. Там политика непрозрачная, скидки для каждого свои, и стоимость зависит чуть ли не от дуновения ветра. Но я вижу и понимаю, как фитнес-клубы урезают свои траты и поднимают стоимость сопутствующих услуг в желании сэкономить, чтобы не сильно поднимать цены на абонементы. То салфетки в туалетах заменят на аппараты для сушки рук, то аренда полотенца станет дороже…
По традиции сверяем цены на ряд одних и тех продуктов в популярной в Приморье сети супермаркетов. Берем данные за конец января, март, май, сентябрь и 13 октября. Это актуально еще и потому, что, например, во Владивостоке снесли один из самых популярных недорогих рынков, на Спортивной, а Бастрыкин лично дает поручения разобраться с мигрантами, торгующими капустой-морковкой вдоль дороги.
- Полулитровая бутылка 2,5%-ного молока «ГринАгро» (местный производитель) в конце сентября стоила 100 рублей. В конце января — 84 рубля, в марте — 89 рублей, в мае — 92 рубля. Сейчас цены разные: в пластиковой бутылке — 103 рубля, в картоне — 97.
- Литр 1%-ного кефира той же марки в марте и мае стоил 150 рублей, в сентябре — 160 рублей, сейчас — 168 рублей. Литровая бутылка 2,5%-ного биокефира в январе стоила 155 рублей, в марте и мае — 171 рубль, в сентябре — 175 рублей, в ноябре — 184 рубля.
- Яйца в середине года дешевели. В январе и марте десяток яиц первого сорта от Уссурийской птицефабрики стоил 131 и 147 рублей соответственно, в мае — уже 124 рубля, в сентябре — 105 рублей. Приморскстат объяснял это тем, что предложение этого продукта по всей стране увеличилось. Но яичным чудесам, увы, пришел конец. И к 13 ноября цена вновь поднялась — до 123 рублей за десяток.
- Творог 9%-ный «Серышевский» (500 г) в январе можно было купить за 339 рублей, в марте и мае его стали продавать по 367 рублей, с сентября по текущий момент — по 370 рублей.
- Сметана 15%-ная «Экомилк» (300 г) в январе стоила 140 рублей, в марте и мае — 146 рублей, с сентября — 145 рублей.
- Сливочное масло «Экомилк» (82,5%, 180 г), стремительно дорожало с января по май — с 309 до 360 рублей за пачку. С тех пор столько и стоит.
- Куриная грудка от «Амурского бройлера» с 627 рублей за килограмм в мае подросла в цене до 630 рублей в сентябре, в ноябре стоит столько же. Это заморозка, а охлажденная обойдется в 680 рублей за кило. Грудка замороженная от компании «Приосколье» сперва сильно подешевела (с 528 рублей в январе и мае до 396 в сентябре), а сейчас стоит 605 рублей за килограмм.
- Рис «Макфа» длиннозерный шлифованный (800 г) в конце января стоил в районе 200 рублей, в марте и мае — 207 рублей. С сентября — 205 рублей.
- Макароны «Макфы» (витки, ракушки, спирали, гребешки, перья) в январе стоили 75 рублей за 400 г, с марта — 83 рубля, в сентябре и до сегодняшнего дня — 85 рублей.
- Подсолнечное масло «Злато», напомним, со 130 рублей за литр в октябре сильно подорожало — аж до 164 рублей в январе и 190 рублей в марте. А в сентябре глядь — оно тоже 190 рублей. И сейчас столько же. Только с сентября уже бутылка стала не литровая, а 920-граммовая.
- Туалетная бумага «Zewa Плюс Сирень» двухслойная (8 рулонов) подорожала с 333 рублей в марте и мае до 335 рублей в сентябре, столько же оная стоит и сейчас.
- Зубная паста Biomed Gum Health «Здоровье десен комплексная» (100 г) с марта по сентябрь стоила 210 рублей. Сейчас — 227 рублей.
- Печенье BelVita «Утреннее витаминизированное со злаковыми хлопьями» (225 г) в марте стоило 180 рублей за пачку, в мае подорожало до 189 рублей и быстро вернулось к своей первоначальной цене. Но сегодня его продают уже по 194 рубля.
- Вафли «Яшкино» шоколадные (300-граммовая пачка) в марте стоили 138 рублей, в мае — 141 рубль, с сентября — 150 рублей.
Постоянные читатели помнят, что по традиции мы поглядываем на цены за соду. Она, кажется, с советских времен не меняет дизайн упаковки и являет собой оплот стабильности. Оказывается, и у нее есть свои центовые колебания — в январе полукилограммовая пачка стоила 52 рубля, в марте — 55 рублей, в мае — вновь 52 рубля, в сентябре — аж 57 рублей. В ноябре — чуть дешевле, 56 рублей. Есть все-таки какая-то стабильность в мире. Хотя и шаткая…
Валерия Федоренко, соб. корр. «Новой»

Фото: Дмитрий Рогулин / ТАСС
Суровая «дольче вита»
Последний раз в сети «Красный яр» я засекал цены чуть более месяца назад. Мало что изменилось. Продолжают расти цены на кофе, шоколад и алкоголь. После сезонного падения идут на взлет цены на овощи и фрукты. Цена на картофель, в течение года поднимавшаяся до 100–120 рублей за килограмм, а затем опускавшаяся до 20, начала обратный рост, сейчас кило картошки стоит 30 рублей. Цены указываю с учетом всех акций и скидок. Местный картофель в несетевых магазинах — 40–50 рублей. Красный сладкий перец в январе стоил 430 за килограмм, в апреле — 305, летом и осенью появлялся редко, теперь снова он тут, и снова цена на него пошла вверх — 320 рублей кило. Апельсины в конце сентября продавались по 160 рублей, сейчас их можно купить по 200 рублей, цена на яблоки «Гала» за тот же период выросла со 140 до 170 рублей.
Цены на сыр и масло без изменений. Как и на все виды мяса, включая кур. Не нашел только говяжьей вырезки, она в последние месяцы редкость. Если появлялась, то по 1669 рублей за килограмм (в местной сети «Мясо&Молоко»). Причем при запекании (при жарке это менее заметно) воды из мяса вытекает едва ли не больше, чем остается собственно мяса. Прежде такое тоже бывало, но не в таких объемах.
Подешевели: молоко (0,93 л, 3,2%) — со 115 до 110 рублей, оливки (300 г) — с 200 до 190. Форель слабосоленая подорожала, но незначительно — с 580 до 600 рублей (200 г).
Цена на яйца, падавшая на порядок (с 200–250 за десяток, в зависимости от категории и птицефабрики, до 17–25), опять растет. Разброс цен большой. Можно найти десяток за 60 рублей, а хочешь — покупай за 130.
Крупный ретейлер X5 Group в этом году закрыл сделку (открытую в 2022-м) по поглощению 611 супермаркетов красноярской сети «Красный яр» и иркутской «Слаты», массовых в Средней и Восточной Сибири. Для поддержания лояльности местных покупателей прежние бренды сохранены.
На ценах и ассортименте смена собственников сколько-нибудь значимо не сказалась, разве что теперь товары иссякают к позднему вечеру и утром также многого не найти — но, возможно, это сегодняшняя специфика лишь трех-четырех центральных магазинов «Красного яра», куда я захожу. Если раньше всегда можно было купить всё, теперь не так. Это еще не товарный дефицит (днем, скорее всего, найдешь, что нужно, — не здесь, так в другом месте), но уже и не прежнее изобилие.
Кто опустошает полки? Не верь глазам своим: госагентство РИА Новости публикует исследование: «68% россиян в последние 12 месяцев стали экономить на повседневных расходах». И там же: «Более половины опрошенных отметили, что стали реже посещать кафе и рестораны, 28% отказались от привычки пить кофе вне дома». А в Красноярске рестораны — битком, даже в будни, и открываются все новые. Едут красноярцы и в Москву, там открывают кондитерские и рестораны (один из них недавно съехал с Патриарших прудов, но ничего, недалеко, переоткрылся). И москвичи в Красноярске заведения открывают. Земля парадоксов.
При этом если в сегменте, где люди покупают продукты в самых непритязательных магазинах и готовят еду себе сами, все больше рулит Москва и гигантские сети, то в высокой кухне тенденции другие. Вчерашние школьники, насмотревшиеся «Битвы шефов» или что там еще про еду, как и уже состоявшиеся повара теперь из Москвы едут учиться в Красноярск.
В Институте гастрономии Сибирского федерального университета — единственный в России кампус высшей школы от Института Поля Бокюза. В прошлом году из-за разногласий с сыном Поля Бокюза относительно интеллектуальной собственности (точнее, стоимости использования имени) произошло переименование — и только. По-прежнему высшего образования для шеф-поваров по программе Institut Paul Bocuse (по его технологическим картам), больше нигде в России, кроме Красноярска, нет. И город — благодаря и этому, и своим ресторанам — позиционирует себя как гастрономическая столица России. Местные власти рады. Хотя это не про них и их заслуги, а про частный бизнес и несколько мощных ресторанных групп. В любом случае, это лучше, чем прежний имидж города вечного смога (смог и выбросы канцерогенов никуда не делись) и быковских бандосов. В Красноярске хорош и общепит для самых широких слоев.
Но вся индустрия еды выглядит в Красноярске еще парадоксальней, если учитывать фон: новые рестораны и кафе открываются, например, в продолжающих закрываться отделениях Сбербанка. Тот вроде небедный, но все экономит, ужимается, закрывает филиалы и отделения, как Почта России. В историческом центре Красноярска, на Стрелке и прилегающих кварталах, за последнее время закрылись два отделения и практически все сберовские банкоматы. Ближайшие — у мэрии, и там к банкомату всегда приличная очередь. Зато весь проспект Мира (бывший Сталина) — в кондитерских. С местной спецификой, суровая такая «дольче вита».
Алексей Тарасов, обозреватель «Новой»

Фото: Виталий Невар / ТАСС
Цены выросли по самые помидоры
После короткого периода снижения цен на продовольственные товары в конце лета — начале сентября 2025 года (главным образом — за счет подешевевших овощей) в Петербурге цены пять растут.
Если в июле-августе дорожали огурцы, то теперь в лидеры вырвались помидоры и бананы. По данным Петростата, к концу сентября томаты подорожали аж на 21%! И теперь в магазинах сложно найти помидоры доступней, чем по 250 рублей за килограмм, разве что на самом дешевом Петербургском рынке — Сенном — их еще можно купить по ценам от 100 до 150 рублей за кило (правда, без особых гарантий качества). Не уступают томатам и бананы: с конца августа они стабильно дорожают, в сентябре их стоимость увеличилась на 9% по сравнению с началом лета (а всего за год цена на бананы выросла на 13%).
Все это особенно заметно на фоне общего тренда начала осени — к сентябрю плодоовощная продукция в городе на Неве подешевела на 4,06%. Лидерами снижения стали капуста, морковь, лук — в сентябре цены на них снизились на 0,22%. В целом овощи, включая картофель, подешевели в Петербурге на 4%.
Общий уровень инфляции в Северной столице, по подсчетам аналитиков (по сравнению с декабрем 2024 года), достиг 4,31%. Но этот прирост вызван главным образом подорожанием услуг (их стоимость увеличилась на 10,2%), продукты в целом прибавили в цене лишь на 1,72%. Теперь минимальная продуктовая корзина на одного человека в Петербурге обойдется в 8,6 тыс. рублей в месяц.
Особенно заметен рост цен на масло. Почти на 30 % повысилась стоимость сливочного: в Петербурге и Ленобласти цена стандартной пачки сливочного масла (180 г) за третий квартал 2025 года увеличилась на 27%. Средняя стоимость такой пачки — 210 рублей (188 рублей за этот же период прошлого года). При этом спрос на сливочное масло постоянно уменьшается, по сравнению с летними месяцами он упал почти на 22 %. Продолжает заметно дорожать и подсолнечное масло — по сравнению с прошлым годом прирост составил 30%, и сейчас литровая бутылка растительного масла в Петербурге в среднем стоит 231 рубль (в прошлом году — около 170 рублей). И вероятно, как следствие этого к началу ноября в Питере подорожала самая популярная уличная еда, своеобразный питерский бренд — шаверма. Теперь самая дешевая шаверма на улице или в кафе стоит не меньше 377 рублей за порцию (год назад стоила около 300 рублей).
Тихо, небольшими шажками поднимаются цены на сахар-песок (стоимость килограмма выросла на 2%), крупы и бобовые за месяц тоже подорожали на 2%.
Сохраняются цены на мясо, но продолжают дорожать колбасы, рыба, творог и хлеб. Зато стабильно невысокими ценами радуют петербуржцев куриные яйца, стоимость которых из-за перепроизводства к началу осени снизилась более чем на 30 % (притом что спрос на них продолжает расти). Сейчас в магазинах города средняя цена десятка яиц колеблется от 70 до 110 рублей (в прошлом году — 162 рубля). Снизилась и держится на сравнительно невысоком уровне цена на индейку и курицу при стабильном росте спроса на мясо птицы. В среднем в третьем квартале текущего года индейку можно было купить по 330–340 рублей за килограмм (в прошлом году она стоила 440 руб./кг), а курицу — по 168 рублей (в прошлом году была по 187 рублей). Сохранятся ли эти тенденции до конца года и что ждет петербуржцев в новом году, остается только гадать.
Наталья Шкуренок, соб. корр. «Новой»
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

