В Белом доме впервые прошел саммит США и пяти среднеазиатских государств — бывших советских республик, ныне членов СНГ — Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана.
На встрече «С5+1» Дональд Трамп предложил странам, традиционно ориентирующимся на Россию, а в последние десятилетия — и на Китай, «американскую альтернативу» в виде крупных контрактов по разработке месторождений редкоземельных металлов и минералов, торговые соглашения по поставке самолетов Boeing 787 Dreamliner, локомотивов Wabtec, чипов искусственного интеллекта, сельхозтехники и т.д.
Американская пресса была полностью поглощена двумя текущими темами: самым длительным в истории шатдауном — приостановкой работы правительства из-за недофинансирования (он завершился только в среду вечером, после 43 дней, когда госслужащие жили без зарплаты, в лучшем случае — с талонами на питание) и попытками Демпартии добиться публикации «архива Эпштейна», чтобы найти в них компромат на Трампа. Саммит комментировали в основном эксперты. Они оценили итоги очень высоко.
«Посланник небес»
В Белом доме (в присутствии вице-президента Вэнса и госсекретаря Рубио) Трамп заявил о приверженности укреплению отношений США с Центральной Азией «как никогда ранее», в то время как президенты Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана приветствовали «новую эру отношений» с Америкой.
«К сожалению, предыдущие американские президенты полностью игнорировали этот регион, — сказал Трамп. — Я понимаю важность этого региона, но многие об этом не знают». Простейший фактчекинг показывает, что президент в очередной раз тянет одеяло на себя. 10 лет назад нынешний формат «C5 +1» был создан администрацией Обамы по инициативе госсекретаря Керри. А первый саммит президентов провел Джозеф Байден в сентябре 2023 года на полях Генассамблеи ООН.

Встреча Дональда Трампа с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном. Фото: www.whitehouse.gov
Однако есть важное отличие. Байден стремился наладить бизнес-сотрудничество между частными компаниями и обещал помощь в развитии программ по защите прав человека. Как отмечают эксперты,
вместо формулы «B2B» (бизнес — бизнесу) Трамп предложил сотрудничество «G2G» (правительство — правительству), то есть сотрудничество властей (или «режимов» — зависит от оценок), а о правах человека вообще не говорили,
хотя правозащитные организации давно бьют тревогу по поводу ухудшения ситуации с гражданскими свободами в странах С5.
«Саммит проходит на фоне активизации усилий всех участвующих правительств по подавлению инакомыслия, деятельности СМИ и принятию репрессивных мер в отношении критиков внутри страны и за рубежом», — говорится в заявлении одной из правозащитных организаций (упомянуть которую мы не можем из-за цензурных запретов — прим.ред.), опубликованном накануне саммита. «Всех участвующих правительств» — то есть включая США. А в индексе «Свобода в мире» правозащитная организация Freedom House* поставила Туркменистан ниже Северной Кореи и Судана. Только что парламент Казахстана внес законопроект, предусматривающий наказание за «пропаганду ЛГБТ**». Как отмечает «Нью-Йорк таймс», документ является «зеркальным отражением» закона, принятого в России. Но, повторю, ни Трамп, ни Рубио, ни Вэнс перед гостями из СНГ о правах человека не распространялись.

Касым-Жомарт Токаев. Фото: www.whitehouse.gov
Такой подход президенты из Средней Азии оценили очень высоко, назвали его эффективным и прагматичным и, памятуя о личных особенностях хозяина Белого дома, не скупились на лесть. «Вы — великий лидер, государственный деятель, посланный небесами, чтобы вернуть здравый смысл и традиции, которые мы все разделяем и ценим», — сказал Трампу президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, а его коллега президент Шавкат Мирзиёев заявил: «В Узбекистане мы называем вас президентом мира». «Президент США вдохновляет меня на реализацию стратегии закона и порядка в Казахстане» — снова Токаев. Президент Казахстана объявил о присоединении его страны к Авраамским соглашениям — рамочному документу США для сотрудничества с Израилем и арабскими и мусульманскими странами.
Президенты Узбекистана и Казахстана пригласили Трампа посетить регион. Как подсчитало вашингтонское издание The Hill, Владимир Путин уже совершил туда 77 визитов, а Си Цзиньпин — 15. Ни один действующий американский президент не посещал ни одну из республик C5, и министерские визиты были редкими. Госсекретари Керри, Помпео и Блинкен посетили Центральную Азию лишь однажды. Дональд Рамсфелд был последним министром обороны, побывавшим там в 2006 году — почти 20 лет назад.
«Критически важные металлы»
Конкуренция с Китаем в разработке редкоземельных металлов стала триггером внешней политики нынешней администрации, где бизнес и геополитика соединились неразрывно. Ранее в этом году Трамп подписал с президентом Украины Владимиром Зеленским соглашение о поставках минералов. За ней последовала серия подобных сделок — с Австралией, Японией, Малайзией и Таиландом.
Как отмечает консервативное издание Washington Examiner, Центральная Азия может стать перспективным регионом для американской цепочки поставок редкоземельных металлов, поскольку, по данным геологической службы США, в регионе расположено более 28 активно разрабатываемых месторождений и почти 150 других разведанных участков. Найдены 17 элементов, используемых в сферах от строительства ветряных турбин до смартфонов и двигателей самолетов-истребителей, а также обширные месторождения урана (Казахстан), меди, золота (Узбекистан) и других стратегических минералов. В Туркменистане — газ.

Навеска редкоземельного металла лантана. Фото: Сергей Булкин /ТАСС
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
6 ноября администрация Трампа добавила 10 полезных ископаемых в список, который она считает «жизненно важным» для экономики и национальной безопасности США, включая медь для производства электромобилей, работы энергосетей и центров обработки данных и коксующийся уголь, используемый в сталелитейном производстве.
После встречи Трампа и Си Цзиньпина в конце октября Китай объявил о приостановке на год действия некоторых экспортных ограничений на редкоземельные элементы.
Вашингтон нашел в странах С5 новые возможности. Аналогично — для президентов из Средней Азии.
Как пишут здешние эксперты, «только ступив на порог Белого дома», они тем самым послали сигнал Пекину и Москве об альтернативе США в виде нового партнера и союзника.
В новом докладе вашингтонского Центра стратегических и международных исследований (CSIS) говорится, что «китайский и российский капитал доминируют в горнодобывающих, перерабатывающих и логистических сетях региона», и отмечается, что «структурные барьеры — неразвитость транспортных путей на Запад, хронический дефицит энергии — продолжают сдерживать инвестиции». Новые бизнес-сделки означают, что американский капитал сейчас готов конкурировать с китайским и российским. И это особенно заметно на фоне экономических трудностей, которые испытывает Москва и Пекин (на фоне то разгорающейся, то затухающей торговой войны с Америкой).
По итогам саммита Трамп в соцсетях объявил о «невероятном торгово-экономическом соглашении» с Узбекистаном, которое, по его словам, предусматривает инвестиции Ташкента почти в 35 млрд долларов в течение трех лет — и более 100 млрд за десятилетие — в ключевые секторы США, такие как авиация, критически важные минералы, сельское хозяйство и информационные технологии. Иными словами, о закупке американской техники.
Казахстан объявил о заключении соглашения с Соединенными Штатами по разработке одного из крупнейших в мире месторождений вольфрама. В рамках сделки американская компания Cove Kaz Capital Group получит 70% акций совместного предприятия вместе с казахстанской государственной горнодобывающей компанией. Стоимость сделки оценивается в 1,1 млрд долларов США. Экспортно-импортный банк США объявил о готовности вложить 900 млн долларов. Президент Токаев заявил, что лично одобрил сделку по вольфраму. Казахстан также объявил о более чем 30 соглашениях на сумму 17,2 млрд долларов, подписанных с американскими компаниями.
Сделки заключены при личном участии министра торговли Говарда Лютника, а госсекретарь Марко Рубио заявил, что у США и «азиатской пятерки» — «общие интересы».
Накануне саммита в Белом доме, 5 ноября, группа сенаторов из обеих партий внесла законопроект об отмене торговых ограничений Джексона — Вэника, принятых во времена холодной войны, которые также сдерживают инвестиции США в Центральную Азию. «Сегодня еще не поздно углубить наше сотрудничество и обеспечить этим странам возможность самостоятельно определять свою судьбу, поскольку нестабильная Россия и все более агрессивный Китай преследуют собственные национальные интересы по всему миру в ущерб своим соседям», — заявил один из авторов законопроекта, сенатор-республиканец Джим Риш (штат Айдахо), председатель Комитета по международным отношениям.
Что дальше? Поедет ли Трамп в Среднюю Азию и получит ли поддержку американский торговый, финансовый и предпринимательский десант? Люк Коффи, аналитик Института Хадсона, призывающий администрацию Трампа к более тесным связям с Центральной Азией, предложил программу из 11 пунктов. Отмечу один — подключение к нынешнему формату Азербайджана (С5+2). Как говорил Збигнев Бжезинский, Азербайджан — это «пробка в бутылке, содержащей богатства бассейна Каспийского моря и Центральной Азии».
В августе в Белом доме состоялось подписание мирного соглашение между Азербайджаном и Арменией. Это стало демонстрацией утраты Россией доминирующего влияния в регионе, где Кремль ранее пытался играть роль миротворца, констатируют американские СМИ. В обмен на отмену санкций белорусский лидер Лукашенко — ближайший союзник Путина освободил десятки политзаключенных по просьбе администрации Трампа. Теперь пятерка из Средней Азии. Как говорится, «совпадение? Не думаю». Вашингтон находит, а кто-то теряет.
Проблема в том, что Трамп в последнее время слышит многочисленные упреки своих сторонников из MAGA в том, что он увлекся внешней политикой и попытками завоевать Нобелевскую премию мира и не хочет признавать очевидные экономические проблемы страны, усугубленные борьбой вокруг принятия бюджета.
Недавний опрос CNN показал, что лишь 1% американцев считают внешнюю политику наиболее важной проблемой, 47% называют таковой экономику и стоимость жизни.
Нет никаких гарантий того, что Трамп перед лицом растущей критики внутри страны и приближения очередных выборов (промежуточные в Конгресс) будет последовательно развивать как внешнюю политику в целом, так и новый «среднеазиатский вектор» в частности. Поэтому эксперты, отмечая важные итоги саммита, считают, что будущее сотрудничество «не определено» и зависит от дальнейших шагов. Пока наиболее конкретно выглядят подписанные контракты. С другой стороны, очевидно, что Пекин и Москва не будут безучастно наблюдать за проникновением США в «их» зону интересов.
* Нежелательная организация, запрещенная в России.
** «Международное движение ЛГБТ» признано экстремистским и запрещено в РФ.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68


