Во Франции начался процесс, который юристы уже называют прецедентным: на скамье подсудимых — четверо болгар, обвинённых в участии в скоординированной операции, в результате которой в ночь на 14 мая 2024 года был осквернён мемориал Холокоста под Парижем. Мирчо Ангелова, Георгия Филипова, Кирила Милушева и Николая Иванова судят по обвинениям, которые французская прокуратура квалифицирует как «акт вандализма с целью разжигания общественной напряжённости».
Следствие дало происшествию символическое название — «Афера красных рук». Обвиняемые оставили на Стене праведников, части Музея Холокоста, тридцать пять отпечатков кровавых ладоней — визуальный знак провокации, одновременно шокирующий и легко распространяемый в соцсетях. В подготовке и осуществлении акции власти усматривают прямое участие Москвы: большинство публикаций приходилось на аккаунты, тем или иным образом связанные с Россией, заявила прокуратура.
После акта вандализма обвиняемым удалось ненадолго уйти от преследования: сначала в Бельгию, затем — самолётом в Софию. Трое из четырех обвиняемых были задержаны в Болгарии и Хорватии и экстрадированы во Францию. Они присутствовали на суде. Предполагаемый организатор, Мирчо Ангелов, находится в бегах, и его судят заочно.
В суде Георги Филипов признал, что рисовал красные руки за 1000 евро, а Кирил Милушев — что снимал это на видео за 500 евро, делая это по указанию Ангелова. Обвиняемым грозит до семи лет тюрьмы.
Европейские расследования всё чаще фиксируют, что в интересах Москвы используются уязвимые или малооплачиваемые слои населения в ролях «одноразовых» исполнителей диверсий, саботажа и «информационных провокаций». Этот подход отмечали в Польше, Германии, Великобритании, Чехии, странах Балтии, на Балканах.
В мае этого года лондонский суд осудил трёх граждан Болгарии, которые на протяжении нескольких лет работали на российские спецслужбы под прикрытием гражданских профессий. Британская прокуратура отмечала тогда, что речь идёт не о шпионаже высокого уровня, а о людях, которых Москва использовала как «низовой ресурс».
Подобных «прокси» Россия стала нанимать после высылки из европейских стран в 2022–2023 годах сотен российских разведчиков с дипломатическими паспортами.
Механика проста: через мессенджеры и даркнет набираются исполнители, им обещают оплату — как правило, невеликую — за выполнение конкретной «работы». Исполнители либо не знают всей картины, либо считают, что это «просто заказ».
Такой подход делает операцию дешёвой, трудной для раннего обнаружения и одновременно болезненной для общества, когда объектом нападения становятся символы памяти и гражданского согласия. Но с другой стороны, рост таких случаев в Европе заставляет следователей разных стран все чаще координироваться между собой, повышая эффективность раскрытия таких преступлений.