Группа депутатов внесла в Госдуму предложения по поправкам в закон о локализации автомобилей для такси.
Поправки предлагают разрешить самозанятым таксистам работать на машинах, которые не соответствуют требованиям локализации, до 2033 года. Для этого автомобиль должен быть в собственности водителя более полугода.
Доля таких случаев в региональных реестрах такси для каждого региона, по задумке, составит не более 25%. Минтранс сможет устанавливать квоты, но должен будет сообщать о них ежегодно, не позднее 20 января, а в первый раз — не позднее 1 марта 2026 года. Уполномоченные органы должны будут раз в квартал публиковать информацию о нераспределенной части квоты — правда, пока не указанно, какие именно.
Идея ввести квоты на автомобили для самозанятых таксистов позволит адаптировать требования закона о локализации к «текущим реалиям» и обеспечить постепенное обновление парка, снизить риск ухода водителей в тень, пишут авторы законопроекта в пояснительной записке. По их расчетам со ссылкой на данные ВШЭ, это сохранит 76,2 млрд рублей налогов за три года.
Закон о локализации такси обязывает таксистов пересесть на автомобили российской сборки. Он вступит в силу с 1 марта 2026 года. Минпромторг публиковал первичный перечень допустимых автомобилей: в их числе Lada, УАЗ, «Москвич» (локализованный китайский) и другие «российские» марки, а также китайский Haval.
Инициативу критикуют и эксперты, и сами сервисы такси.
В «Яндекс Такси», к примеру, отмечали что закон о локализации сделает невозможной работу для десятков тысяч самозанятых водителей, особенно в регионах, где с рынка могут уйти 70–90% таксистов.