С момента, когда Азербайджан стал владеть Карабахом (с конца 2020 года частично, а с октября 2023-го — полностью), там активно стирается армянский след, независимо от времени его возникновения. Всё это происходит без оглядки на международное право. 7 декабря 2021 года Международный суд ООН вынес решение, обязывающее Азербайджан «принять все необходимые меры для предотвращения актов вандализма и осквернения, направленных против армянского культурного наследия, включая церкви и другие места отправления культа, памятники, достопримечательности, кладбища и артефакты». Позже, 10 марта 2022 года, Европарламент принял резолюцию, в тексте которой сказано, что уничтожение армянского культурного наследия в регионе является частью систематической политики армянофобии и исторического ревизионизма, продвигаемой властями Азербайджана. В резолюции также подчеркивается, что культурное наследие универсально как свидетельство истории, неотделимо от идентичности народов и должно быть защищено и сохранено международным сообществом для будущих поколений. Но в Азербайджане игнорируют подобные обязательные к исполнению постановления.
Обоснования для будущих действий по деармянизации Нагорного Карабаха в Азербайджане начали готовить еще в советское время. С начала 1960-х годов в АзССР разрабатывалась концепция, отвергающая историческое присутствие армян в регионе. В 1965 году вышла монография бакинского академика Зии Буниятова «Азербайджан в VII–IX веках», в которой автор оперировал фактором Кавказской Албании — античного царства, населенного 26 племенами и простиравшегося от реки Куры до Дербентского прохода, в то время как армяне населяли противоположную часть — от Куры до Аракса. В V веке н.э., на фоне укрепления сасанидского марзпанства «Албания-Аран» и включения в него двух северо-восточных провинций бывшего царства Великой Армении — Утика и Арцаха, хороним (топоним) Албания, или Агванк, был принят армянами этих двух провинций как название своей страны. Иными словами, Агванк — это административное название, распространившееся на край, где жили армяне.
Однако азербайджанская историография попросту «заменила» армян правобережья Куры на албанцев. По Буниятову, территория Нагорного Карабаха вместе с прилегающими к ней землями исконно принадлежала албанцам и вся созданная там культура армяноязычная, но не армянская, а азербайджанцы являются потомками албан и единственными наследниками албанской культуры.
С тех пор в Азербайджане началась последовательная фальсификация реальной истории региона, преследующая политические цели. Вдобавок пропагандируется следующий нарратив: армяне впервые появились в Карабахе в связи с тем, что их туда переселил русский царь в начале XIX века, когда регион вошел в состав Российской империи. То есть, согласно принятой в Азербайджане доктрине, ни в Карабахе, ни в прилегающих районах ничего исторически армянского нет и быть не может, посему власти АР на своей суверенной территории считают правомерным уничтожать либо переделывать любые объекты армянского наследия так, как они посчитают нужным. При этом в фальсификации истории азербайджанская сторона обвиняет самих армян.
* * *
В построенном по проекту Александра Таманяна Степанакерте — городе, основанном на месте исторического армянского села Вараракн (ныне Степанакерт переименован в Ханкенди), — за два последних года снесены не только здания на главной площади, но и несколько жилых кварталов с множеством частных и многоквартирных домов. С особым усердием ликвидировали исторический центр города — старинную часть улицы Туманяна и прилегающий квартал. На месте стертых с лица земли армянских домов ныне разбит сквер и простирается стройплощадка «парка победы» с огромной П-образной конструкцией — будущим монументом в честь событий 2023 года. Дома, построенные из туфа или облицованные этим «армянским камнем», также либо сносятся, либо меняют свой вид. Что уж говорить о памятниках и скульптурах, украшавших город, — практически ничего из этого не осталось. Снос этих памятников в Азербайджане аргументируют тем, что за три десятка лет существования непризнанной НКР (Республики Арцах) они были своевольно установлены армянами без согласия бакинских властей, то есть построены незаконно. При этом под снос попали и памятники, установленные в советское время. Хотя с точки зрения международного права нарушением является как раз то, что памятники уничтожаются независимо от того, когда они были установлены, — в данном случае факт непризнанности Арцаха совершенно роли не играет.

Улица Туманяна в Степанакерте, сентябрь 2020 года. Фото: Евгения Енгибарян

Бывшая ул. Туманяна в Степанакерте (теперь Ханкенди). Фото: из азербайджанских открытых источников, сентябрь 2025 года
Мониторинговые организации постоянно фиксируют факты разного рода разрушений. Кроме десятков гектаров «очищенной» селитебной территории, в Степанакерте демонтировано как минимум 25 статуй и бюстов. Этим летом СМИ России довольно бурно отреагировали на снос бюста великого русского мариниста армянского происхождения Ивана Айвазовского. Бюст был установлен в 2021 году в Степанакерте в рамках совместной акции с находящимся в то время в Арцахе российским миротворческим контингентом. Неясно, что стало с памятником академику Сахарову, который был установлен в 2022 году во дворе степанакертской школы № 8, носящей его имя. После того как Степанакерт перешел под контроль Азербайджана, родственники Андрея Дмитриевича пытались связаться с азербайджанской стороной, чтобы прояснить судьбу памятника, но ответа не получили. На фоне сноса практически всех памятников и бюстов, установленных в Степанакерте в разные годы, вряд ли до сих пор невредимо скульптурное произведение, на постаменте которого выбиты слова, сказанные Сахаровым на рубеже 1980–1990-х годов: «Мужайтесь, армяне, ваше дело правое».
Азербайджан перекраивает на свой лад не только городскую среду. В каждом населенном пункте Арцаха были мемориалы погибшим во Второй мировой и в Первой карабахской войнах, памятные родники — многого уже, судя по свидетельствам, не существует. Азербайджанские пользователи выкладывают в Сети многочисленные видео, где в разных населенных пунктах под ковшами экскаваторов исчезают дома армян.

Село Карин-так, 12.09.2020. Фото: Евгения Енгибарян

Село Карин-так до 2024 года и после. Теперь там построена мечеть. Скриншот Google map
С лица земли порой стираются даже некоторые села. Одно из них — старинное село Карин-так (в переводе с арм. «под камнем/скалой», ныне название изменено на азербайджанский аналог Дашалты), расположенное под Шушинским плато. Село было основано в начале XVIII века выходцами из исторического армянского княжества Дизак (Гадрутский район Арцаха).
На протяжении всей своей истории Карин-так имел исключительно армянское население и соответствующую национально-культурную среду. Сегодня на пространстве, где стояли дома 650 каринтакцев, стоит лишь новопостроенная большая мечеть, а чуть поодаль — оставленная властями Азербайджана армянская церковь 1847 года, хотя и называется она при этом албанской.
В этом вопросе азербайджанцы, к слову, вступают в некое противоречие с собственными историческими теориями. Например, занимавший пост министра культуры АР Анар Керимов в январе 2021 года заявил։ «Церковь Казанчи в Шуше, как и другие албанские церкви Карабаха, будет восстановлена и передана законным хозяевам». Речь о шушинском соборе Св. Христа Всеспасителя (церковь Казанчецоц), построенном во второй половине XIX века. Благодаря строительной надписи на одной из стен храма известны имена архитектора (Симеон Тер-Акопянц) и мастера (Аветис Ярамишянц). Другая надпись, помещенная над южным входом, гласит: «Благодатью и милостью всемогущего Бога построен чудотворный святой собор на средства и пожертвования прихожан церкви Всеспасителя Казанчецоц города Шуши, строительство которой было начато в 1868 году при царствовании всемогущего самодержца императора всея Руси Александра II и при патриаршестве Геворга IV и закончилось в 1887 году, во время коронации сына Его Величества, благословенного императора Александра III при католикосе Макаре I 20 сентября 1888 года». Фотографии надписей доступны в открытых источниках, в том числе на сайте проекта Monument Watch. Однако есть веские основания полагать, что за последние годы эти надписи со стен храма были удалены.

Церковь Казанчецоц в Шуши, сентябрь 2020 г. Фото: Евгения Енгибарян

Начало ХХ века. Церковь Казанчецоц с куполом. Фото: архив

Октябрь 2020 года. Церковь Казанчецоц после бомбежки. Скриншот

Церковь Казанчецоц в Шуши после «реставрации». Фото: из азербайджанских открытых источников, 2025 г.
Послевоенная история церкви Казанчецоц — наглядный пример политики по отношению к армянскому культурно-историческому наследию в Арцахе. В конце ноября 2020 года в Азербайджане была оперативно создана рабочая группа по историческим и культурным памятникам, находящимся на «освобожденных» территориях. Направление деятельности группы — «определение нынешнего состояния культурных ценностей, оценка нанесенного им ущерба, их классификация, а также организация работ по восстановлению национально-культурного наследия азербайджанского народа». Сразу же по окончании 44-дневной войны, после того как 8 октября 2020 года азербайджанские ВС дважды бомбили эту церковь, было объявлено о намерении ее реставрировать и придать ей «первоначальный исторический вид» — то есть без армянских строительных надписей, без крестов, без купола, которого, по утверждениям азербайджанских ответственных лиц, «никогда ранее не было, пока армяне не отреставрировали церковь в конце 1990-х, искусственно арменизировав ее». Разумеется, изначально купол был — есть фотодоказательства того, как выглядела церковь на рубеже XIX–XX веков вплоть до 1920 года, однако ратующие за изначальное отсутствие купола предпочитают их попросту не замечать.
Но не только это примечательно в данном кейсе. Дело в том, что, придумывая историю о неармянском происхождении армянской церкви, азербайджанцы сами запутались. Имея целью обосновать «армянские фальсификации», они представляют ее то албанской, то русской православной, причем два этих взаимоисключающих друг друга тезиса одновременно фигурируют в их прессе, в интервью официальных лиц, деятелей науки и культуры.
К примеру, эксперт по исследованию культурного наследия, сотрудник института истории и этнологии, по совместительству профессор Московского отделения Международной академии архитекторов Фаиг Исмаилов уверенно заявляет, что эта церковь — русская православная, поскольку в 1860-е годы российская администрация пригласила армян из Нахичевана с целью строительства церкви для военных русского гарнизона.
Однако в то же время живет активной жизнью еще одно утверждение от другого уважаемого в Азербайджане деятеля: эта церковь — тюркская христианская, построенная на месте древнего зороастрийского храма. Якобы ее построили тюрки-христиане, в XIX веке переселившиеся в Шуши из нахичеванского села Газанчи. Автор этого тезиса — директор Центра истории Кавказа, ученый, конфликтолог, автор книг и видеоциклов на тему истории региона Ризван Гусейнов, заменивший в своих рассуждениях армян из села Газанчи (бывшее армянское село Шахкерт), действительно переселившихся ранее в Шуши и построивших эту церковь, на неких тюрок-христиан.
* * *
Теперь перенесемся в арцахское село Талиш: там азербайджанские идеологи обвиняют армян не только в исторических фальсификациях, но и в вандализме. Заявляется о том, что армянская церковь Святого Всеспасителя, построенная в 1894 году, является албано-удинской, пострадавшей от попыток арменизации. Подобное обвинение не ново: это говорится почти обо всех армянских церквях, построенных вплоть до начала ХХ века. Зато второй «факт» таков. Азербайджан в лице Ильхама Алиева, а также местных историков, активистов русской общины и представителей РПЦ обвиняет армян в разрушении русской православной церкви села Талиш. «Армяне беспощадно, безжалостно, безбожно разрушили такой великолепный храм», — утверждает на видео русский священник. «Мы восстановим эту русскую православную церковь. В отличие от армян, мы уважаем все религиозные памятники», — говорит посетивший село президент Алиев.
О каком же храме идет речь, если в Талише не было русской церкви? Действительно, такой церкви не было, но зато был Дом культуры. То, что азербайджанская пропаганда выдает за оскверненный православный храм, два века назад якобы возведенный русскими, на самом деле — здание бывшего сельского Дома культуры, построенное в 1957–1959 годах. Этот ДК прекрасно помнят талишцы старшего поколения, известны подробности его строительства, как и имена тех, кто строил. Даже несведущим в архитектуре понятно, что это строение не похоже на храм — это типичный советский сельский клуб, который действовал в Талише до начала 90-х, впоследствии пострадав во время боевых действий.

Кадр из фильма азербайджанского телеканала, где здание бывшего Дома культуры в селе Талиш выдается за русскую церковь
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Однако в Азербайджане в этом не видят проблемы: если крыша скатная, значит, окрестим русской церковью. При этом на фоне подобной заботы о русском духовном наследии возникает вопрос: как случилось, что в начале 2024 года до основания была снесена шушинская церковь Иоанна Крестителя, или Канач жам, о которой в Азербайджане также на всех уровнях заявлялось, что это «русская церковь, арменизированная во время оккупации»?
* * *
Еще один пример — история с «обнаружением армянского кустарного цеха по искусственному состариванию хачкаров». В середине ноября 2020 года, за неделю до того, как ВС Азербайджана получили возможность войти в Карвачар (район Карабаха, перешедший под контроль Азербайджана согласно трехстороннему заявлению от 09.11.2020), азербайджанские медиа опубликовали следующую информацию: «в Кельбаджаре обнаружена армянская мастерская по производству фальшивых исторических реликвий». «Новость» основывалась на трех фотографиях: на первой были изображены три почерневших хачкара, а на двух других возле ряда крест-камней была видна строительная тележка. Утверждалось, что это «неопровержимое доказательство армянских фальсификаций с целью «удревнения» армянами своей вымышленной истории на азербайджанской земле и обоснования своих притязаний на Карабах». По утверждению Азербайджана, армяне поливали новоизготовленные хачкары кислотой, затем помещали их в агрессивную среду, чтобы процесс старения камня шел быстрее, закапывали в землю, а потом выкапывали, выдавая за аутентичные древние крест-камни.

Хачкар (крест-камень) на средневековом кладбище в одном из сел Мартакертского района. Фото: Евгения Енгибарян
На самом деле две представленные фотографии были взяты с сайта российских блогеров-путешественников, неких Кирилла и Ани, за несколько лет до того посетивших село Неркин Геташен, которое находится возле озера Севан в Гегаркуникском марзе Армении. Супруги сфотографировали там церковь Котаванк, хачкары с тележкой, находящиеся на ее территории, и выложили снимки на сайте о своих путешествиях. Фотографию же почерневших хачкаров азербайджанские СМИ взяли с другого ресурса — сайта армянской туркомпании. Эти три хачкара стоят возле лестницы, ведущей к церквям Севанаванка, которые расположены на Севанском полуострове в той же области Армении.
Если раньше происходила последовательная ликвидация армянского культурного наследия в Нахичеване, то теперь происходит системное стирание армянского следа в Арцахе, представляющее собой если не снос исторических объектов, то либо их албанизацию, либо русификацию, либо тюркохристианизацию.
* * *
Кроме села Карин-так в Шушинском районе, уничтожено село Мохренес (Гадрутский район) вместе с церковью Святого Саркиса XIX века, разрушены села Тсамдзор, Тахут и Мариамадзор, начисто снесена шушинская церковь Канач жам, разрушена церковь XIX века в селе Тандзатап, ликвидированы две церкви, построенные в период независимости Арцаха, — в Бердзоре (Лачин) и Мехакаване (Джебраил). Уничтожена большая часть села Схнах и его кладбище, шушинское кладбище Казанчецоц с надгробными камнями на армянских могилах XVIII–XIX веков, множество хачкаров.

На скриншоте google map видно, что шушинская церковь Канач жам снесена
Организации и специалисты собирают факты о состоянии историко-культурных памятников. Одна из платформ — Monument Watch: независимый академический портал с подлинными сведениями о наследии Арцаха, текстовыми, иллюстративными и фотоматериалами, где, кроме того, фиксируются разрушения с помощью данных исследовательской программы Caucasus Heritage Watch, которая изучает спутниковые снимки.

Армине Айрапетян с коллегами осматривают надгробный камень на средневековом кладбище в одном из сел Мартакертского района Арцаха, февраль 2022 года. Фото: Евгения Енгибарян
Бывший руководитель организации Artsakh Monuments Армине Айрапетян теперь работает в команде Hishatakaran (коллектор памяти, банк данных). Это программа академической документации материального культурного наследия Арцаха, созданная для изучения и документирования находящихся под угрозой исчезновения армянских историко-культурных памятников. Ее цель — максимально защитить памятники от уничтожения, трансформации, присвоения, а также передать их будущим поколениям с максимально полной документацией.
«На спутниковом снимке мы смотрим, к примеру, на церковь, видим, что здание стоит, но мы не можем видеть, на месте ли надписи. У нас пока нет данных о перебивании или уничтожении протоколов, но все мы видели, как Алиев стоит возле средневековой церкви Цахкаванк в гадрутском селе Цакури, показывает на надпись и говорит, что это подлежащая ликвидации армянская фальсификация. Нам нужно больше говорить о наших памятниках, вести информационно-пропагандистскую работу, подключать диаспору, чтобы на разных мировых научных площадках говорилось о настоящей истории, о памятниках и об угрозе, которая над ними нависла.

Армянские надгробные камни старого кладбища в Шуши. Фото: Monument Watch

Скриншот снимков Caucasus Heritage Watch, демонстрирующих уничтожение кладбища
Что делает Азербайджан? Активно издает книги, которые лженаучны, но пропагандистски насыщенны, где всё их содержание направлено против нас, организует конференции, продвигает свои фальшивые нарративы. А мы? Мы не должны терять время и опускать руки, ссылаясь на бесполезность борьбы. Нам много есть что сказать и сделать. Нужно работать. Однажды наш труд пригодится и даст результат», — считает Армине.
В Арцахе осталось более 5000 памятников, среди них — шедевры всемирного значения. Специалисты, занимающиеся фиксацией и сохранением информации об утраченном культурном наследии, отмечают недостаточность работы по сохранности, предотвращению уничтожения или фальсификации армянского наследия Арцаха, которая должна проводиться Арменией на государственном уровне.
«Важно как можно громче озвучивать проблему, и очень важно то, как она освещается в прессе. В данный момент у нас единственный рычаг воздействия на политику Азербайджана в этой сфере — это общественное мнение, — говорит Сергей Шахвердян, глава общественной организации «Агентство по развитию культуры и туризма Арцаха», которая занимается мониторингом наследия и созданием каталогов. — Действенные технические механизмы по защите культурного наследия Арцаха находятся в руках армянского государства. Мы имеем серьезные судебные решения, которые обязывают Азербайджан содержать в порядке как имущество армян, так и культурные ценности, однако в связи с политическими тенденциями все наследие может остаться без международной защиты».

Армине Тигранян на международной конференции ОБСЕ по правам человека. Варшава, октябрь 2025 года. Фото: личный архив
Эксперт по культурному наследию, автор ряда тематических монографий, кандидат исторических наук Армине Тигранян активно поднимает проблему не только на местных площадках, но и за рубежом, выступая с докладами в том числе о культурном геноциде в Арцахе на различных международных конференциях. В 2024 году она выступала с трибуны Европарламента, в октябре 2025-го — на международной конференции по правам человека в странах-членах ОБСЕ, которая проходила в Варшаве.
«Знаете, все задают вопрос о том, как предотвратить фальсификацию армянского наследия. Но сегодня на него ответа нет, — признаёт эксперт. — Азербайджан совершает преступления, игнорирует решения международных судов, но сейчас не та эпоха, когда за преступление отрубали руку. Каждый год Европейский суд выпускает резолюции, осуждающие действия Азербайджана. По решению Европарламента от 2022 года видно, что в этой структуре хорошо понимают, что албанская тема абсолютно вымышленная и ложная. О действиях Азербайджана уже так много информации, что все всё знают, все осуждают, но конкретных методов заставить его прекратить геноцидальную политику, к сожалению, нет. Да, законы не работают, но нужно признать, что если бы их не было, то, возможно, было бы еще хуже.
Что касается ЮНЕСКО, то для того чтобы эта организация смогла начать заниматься вопросом изучения памятников на территории Арцаха, ее представители должны туда попасть, но Азербайджан не разрешает — он не пускает ЮНЕСКО в Карабах. Для ЮНЕСКО важно не то, кому принадлежат памятники, а то, на чьей территории они находятся. К тому же не секрет, что эта организация в очень хороших отношениях с Азербайджаном, как не секрет и то, что она довольно коррумпирована. Все помнят, что долгое время жена Алиева была послом доброй воли ЮНЕСКО.
Тем не менее тему уничтожения и угрозы армянскому наследию нужно как можно больше поднимать на всех возможных площадках — в ООН, в Европарламенте, в том же ЮНЕСКО, в других инстанциях, на других платформах, и чем чаще и громче мы будем об этом говорить, тем лучше. Уже много кто осудил политику Азербайджана — пусть осуждают дальше, эта тенденция должна усиливаться. Десять наших выступлений дадут один результат в виде какого-нибудь заявления международной структуры, и этого должно быть больше. Возможно, это даст результат».
Евгения Енгибарян
P.S.
В начале декабря 2021 года, спустя год и два месяца после того, как азербайджанские ВС бомбили в Шуши церковь Казанчецоц, Азербайджан был избран членом Комитета ЮНЕСКО по защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

