И отчего бы не порадоваться цифрам, которые озвучивались компетентными людьми в течение всего года и к которым нас вроде как должны были уже приучить? Это по первости не только у людей скептического склада ума возникали некоторые сомнения в реальности приведенной вовлеченности почти трех пятых населения в возрасте от 3 до 79 лет в систематические занятия спортом, а сейчас первоначальное удивление и даже возмущение перешло в другую стадию — ну, если так хочется, то пусть говорят, нам не жалко. Когда в большом спорте особо хвастаться нечем, так как сравнивать достижения четвертый год (а в некоторых видах и куда больше) не с кем, удобнее выставлять на первый план успехи в массовом спорте — это беспроигрышный вариант, потому что здесь легко нарисовать любую картину без последствий для «художников».
Это не сегодня и не вчера придумано, это корнями уходит в эпоху столетней давности, когда традиционные советские спортивные ценности еще только зарождались. Лозунг «от массовости к мастерству» был придуман значительно позже, но слово «массовость» стояло на первом плане и в отчетах, и на плакатах. В реальности все было не совсем так или совсем не так, н
о важно было обозначить вектор, убедить народонаселение в том, что о здоровье его тела и бодрости его духа власть заботится ежедневно и неустанно.
А самым главным для инструкторов, преподавателей и тренеров было вовремя сдать отчет с нужными цифрами — проверить все равно не представлялось возможным, разве что выборочно. Да никому и не хотелось выводить вынужденных сочинителей на чистую воду — к чему портить себе и другим настроение? Плановые цифры всегда превосходили реальные возможности и степень увлеченности масс физкультурой и спортом, они были чем-то вроде путеводной звезды, все понимали их недостижимость, но идеологическую необходимость и обязательность прогресса никто под сомнение не ставил. Раз надо — так надо.
Это не значит, что совсем ничего не делалось, а естественная тяга к спортивным занятиям, которая в народе есть, не поддерживалась, и все достижения существовали только на бумаге. На фабриках и заводах планы партии в жизнь проводили штатные инструкторы физкультуры, спортивные секции — от пионерских до пенсионерских — были в подавляющем большинстве бесплатными, группы здоровья существовали в реальности, добровольные спортивные общества несли основную нагрузку по части приобщения населения к двигательной активности и свою роль худо-бедно выполняли. Инфраструктура, оборудование, инвентарь, медицинское обеспечение, логистика — с этим проблемы были всегда, особенно в малых городах и на селе, но к трудностям народ относился с пониманием, считая их естественными, и особо не роптал.

Рабочая поездка Владимира Путина в Самару на XIII Международный спортивный форум «Россия — спортивная держава». Фото: Дмитрий Азаров / Коммерсантъ
Все это, конечно, очень упрощенный срез, но могу заверить, что ныне модный тезис «в Советском Союзе занятиями физкультурой и спортом были охвачены все», мягко говоря, действительности не соответствовал. Стремление такое — да, было, могу привести цитату, относящуюся к началу 1980-х: «На современном этапе решается задача превращения массового физкультурного движения во всенародное, базирующееся на научно обоснованной системе физического воспитания, охватывающей все группы населения, начиная с детского возраста, чтобы физическая культура стала более активным средством воздействия общества на формирование облика советского человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Идеал как цель обеспечивает стабильное развитие общества на более или менее длительный промежуток времени, но постепенное осознание его недостижимости подтачивает систему изнутри, она элементарно устает, и в конце концов происходит обрушение.
На советских руинах спорт, и в том числе массовый спорт, еще какое-то время просуществовал, но требовалось выработать нечто новое, соответствующее совершенно другой общественно-политической формации, в которой мы с вами оказались в начале 90-х. Лет десять заниматься наладкой новой системы было некогда, а с началом нового века волей-неволей пришлось как-то приспосабливаться и заняться хотя бы идеологическим обеспечением.
Понятно, что первым делом вспомнили про советский опыт, в том числе про опыт «массового физкультурного движения» — при отсутствии прежних механизмов функционирования, но с незабытым выстраиванием правильных цифр.
На этом поприще за четверть века были достигнуты невиданные успехи, которые могли бы повергнуть в изумление даже прожженных советских аппаратчиков.
…Тому, как докладывать начальству про достижения, надо поучиться у нынешнего министра спорта и одновременно главы Олимпийского комитета России Михаила Дегтярева. Летом он отчитывался о делах в своей отрасли на самом верху и не просто ведь произнес ласкающий слух процент вовлеченных в занятия физкультурой и спортом россиян — надо же было как-то рассеять сомнения в подлинности цифры, а сомнения появлялись даже у Счетной палаты, на что та даже выдала особое заключение в декабре 2024 года. Дегтярев же доложил, что «поручение по 55% населения к 2024 году — перевыполнено», и «по последнему отчету доля систематически занимающихся спортом граждан выросла на 3,5 процента — уже до 60,3».

Фото: соцсети форума
Министр объяснил, что да, есть вопросы к статистике, «но наша рабочая гипотеза — что статистика в цифрах верна. Есть приписки в регионах, но мы не учитываем тех, кто занимается спортом самостоятельно». И, по мнению докладчика, если отнять «приписанных» и добавить не учтенных, «то на то и получится». Внедрение цифровизации позволит вовсе избежать инсинуаций, так что к 2030 году, согласно принятой в 2019 году программе «Стратегия развития физической культуры и спорта до 2030 года», число занимающихся достигнет 70 процентов. Уровень прироста в 3–4 процента был заложен еще в конце нулевых, что знаменовало возвращение планового хозяйства хотя бы в этой отрасли.
Главным было наметить цель и распределить примерный прирост занимающихся по годам — так с 2008-го, с жалких 15,9 стартового процента спортсменов-физкультурников, и пошла считать губерния. Вопросами, кого и как считать, не заморачивались, методика кардинально не менялась — «количество спортсменов и физкультурников считают в основном по данным федерального статистического наблюдения по форме № 1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте».
Основной массив дают детские сады, школы, высшие и средние учебные заведения, в которых в физкультурники зачисляют скопом, а неуклонный рост занимающихся обусловливается конкретными задачами, прописанными в очередной программе по развитию физкультуры и спорта.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
На моей памяти таких долгосрочных программ было несколько, и ни одна из них, естественно, не предполагала снижения показателей, особенно по части массовости.
Понятно, что должны были возникнуть трудности — российский спорт выходил из 90-х изрядно потрепанным, на каких-то участках удерживая позиции только за счет инерции и энтузиазма. Прежняя система была сломана, спортивные общества закрылись или переродились, исчезли тысячи спортивных школ и секций, профессия инструктора физкультуры вот-вот должна была исчезнуть, слово «бесплатно» уходило из обихода, и при этом рост занимающихся должен был быть обеспечен.
И — о чудо! — ни одного сбоя по части ежегодного стабильного увеличения численности умудрились не допустить. На это не влияли ни природные, ни политические катаклизмы, ни смена руководящих кадров, ни демографические проблемы, а эпидемия ковида с последующими за ней санкциями по международной линии не помешали рывку с 43 процентов в 2019-м до 60,3 в 2024-м.
История умалчивает, с помощью какого волшебного пинка произошел такой удивительный скачок. Не потому же только, что повышение уровня вовлеченности обеспечил федеральный проект «Спорт — норма жизни» как часть национального проекта «Демография», а амбициозные 70 процентов как целевой показатель в стратегии развития до 2030 года заставили всю отрасль работать на порядок эффективнее. Правда, есть интересные детали.
К примеру, Минспорт по ходу большого скачка однажды отчитался, что число систематически занимающихся физкультурой и спортом в возрастной категории 15–18 лет составляет 5,8 миллиона человек, но, по данным Росстата, в России на тот момент всего было 5,5 миллиона граждан этой возрастной категории.
А первый ковидный год с жесткими ограничениями по занятиям и соревнованиям дал едва ли не самый большой прирост числа занимающихся, и этим статистические курьезы не ограничиваются.
Под нужные цифры нужно было подвести необходимую базу хотя бы в плане корректировки нормативов двигательной активности (занятия спортом считаются систематическими, если гражданин соблюдает двигательный режим в количестве от 75–90 до 125 минут в неделю — в зависимости от возраста). Чем ниже норматив — тем больше спортсменов, которые в него вписываются, но необходимый рост показателей это не обеспечивает.
А вот с тем, что одного человека могут посчитать как спортсмена несколько раз, бороться не следовало не потому, что это слишком трудно, а потому, что каждая структура, от школы до секции при жилконторе, предоставляет свой списочный состав, который не может быть ниже установленной нормы — от этого зависит зарплата тренеров-преподавателей, и без того небольшая. Если школьник помимо «физры» еще и кружок шахмат посещает, и в бассейне плавает, то его трижды и учитывают. Иначе бы таких общих невероятных цифр и близко не было бы.

Фото: соцсети форума
Не случайно статистические данные, полученные в рамках альтернативных социологических опросов и исследований, дают другой процент «физкультспортсменов» — как минимум в два раза меньший, но эти цифры в концепцию стратегического развития не вписываются. Министр Михаил Дегтярев, очевидно, считает, что это вообще не дискуссионный вопрос, он продолжает гнуть правильную линию и заявлять, что оставшиеся до заветной цели 11 процентов «доберем вместе. Мы абсолютно уверены, что этот показатель будет достигнут — я думаю, что даже перевыполнен». Действительно, какие могут быть сомнения?
…Участников грандиозного «ключевого спортивно-делового события года» в Самаре, а их собралось больше пяти тысяч, убеждать в реальности показателей по массовому спорту не было необходимости. Согласно заявлению заместителя министра спорта Александра Никитина, «у нас в молодом возрасте 90 процентов вовлечения, в среднем — порядка 45, и лишь 25 процентов среди более старших возрастных групп» — последнее число намекает на то, где находится неисчерпаемый резерв для увеличения процента.
Но работа с пенсионерами — это не школьный урок физкультуры, на это нужны деньги, база, программы и кадры, которых для постоянной работы с такими возрастными категориями практически не готовят. Так что лучше и гораздо перспективнее заниматься с детьми, а здесь почти все хорошо. Прибывший с традиционным для спортивного форума визитом в Самару президент РФ донес до участников, что «сегодня доля детей, систематически занимающихся спортом, по отчетам уже выше 90%, точнее — 93,81% даже».
То, что спорт стал важной частью жизни более 80 миллионов россиян, звучит куда внушительнее, чем соответствующий этому числу процент. То есть для трех пятых населения страны в возрасте от 3 до 79 лет систематические занятия спортом — как бы уже норма жизни (нюанс даже от ВЦИОМа — согласно его исследованиям, эта часть опрошенных сограждан отмечает положительный эффект от спортивных занятий, но далеко не все занимаются систематически).
В проценте приобщенных к спорту граждан страны мы уже почти в два раза превзошли соответствующие показатели Китая, не говоря уже о Германии или Франции. Через четыре года под спортивные знамена встанут сто миллионов россиян — даже позднему Советскому Союзу такое не снилось.
Подобными темпами количество «систематически занимающихся» превысит общее количество активного населения уже в ближайшем будущем — у россиян есть цель, программа и инструменты для ее осуществления: «Мы все осознаем важность спорта как универсального инструмента развития физического, творческого, духовного потенциала человека и понимаем, что справиться со многими вызовами современного мира можно лишь вместе». Это цитата не из восьмидесятых годов прошлого столетия, это современное обоснование роли спорта, что самарский форум и зафиксировал.
Под лозунгом «Спорт во имя будущего: побеждаем вместе» много чего обсуждалось, не в последнюю очередь проблемы доступности и бесплатности спорта для молодого поколения. Про сданную в утиль вместе с эпохой советскую бесплатность говорят на каждом форуме «Россия — спортивная держава», начиная с первого, проведенного еще в 2009 году, — это такой обязательно-ностальгический элемент традиционного действа, ничего принципиально не меняющий. Потому что главное, как показывает жизнь, — умение правильно считать.
В Советском Союзе это тоже умели. Но до нынешних умельцев тем далеко.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68


