В минувший понедельник, 27 октября, Хамовнический суд Москвы приговорил основателя международной процессинговой компании ChronoPay Павла Врублевского к 10 годам колонии общего режима.
По версии обвинения, в апреле 2019 года Врублевский создал преступную группу, которая за три последующие года путем мошенничества выманила у 29 владельцев карт Сбербанка 437 тысяч 500 рублей. Кроме того, опять же по версии обвинения, еще 97 тысяч 300 рублей Врублевский с подельниками у восьми клиентов Сбербанка просто украли.
Суд признал доказанным, что Врублевский и еще четверо участников группы совершили преступления, ответственность за которые предусмотрена ч. 4 ст. 159 УК (мошенничество в особо крупном размере), ч. 4 ст. 174.1 УК (легализация денежных средств, полученных преступным путем), ч. 2 ст. 187 УК (неправомерный оборот средств платежей) и ч. 4 ст. 158 УК РФ (кража, совершенная организованной группой).
Строго наказаны и установленные подельники: Алексей Беляев получил 8 лет колонии общего режима, Надежда Акимова приговорена к 6 годам колонии, Матвей Ведяшкин — к 5 годам.

Алексей Беляев. Фото: Игорь Иванко / Коммерсантъ
Акимову и Ведяшкина взяли под стражу в зале суда, поскольку они находились под подписками о невыезде.
Еще один участник преступной группы, который сразу после ареста решил признать вину и пошел на сделку со следствием, в прошлом году был приговорен к трем годам колонии общего режима.
Это, казалось бы, заурядное мошенническое дело начинает вызывать вопросы, если чуть более пристально, чем следствие, присмотреться к мотивам преступников.
За три года криминального промысла группа Врублевского увела с банковских карт 37 россиян порядка 540 тысяч рублей. Это около 180 тысяч рублей в год. Или 15 тысяч рублей в месяц. На пятерых.
По три тысячи рублей в месяц на каждого. Выходит, что если бы эти пятеро вообще ничего не делали, не работали, а дошли до биржи труда и зарегистрировались в качестве безработных, то получали бы куда больше в качестве пособия. В чем же был их корыстный умысел?
Генезис дела становится куда более понятным, если вспомнить, кто такой Павел Врублевский и что из себя представляет компания ChronoPay.
Кибермиллионер
Врублевский основал ChronoPay в 2003 году, когда ему было 23 года, а к своим 25 годам стал долларовым миллионером. Первоначально его компания работала в Амстердаме, но в 2005 году пришла в Россию и стремительно стала лидером обработки платежей кредитными картами в России, заняв примерно четверть рынка. ChronoPay обслуживал не только российские компании, но и крупные транснациональные корпорации, включая Sony и Microsoft. Множество российских благотворительных фондов и некоммерческих организаций в конце нулевых также использовали ChronoPay.
К 2011 году офисы ChronoPay работали в Москве, Амстердаме и Барселоне, во Флориде и Риге. В Китае начали работать две франшизы. В компании тогда числилось более двухсот сотрудников.
Еще в конце нулевых, до всех потрясений, постигших Россию, Врублевский предлагал создать Национальную платежную систему.

Фото: Анастасия Кулагина / Коммерсантъ
Его компания выступала спонсором чемпионата России по баскетболу. И в качестве спонсорской помощи только в сезоне 2011‒2012 года выделила полтора миллиона долларов на развитие баскетбола. По курсу того времени — это порядка пятидесяти миллионов рублей. Сумма — большая, но не для ChronoPay. В 2010 году компания Врублевского ежемесячно зарабатывала гораздо, гораздо больше, чем выделяла в качестве спонсорского взноса на развитие спорта.
В интернете легко найти фотографию, на которой Врублевский запечатлен с Сергеем Ивановым, который в разные годы занимал должности министра обороны России, руководителя администрации президента России, вице-премьера, секретаря Совбеза РФ.
Фотография сделана 23 апреля 2011 года в Казани, в Баскет-холле, на «Финале четырех» баскетбольной Единой лиги ВТБ. В тот самый день, когда подмосковный баскетбольный клуб «Химки» сенсационно обыграл ЦСКА и стал обладателем кубка Лиги ВТБ 2011 года. Среди зрителей этого матча и оказались почетный президент баскетбольной Единой лиги ВТБ Сергей Иванов и основатель компании ChronoPay Павел Врублевский.
Разоблачитель
К тому времени, когда Иванов и Врублевский вместе оказались на трибуне Баскет-холла в Казани, молодой интернет-миллионер уже получил всемирную известность: американский журналист Брайан Кребс, специализирующийся на компьютерной безопасности, назвал Врублевского «киберпреступником № 1 в мире» (подробности в «Новой» от 30 ноября 2012 года).
Кто такой Брайан Кребс? Это журналист, который с 2005 год вел еженедельную колонку о кибербезопасности в газете The Washington Post. В декабре 2009 года он уволился из газеты и полностью сосредоточился на исследованиях и анализе киберпространства, результаты которых выкладывал в своем блоге. Ежедневно публикации Кребса в его блоге читали до миллиона человек во всем мире.
В 2014 году Кребс выпустил книгу «Нация спама», которая в США стала бестселлером. Много страниц этой книги были посвящены истории жизни российского бизнесмена Врублевского.
Примечательно, что обвинения Брайана Кребса в адрес Врублевского активизировались в то самое время, когда тот проходил фигурантом уголовного дела о кибератаке на систему продаж билетов «Аэрофлота». По этому уголовному делу Врублевский получил срок, отсидев который освободился в 2014 году. А в 2016 году он стал ключевым свидетелем по другому уголовному делу — в отношении полковника ФСБ Сергея Михайлова, бывшего замглавы Центра информационной безопасности ФСБ, занимающегося расследованием преступлений в интернете. Писал об этом деле и Брайан Кребс.
В начале 2017 года Кребс выложил в своем блоге текст, в котором намекнул, что именно Сергей Михайлов якобы был одним из его источников, передавших ему тысячи конфиденциальных документов по киберделам в России.
Такие же предположения по поводу полковника Михайлова и его коллег высказывал и Врублевский — в соцсетях и на форумах айтишников еще в 2010 году.
В феврале 2019 года Московский окружной военный суд подтвердил, что Врублевский был прав. Полковника ФСБ Сергея Михайлова лишили офицерского звания, ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени и приговорили к 22 годам колонии строгого режима. По статье 275 УК, предусматривающей наказание именно за государственную измену. Суд установил и признал доказанным, что чекист Михайлов передал западным спецслужбам информацию, которая раскрывает способы и методы ведения оперативно-разыскной деятельности ФСБ.

Обложка книги Брайана Кребса. Фото: соцсети
После вынесения приговора в отношении Михайлова и его подельников Врублевский в интервью CNN сказал: «Приговор Михайлову — это хорошая новость для обеих стран, эти люди напрямую виновны в киберистерии, охватившей США и Россию и дошедшей до обвинений [России] во взломе выборов в США».
На судебном процессе в отношении полковника Михайлова и его подельников Врублевский выступал одним из свидетелей. Какие показания он дал, неизвестно: судебный процесс прошел в закрытом режиме, а уголовное дело до сих пор находится под грифом «секретно». Однако в ходе нынешнего судебного процесса в Хамовническом суде Москвы уже над самим Врублевским, он не раз заявлял, что это уголовное преследование — не что иное, как месть оставшихся на свободе товарищей Михайлова.

Сергей Михайлов. Фото: Агентство Москва
Самое крупное дело
Врублевский и подельники были арестованы 11 марта 2022 года. МВД бодро отрапортовало, что обезвредило группировку интернет-мошенников, которые за последние два года вывели в теневой оборот порядка четырех миллиардов рублей. О крупном успехе МВД рассказали федеральные телеканалы. Доклад о подробностях сокрушительного удара по киберпреступности ушел в администрацию президента. Гордостью за своих подчиненных с Путиным поделился глава МВД.
Появился и официальный пресс-релиз МВД: «…проведено более 30 обысков в жилищах и офисных помещениях в городе Москве, Московской, Владимирской и Воронежской областях. Изъято более 100 единиц серверов и другой компьютерной техники, свыше 350 тысяч долларов США, 50 тысяч евро и другие предметы, имеющие доказательственное значение. В качестве свидетелей допрошены 18 человек». Тогда же, в марте 2022 года, из недр МВД в прессу утекла цифра из доклада в администрацию президента: в этом уголовном деле порядка 100 тыс. пострадавших от действий подозреваемых.
Но 350 тысяч долларов и 50 тысяч евро в массе своей оказались деньгами людей, просто знакомых с Врублевским, напрасно заподозренных следствием в причастности к преступлению, даже тех, у кого были проведены обыски и изъяты средства. Этих людей угораздило аккумулировать крупные суммы налички как раз перед обысками. Кто-то собирался купить автомобиль, кто-то квартиру. Все эти деньги следствию пришлось вернуть.
В итоге из 100 тысяч пострадавших, о которых рапортовало МВД, потерпевшими были признаны… 37 человек. Из них лишь пятеро подтвердили свои показания в Хамовническом суде.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
В общем, на выходе оказалось, что три сотни оперативников, следователей, бойцов спецподразделений МВД, которые участвовали в крупнейшей в истории МВД спецоперации — в одновременном проведении обысков по тридцати адресам в четырех субъектах Федерации — на самом деле всего лишь «чижика съели».
Уже в ходе судебного процесса выяснилось, что потерпевшие по этому уголовному делу обращались с заявлениями о преступлении не к участковым и не в районные отделения полиции. А писали заявления сразу на имя генерал-лейтенанта полиции, начальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции Андрея Курносенко.
Вот только несколько их историй (фамилии известны редакции, но по понятным причинам мы их не называем. — И. М.).
8 января 2020 года 35-летняя Оксана, жительница башкирского города Туймазы, работающая юристом, увидела во «ВКонтакте» рекламу возможности подзаработать, участвуя в торгах на бирже. Оксана прошла по некой ссылке, решив включиться в биржевые торги. Чтобы стать брокером, девушка активизировала свой личный кабинет, перечислив на указанный счет 2234 рубля 40 копеек.
Поторговала Оксана удачно, и в первый же день заработала 1717 долларов. Но чтобы вывести эти деньги с торговой площадки, потребовалось заплатить что-то вроде комиссионных — 5586 рублей 56 копеек.
9 января Оксана дошла до банкомата, пополнила свою банковскую карточку и перевела 5586 рублей 56 копеек.
Из протокола допроса Оксаны в туймазинской полиции:
«После этого мне снова поступил запрос для внесения денежных средств в размере 10 000 рублей, но я уже догадалась, что в отношении меня совершаются мошеннические действия… Таким образом, мне причинен значительный ущерб на общую сумму 7820 рублей».
Оксана сразу же написала заявление на имя начальника Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД генерал-лейтенанта Андрея Курносенко.
Заявление на имя генерал-лейтенанта Курносенко написал и 26-летний безработный Дамир, живущий в деревне в Рузаевском районе Мордовии.

Генерал-лейтенант Андрей Курносенко. Фото: мвд.рф
Парень выиграл в интернете несколько тысяч долларов, но чтобы вывести эти деньги со своего виртуального счета на банковский, он заплатил тремя траншами 22 718 рублей. Эти деньги парень потерял, а свой выигрыш так и не увидел. Вот и попросил Дамир найти мошенников не кого-нибудь, а лично генерал-лейтенанта Курносенко.
33-летняя Акулина, живущая в Якутии, находилась в декретном отпуске. Она не искушала судьбу, пытаясь подзаработать в интернете. Но 29 февраля 2020 года около десяти часов вечера женщина получила письмо на свою электронную почту. В письме было написано, что ей положены налоговые вычеты и комиссионные выплаты, но чтобы получить их, необходимо заполнить анкету. Акулина заполнила анкету, указав в том числе свои паспортные данные, номер своей банковской карты и трехзначный код.
4 марта женщина обнаружила, что с ее карты неизвестные злоумышленники похитили 43 561 рубль, тридцатью пятью транзакциями на суммы от 256 до 7446 рублей.
И подобные истории происходили во многих городах России.
Правосудие в ступоре
Уголовное дело было возбуждено 13 апреля 2020 года в Самаре. Потом его объединили с другими уголовными делами. И в конце концов, оно оказалось в производстве отдела по расследованию организованной преступной деятельности Следственного департамента МВД России. А там решили, что организатор всех этих разрозненных преступлений — Павел Врублевский, поскольку все платежи потерпевших проходили через процессинг компании ChronoPay.
Но вот что интересно. Все транзакции, признанные преступными, компания ChronoPay проводила в рамках оказания процессинговых услуг одному из российских банков. Между банком и компанией ChronoPay был заключен договор, один из пунктов которого предусматривал, что в случае претензий клиентов ChronoPay тут же возвращает деньги. Не банк возвращает — а именно компания ChronoPay.
Так вот:
практически всем потерпевшим по уголовному делу ChronoPay вернула все деньги, которые у них похитили. При этом возврат был произведен еще до ареста Врублевского. Сразу после того, как жертвы мошенников обращались в свои банки с заявлениями о неправомерном списании средств с их банковских карточек.
Есть в уголовном деле еще один любопытный момент. Судя по материалам, имеющимся в распоряжении редакции, изначально следствие предполагало, что в «преступной группировке Врублевского» состоит не менее двадцати человек.
3 марта 2022 года следователь по особо важным делам майор Морозов подписал ходатайство о проведении обысков. В этом документе офицер полиции назвал точное число лиц, которых заподозрил в причастности к киберпреступлениям. Так и написал, что из имеющихся данных следует, к преступлению причастны или осведомлены о преступной деятельности Врублевского не менее двадцати человек. И что в квартирах и домах всех этих лиц необходимо провести обыск. Потому что «имеются достаточные основания полагать, что в этих квартирах могут находиться орудия, оборудование или иные средства совершения преступлений, а также иные предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела».
5 марта 2022 года Тверской суд Москвы удовлетворил ходатайство на проведение обыска по двадцати адресам. А 10 марта около шести часов утра три сотни сотрудников полиции, СОБР, ОМОН нагрянули на эти самые два десятка адресов в Москве, Подмосковье, Владимирской и Воронежской областях.
Но, повторюсь, к финалу истории 100 тыс. потерпевших скукожились до 37 человек. Миллиарды, «выведенные в теневой оборот», о которых МВД доложило и стране, и Кремлю, тоже не подтвердились. К окончанию судебного процесса это стало очевидно всем, кто следил за развитием событий в Хамовническом суде Москвы.
В январе этого года судебное следствие по «делу Врублевского» в Хамовническом суде завершилось. Прошли прения. Подсудимые выступили с последним словом. Оставалось последнее слово последнего подсудимого — Матвея Ведяшкина. И тут судебная машина дала сбой. С тех пор на протяжении девяти месяцев федеральный судья Марина Сырова назначала судебные заседания регулярно. Но как только в зале суда собирались подсудимые, их адвокаты, пресса и слушатели, судья, объявив о продолжении процесса, тут же делала перерыв. Нередко заседания и вовсе не проводились, а просто переносились. Без объяснения причин.
Замешательство суда легко объяснимо. Однако и рассчитывать на оправдательный приговор в связи с отсутствием события преступления было бы странно. Иначе как объяснить бессмысленную беготню трех сотен сотрудников МВД в четырех субъектах Федерации?
Как оправдать бессмысленное перекладывание бумажек десятками сотрудников прокуратуры и судов, которые утверждали обвинение и десятки раз продлевали аресты фигурантам уголовного дела без малого четыре года? Разгром крупной банды киберпреступников оказался мифом.
Но про этот миф как про свершившийся факт, повторюсь, МВД уже доложило даже президенту Россию.
Вынесенным приговором федеральный судья Марина Сырова замыла, как смогла, мундир силовиков.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

